Оглавление

Никто не услышит ваш крик — самые мрачные игры про космос

Returnal, Dead Space, Alien: Isolation и другие представители жанра sci-fi, которые не советуют человечеству покидать пределы Солнечной системы

Многие популярные фантастические произведения рисуют довольно оптимистическую картину далекого будущего, в котором земляне дотянулись до звезд и создали процветающую цивилизацию. Наглядный пример — недавно перевыпущенная в виде ремастера Mass Effect, которая романтизирует освоение космоса. Да, в мире ME полно опасностей, однако в нем также нашлось место дружбе, преданности, надежде и многочисленным увлекательным приключениям. Но далеко не все авторы разделяют взгляд BioWare: если поискать, то найдутся sci-fi игры, которые не спешат изображать космос гостеприимным пространством, зазывающим первооткрывателей с распростертыми объятиями. О таких проектах и пойдет речь в этом материале.

Returnal





Что может быть хуже, чем бесконечно переживать один и тот же день по кругу? Делать это не на Земле. В Returnal астронавт Селена потерпела крушение на загадочной планете Атропос и застряла во временной петле. Все коренные разумные обитатели этого мира давно куда-то исчезли, вымерли или сошли с ума, поэтому Селена вынуждена искать ответы на свои многочисленные вопросы посреди руин древних городов, превратившихся в гигантские некрополи. Returnal давит на игрока меланхоличной атмосферой, угнетает его видом непонятных архитектурных памятников, пугает массовыми захоронениями с окаменевшими трупами аборигенов и ужасает более «свежими» телами прошлых версий Селены, которые остаются на Атропосе после каждой гибели астронавта. И да, умирать героине приходится регулярно, потому что агрессивная фауна планеты в покое оставлять ее не собирается. Вот уж действительно участь, которой не позавидуешь.



Как именно Селена попала во временную петлю и можно ли из нее выбраться — главная интрига игры, которую не стоит спойлерить (справедливости ради, сюжет у Returnal настолько запутанный, что его в любом случае не получится вот так просто взять и объяснить в двух словах).

Dead Space





Если Returnal советует игнорировать сигналы бедствия, доносящиеся из космоса, то Dead Space рекомендует не пытаться наладить связь с кораблем или колонией, которая ушла в радиомолчание.

В первой игре трилогии инженер Айзек Кларк и его напарники отправляются к орбите далекой планеты Эгида VII, возле которой дрейфует USG «Иcимура» — огромный космический крейсер, разрушающий целые миры ради полезных ископаемых. Оказывается, «Иcимура» не просто так перестал подавать какие-либо признаки жизни: почти весь его многочисленный экипаж был уничтожен после того, как на борт подняли загадочный Красный Обелиск. Более того, люди не просто посходили с ума и убили друг друга, но и превратились в ужасающих тварей некроморфов — живучих космических зомби, которых надо буквально разрезать на части, чтобы остановить.



Что любопытно, самое пугающее в мире Dead Space — это не столько монстры-некроморфы, сколько религиозные фанатики, мечтающие устроить апокалипсис. В далеком будущем, согласно видению авторов, мировой религией стала Юнитология — жуткий культ, лидеры которого при помощи Обелисков мечтают вывести человечество на новый виток развития.

System Shock



Dead Space, как и многие другие фантастические игры про выживание в космосе, была вдохновлена культовой System Shock. Авторы именно этой классики 1994-го одними из первых додумались поместить игрока в тесные коридоры огромной космической станции (тут она называется Цитадель) и окружить его разного рода недоброжелателями: кровожадными мутантами, сумасшедшими киборгами и роботами-убийцами.



System Shock — настоящий кошмар клаустрофоба: сориентироваться в полутемных, переплетенных между собой помещениях Цитадели — задача крайне стрессовая, особенно когда приходится считать каждый боеприпас и прятаться от многочисленных камер наблюдения, через которые за тобой следит безумный ИИ. И да, System Shock стала одной из первых игр, где роль главного злодея досталась искусственному интеллекту. SHODAN, контролирующая Цитадель, воспринимается как своего рода вездесущая высшая сила, присутствующая одновременно повсюду. После столкновения с ней начинаешь косо поглядывать даже на свой смартфон: вдруг у ассистента, встроенного в гаджет, тоже появятся геноцидные наклонности?

Alien: Isolation



Продолжая тему пугающих космических станций, нельзя не вспомнить «Севастополь», куда отправляется героиня Alien: Isolation — Аманда Рипли, дочь той самой Эллен Рипли. Именно на «Севастополь» попал бортовой самописец легендарного корабля USSCS Nostromo из первого «Чужого». Беда, правда, в том, что миссия по извлечению ценного груза быстро превращается в смертельно опасную, когда оказывается, что на станцию каким-то образом пробрался ксеноморф.



Alien: Isolation — не из тех фантастических игр, которые пытаются льстить геймерам и изображают землян наверху галактической пищевой цепочки. Нет, во вселенной «Чужих» столкновение даже с одним инопланетным организмом всегда влечет за собой катастрофические последствия. Isolation, как и другие игры и фильмы по именитой франшизе, изображает пришельцев идеальными машинами убийства, совершенными организмами, которые когда-нибудь да унаследуют наше место под Солнцем. Единственный верный способ случайно не привезти их на Землю — навсегда оставить космические путешествия в прошлом и не выходить за «порог» дома.

Игры по Warhammer 40K



По сравнению со вселенной «Молота войны», виртуальные миры всех остальных игр, упомянутых в этой статье, воспринимаются почти как курорты. А все потому, что в Warhammer 40K Млечный Путь битком набит тварями, мечтающими истребить человечество, причем многие из них даже не из нашей галактики или, еще хуже, вообще не из нашего измерения.



В будущем «Молота войны» миллионы звездных систем Империума человечества бесконечно отбивают нападения не только инопланетян всех мастей (от высокоразвитых эльдар до насекомоподобных тиранидов), но и других людей (еретиков, диверсантов и мутантов) и даже самых настоящих демонов. Не дай бог-император родиться вам на окраине государства: придется вступить в имперскую гвардию и скорее всего отдать жизнь за страну уже в первые недели службы. Причем смерть явно будет не самая приятная: очередного новобранца, скорее всего, съедят пришельцы, разорвут на части демоны, зарубят насмерть космические орки, замучают в плену садисты-эльфы или же его убьют каким-то другим способом из сотни возможных. И никто не вспомнит несчастного гвардейца, потому что каждый день в галактике умирают миллиарды таких солдат.

Если вы вдруг расстраиваетесь, что родились слишком поздно, чтобы исследовать Землю, но слишком рано, чтобы исследовать космос, то о последнем не спешите жалеть. Кто знает: может авторы мрачной научной фантастики на самом деле правы, и ничего хорошего нас не ждет в бескрайней темноте вселенной.

Ещё по теме:


Обсудить