Оглавление

Новая надежда: как создавались «Звездные войны»

Как многочисленные проблемы и всеобщее неверие не помешали «Звездным войнам» стать хитом

«Звездные войны» — один из самых известных и популярных сериалов в истории мирового кинематографа. В этом году ей исполняется 40 лет, а на экраны только что вышел восьмой эпизод саги: «Последние джедаи». По этому случаю мы решили вспомнить, как создавалась вселенная, по которой сейчас сходят с ума миллионы человек по всему миру, и какие трудности пришлось пережить Джорджу Лукасу на съемках «Новой надежды».

Мир до «Звездных войн»



В детстве Лукас мечтал сделать карьеру в автоспорте, но тяжелая авария, в которой он выжил лишь чудом, заставила 18-летнего юношу передумать и навсегда забыть о гонках. Кровоизлияние в легкое и пережитые потрясения отбили у Джорджа страсть к быстрой езде. В итоге он поступил в колледж, где у него появилось новое увлечение — там он впервые взялся за камеру. Серьезно заинтересовавшись кино, Лукас перевелся в школу кинематографии при Южно-Калифорнийском университете.

Шестидесятые были непростым временем для Америки и мира — война во Вьетнаме, убийство Кеннеди, всепроникающий страх ядерной войны. Все это нашло отражение в первых режиссерских работах Джорджа Лукаса, которые даже отдаленно не были похожи на «Звездные войны». Лукас жаждал снимать интеллектуальное авторское кино, что вкупе с непростым характером, трудолюбием и талантливостью делало его настоящей звездой среди сверстников.

«Электронный лабиринт THX 1138 EB» — одна из самых успешных короткометражек молодого Джорджа. На студенческом кинофестивале 1968 года она впечатлила многих, включая еще не знакомого с Лукасом Стивена Спилберга



Ближе к концу обучения Лукаса и прочих студентов-отличников отправили снимать документалку о создании фильма «Золото Маккены». Именно тогда Джордж впервые усомнился в своих идеалистических представлениях о Голливуде. Его бесило все — от высокомерия актеров до раздутых бюджетов. С тех пор он начал презирать именитых звезд и крупные киностудии.

Еще в студенческие годы, благодаря успеху короткометражек «1:42.08» и «Электронный лабиринт THX 1138 EB» Лукас познакомился с Фрэнсисом Копполой — будущим режиссером «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня». Именно Коппола первым дал Джорджу шанс проявить себя в полном метре и выступил продюсером его мрачной антиутопии «THX 1138», снятой на основе студенческого фильма. Но в начале семидесятых умная научная фантастика не пользовалась популярностью, из-за чего у фильма было мало шансов на коммерческий успех. Излишняя серьезность и пессимизм «THX 1138» так напугали боссов Warner Bros., что они без ведома Лукаса перемонтировали ленту и в измененном виде отправили в прокат. Впрочем, не помогло даже это — чистая прибыль прокатчика составила $945 тысяч. По голливудским меркам тех лет этого было недостаточно, чтобы считать картину успешной



Окончательно разочаровавшись в студийной системе, Лукас основал легендарную Lucasfilm и начал готовиться к съемкам «Американского граффити» — комедии о взрослении нескольких молодых людей из провинциального городка. Картина покорила миллионы зрителей, получила пять номинаций на «Оскар» и стала первой коммерчески успешной работой режиссера. При бюджете $775 тысяч, то есть почти как у «THX 1138», в американском прокате фильм собрал $115 миллионов. Тогда же Джордж продемонстрировал те свои качества, которые в дальнейшем приведут его к грандиозному успеху — расчетливость, настойчивость и дальновидность. Хотя ему и в этот раз было за что благодарить Копполу, который нашел деньги на съемки и спродюсировал картину.

Новая надежда



Работать над сценарием «Звездных войн» Джордж начал еще во время съемок «Американского граффити». Его новая идея показалась студийным боссам «немного странной». От него ждали очередной личной и глубокой истории, а не космической оперы, нацеленной на подростковую аудиторию. Голливуд тех лет в принципе не рассматривал подростков как потенциальных зрителей. Инвестировать в молодого режиссера решилась лишь «Двадцатый век Фокс», за плечами которой тогда уже было пять успешных фантастических фильмов из серии «Планета обезьян».

С этой кинокомпанией связан еще один важный момент, кардинально повлиявший на дальнейшую судьбу Лукаса. Режиссеру удалось уговорить боссов студии подписать необычный по тем временам контракт: «Двадцатый век Фокс» получала права на картину, а Джордж — на персонажей и на распространение сопутствующих товаров. Это соглашение опередило свое время и впоследствии сделало Лукаса миллиардером.



Сценарий фильма рождался в муках и долгое время выглядел полной белибердой. Истории многочисленных персонажей то растягивались, то сжимались. Герои то становились ключевыми действующими лицами, то полностью отходили на второй план. В ранних версиях сценария упоминались или действовали лица, которые оживут на экране не раньше, чем через двадцать лет. За первый год работы было написано всего тринадцать страниц. Лукас пытался по лоскутку сшить вселенную из всего, что вдохновляло его самого и было важной частью поп-культуры конца 60-х — начала 70-х. Одними из главных источников заимствования стали фильмы Акиры Куросавы и истории о космическом путешественнике Флэше Гордоне. Спустя два с половиной года кропотливого труда сценарий был завершен. Начались полномасштабные подготовки к съемкам, которые тоже прошли не особенно гладко.

Для начала предстояло подобрать актерский состав. Лукас намеренно не хотел снимать крупных звезд — увиденное им на площадке «Золота Маккены» отбило желание работать с капризными и непродуктивными, на его взгляд, актерами. Несмотря на то, что на каждую из ключевых ролей пробовались именитые мастера, Лукас отдал предпочтение теперь уже известному трио: дебютантке Кэрри Фишер, начинающему телевизионному актеру Марку Хэмиллу и Харрисону Форду, который тогда вообще подрабатывал плотником. Единственной звездой фильма стал Алек Гиннесс (Оби-Ван Кеноби), известный по картинам «Лоуренс Аравийский» и «Гитлер: Последние десять дней».

Уладив дела с актерами, Лукас столкнулся с новой проблемой: «Двадцатый век Фокс» расформировала внутренний отдел по производству спецэффектов. Впрочем, именно благодаря этому родилась другая легендарная компания Джорджа Лукаса — Industrial Light & Magic. Сегодня ILM — мастодонт мирового кино и, вероятно, самая влиятельная компания в сфере визуальных эффектов.

Оркестр под руководством Джона Уильямса исполняет главную тему «Звездных войн»



В разговоре о «Звездных войнах» нельзя не упомянуть композитора Джона Уильямса. В те годы он был восходящей звездой и присоединился к работе над фильмом по просьбе друга Лукаса, режиссера Стивена Спилберга. Результатом стал местами пугающий, но при этом пышный, торжественный и эпичный саундтрек, который теперь считается одним из самых узнаваемых в мире.

Ад на площадке



Многие трудности были позади, но оставалась еще одна существенная проблема — собравшаяся команда не воспринимала проект всерьез. В основном на студии царила расслабленная и несколько наплевательская атмосфера. Актеры потешались над реквизитом и костюмами, высмеивали сценарий и в целом показывали слабую игру. Виной тому был и сам Лукас. Он неохотно шел на контакт со съемочной группой, не обсуждал происходящее на площадке и вел себя по-хамски. Казалось, что к декорациям и реквизиту режиссер относится с большей любовью, чем к команде.

На этой почве родилось убеждение, что Лукасу больше по душе работа в монтажной и с эффектами, чем с актерами. Сам Джордж отмахивался от подобных обвинений, а сложности в общении с командой объяснял застенчивостью: «Это миф, рожденный из того, что я по натуре крайне застенчивый человек. Некоторые люди даже считают, что я похож на Говарда Хьюза, который годами не вылезал из номера отеля. Это не так. В свое время работать с актерами меня учил сам Коппола, так что донести задачу до актера я, поверьте, сумею».



Стивен Спилберг, к тому времени уже выпустивший кассовые «Челюсти», был одним из немногих в Голливуде, кто сочувствовал судьбе фильма. Он не раз предлагал Джорджу помощь, но молодой режиссер отмахивался и не желал даже слышать о чьем-либо вмешательстве в свою работу.

Бойцовский характер и железная дисциплина Лукаса позволили завершить съемки в срок, но несчастья продолжили преследовать его и на этапе постпродакшена. Только что созданная Industrial Light & Magic потратила половину бюджета, выдав при этом лишь несколько секунд спецэффектов. В ситуацию вмешался сам Лукас — под его руководством команда стала работать по семь дней в неделю, пока картина не обрела приемлемый вид. Проблема с визуальными эффектами разрешилась аккурат к выходу фильма на экраны.



Почти никто из близкого окружения Джорджа не верил в фильм, включая его жену Марсию. Она помогала с монтажом первого варианта картины, но за несколько месяцев до премьеры оставила мужа, чтобы работать со Скорсезе над «Таксистом». Незавершенный вариант ленты похвалил лишь Стивен Спилберг: «Мужик, это будут смотреть», — подбадривал он друга.

Оглушительный успех



Сдав картину прокатчику, Лукас вместе с семьей отправился в отпуск на Гавайские острова. Улетая, режиссер надеялся хотя бы отбить затраченные на производство $11 миллионов. «Мне нравилась история, и я гордился сценарием, но не думал, что фильм будет успешен — и уж тем более, что он станет тем феноменом, которым стал. Мне повезло, что этот фильм понравился и зрителям тоже», — признался Лукас в 2005 году перед выходом «Мести ситхов».



Когда Джордж вернулся домой, там его застал разрывающийся от звонков с поздравлениями телефон и огромные очереди перед кинотеатрами. Спекулянты втридорога перепродавали билеты с рук, зрители ходили на фильм по 2-3 раза — творилось форменное безумие. За лето 1977-го «Звездные войны» только в США заработали $125 миллионов, а к концу года мировые сборы перевалили за отметку в $500 миллионов. Успех был очевиден, и лента пошла в повторный прокат. Параллельно с этим фанаты без разбора сметали с полок игрушки, сувениры и прочую атрибутику, делая Джорджа с каждым днем все богаче.

Джордж Лукас создал кино на стыке жанров и эпох. Он взял лучшее у «старого Голливуда» Копполлы и Скорсезе, объединив это с легкостью, техническим изяществом и интонацией Стивена Спилберга. Сегодня наш мир уже нельзя представить без «Звездных войн». Эта франшиза стала значимой частью популярной культуры и, находясь теперь в руках Disney, явно не собирается на покой.

Обсудить