Оглавление

Орки в играх, в кино и в жизни

Может показаться, что типаж орка вечен — зеленый бугай, неразлучный с топором. Орки действительно происходят из глубины веков, но вначале были совсем другими

Орки — едва ли не самая распространенная раса в фэнтези, после, разумеется, людей. Если вы создаете фэнтезийный мир для книги, фильма или игры, то вам проще обойтись без, скажем, эльфов и гномов. Союзники не всегда нужны для сюжета, чего не скажешь о врагах.
Причем, когда авторы пытаются создать что-то новое место орков, то уникальность ограничивается лишь названием и мелкими деталями.

Орки очень популярны в роли врагов, и кочуют из произведения в произведение почти без изменений. Зеленокожие свирепы и жестоки, сочетают в себе самые негативные качества, но при этом предельно просты и прямолинейны. Вы не можете ни в чем подозревать орков, вы уже знаете их намерения. Их не смущает то, что они проливают свою и чужую кровь ради амбиций разных Саруманов или затаившихся демонов, орки могут даже не догадываться об этом, либо им вовсе плевать — они увлечены самим процессом.

Своеобразное обаяние грубой силы и простоты привело орков к успеху.

Кривое зеркало человеческих предрассудков


До книг Джона Толкина орки жили в западноевропейском фольклоре как собирательный образ всего мерзкого. Уродливые, подземные, как любая порядочная нечисть — избегающие солнца. Они не рождались от родителей, а брались из грязи и темной магии, либо выползали из глубин земли.

Вообще, в старые времена и куда более реальным созданиям приписывали, что они появляются на свет не естественным способом: мыши в хлеву из гнилой соломы, муравьи в доме, если домового не угощать и т.д. Разумеется, орки могли быть разными даже в двух соседних селениях, не говоря уже о разных странах, сказки есть сказки. Но в целом они оставались скорее вредными, и не представляли опасности. По крайней мере, для взрослых.

Джон Толкин не изобрел орков, а вывел на новый уровень, сделав организованными и боеспособными. Он соединил их природу нечисти с не менее древними представлениями о варварах. Новые фэнтезийные существа получились без пола и возраста, с грубой дефектной речью, с именами вроде Углук или Горбак. Не брезгующие каннибализмом, глупые, не полные идиоты, но эффективные лишь настолько, насколько эффективен их темный лидер.

Римляне веками воевали с варварами, и чем дальше — тем тяжелее им приходилось (не варварам, а римлянам). Римский легионер говорил на латинском, если был из знати — мог изучать греческий, чтобы читать философов в оригинале. И вот он встретил варваров… Как будут звучать проклятия и ругань на языке германской группы, на котором и слова любви звучат не всегда мелодично, для снобистского италийского уха?

Так и взялось и прижилось поверье, что у варваров недоразвитая речь, и сами они недалекие. Рим распространил в Европе не только алфавит, календарь, право и религию, но и предрассудки (темную сторону культуры), поэтому и представления о варварах передались даже тем, кто и был теми самыми варварами.
К тому же, тотемным животным у многих племен был волк, а это неизбежно порождало слухи, что варвары живут бок о бок с волками и даже ездят на них верхом. Или хуже того, превращаются в волков сами, едят человечину и воют на луну.

Профессор Толкин не оставил щедрых описаний природы и внешности орков, не прояснил даже, откуда они берутся. Есть упоминания о замученных пытками и огнем представителях других рас, ставших на сторону зла. Но откуда же было взять столько пленников для превращения их в такие орды? Создатели кинотрилогии придерживались этой теории, учитывая, что каждый их орк уродлив по-своему — разные шрамы, ожоги, наросты. С другой стороны, в первой кинотрилогии мы ясно видим, как Саруман делает армию урук-хаев (модифицированных орков) из грязи и темной магии. Жаль, что одним лишь хоббитам Толкин посвятил отдельную главу, такую большую, что Питер Джексон сможет снять еще три фильма.

Орочья весна


Срисовала ли Blizzard своих орков с настольной игры от Games Workshop? На первый взгляд — да, в первом Warcraft орки очень похожи на фигурки Warhammer, тоже перекаченные стероидные тела, с безносыми клыкастыми лицами. Похожей вышла и атрибутика с гигантскими шипам, шкурами, бивнями, флагами. А главное, благодаря Games Workshop орки наконец-то впервые определились со своим цветом, без которого их теперь сложно представить — зеленым.

Есть версия от якобы инсайдеров, что первый Warсraft должен был называться Warhammer и относиться к этой вселенной, игра уже была готова, когда Games Workshop отозвала права. Если такой случай имел место, то это оказалось самой большой удачей в истории Blizzard, в то время еще небольшой компании.

Собственная вселенная на базе Warhammer, но независимая от последней, позволила Blizzard развивать свой мир с блэкджеком и не только, и спущенные по эволюционной лестнице орки стали подниматься на вершину.

В Warcraft новый уровень орков лучше всего виден через судьбу вожака орды Тралла. Его подбирают люди еще младенцем, после смерти родителей... То есть, на минуточку, орки стали полноценным народом, которые рождаются от отца и матери, а не берутся из грязи и темной магии, уже готовые встать в строй во славу темного властелина. Вырастая, Тралл демонстрирует, что ничуть не глупее людей, да, свирепый, но не более, чем были бы люди в таком положении, вынужденные сражаться на гладиаторской арене.

И чтобы окончательно вывести орков из лиги зла и поставить в один ряд с остальными расами, которые имеют свою волю, и могут быть и героями и злодеями, Тралл, орк, вскормленный людьми, объединяет силы двух народов против общей угрозы, древней, когтистой и огнедышащей. Им предстоит сразиться плечом к плечу с демонами Пылающего Легиона, которые поработили множество миров одним своим названием.

Компания Blizzard как никто другой прославила орков. В кино “Властелин колец” и “Хоббит” орки тоже внушительные, но там их роль довольно однобока, они не сделаны с такой любовью, поэтому не так круты, как в игре или фильме “Варкрафт”.

К слову, быть может, в фильме орки были даже слишком круты, и это помешало всерьез воспринимать персонажей-людей, а значит и проникнуться сюжетом. Некоторые критики так и говорили: все хорошо, только люди какие-то сирые и убогие. Еще после выхода первого трейлера фанаты отмечали, что орков для фильма без малейших изменений взяли из игры, где, разумеется, все утрированно, не грех будет сказать — мультяшно, людей же в фильме показали с реалистичного ракурса, и даже хуже того — тщедушными, с какими-то игрушечными доспехами и оружием.


Не Оrc, а Ork


В Games Workshop решили представить, что будет, если дать оркам много тысяч лет на развитие. Во вселенной Warhammer 40000 орки летают по всей галактике, они не всегда знают, зачем и куда, но если где-то наклевывается перспектива хорошей драки — они там. Их технические знания не стояли на месте, как и культура. Да, даже культура.

Орков в Warhammer 40000 от орков Warhammer Fantasy отделяет не только одна буква в названии (ork и orc соответственно), и не только время, зеленокожие будущего по-настоящему уникальны, а не потомки фэнтезийных соплеменников. В 40К у орков иная природа, их зеленый цвет кожи это последствие происхождения — из спор, что позволяет отнести их вид к… разумным грибам. Разумным далеко не всегда, правда, но среди зеленокожих хватает и умников — иначе кто бы создавал подобные технические шедевры?


Выше представлен так называемый «спертый танк». Название подсказывает, что это не собственное творение орков, они лишь придали ему подобающий вид и приделали к пушке «пыряло», на случай, если дойдет до штыковой атаки. Собственные танки и роботы орков, собранные из металлолома, и вовсе представляет собой какое-то индустриальное порно, но в хорошем смысле слова, в них заложен весь характер орков, воплощенный в металле.

Казалось бы, как орки могут что-то противопоставить технологичными космическими расами с помощью этого собранного на коленке хлама? Все дело в WAAAGH! Это не только боевой клич, но и психополе, что-то вроде коллективного разума, который имеет огромную силу, в том числе заставляет работать то, что, вроде бы, работать не должно. И даже самым эффективным боевым машинам орков не грозит стать спертой кем-то еще, потому в руках кого угодно, кроме орков, ранее опасные броневозы и банки-убиванки становятся тем, чем и являются на самом деле — ломом.
Впрочем, орочий метод очумелых ручек применительно к военной технике работает не только в фантастике, обратите внимание на броневозы орков из 40К и реальные боевые машины:

Так же WAAAGH! работает и с цветами. Допустим, фиолетовый цвет на броне символизирует скрытность. Или вы когда-нибудь видели фиолетового орка? Но в том-то и дело, что эффект не только психологический, коллективный разум орочьей толпы делает правдой то, во что они верят, и желый цвет действительно делает сильнее, везучий синий не дает словить пулю, а красный убыстряет. Цветовую азбуку орков сложно перевести на русский «без потерь», у них особый диалект, похожий на сленг отдельных слоев Англии, поэтому позволю себе скопировать в оригинале: Red un'z go FAASTAA! Green iz BEZT!! Blu iz lucky, makes dem bullitz miss ya! Black is DED 'ARD!! Purppl is sneaky, you evah seen a purppl Ork? Yellow makez da biggest BOOOMS az well as da most shiny gubbinz and teef!!

Орки везде!


Присмотритесь к этим изображениям и попробуйте выявить среди них шпиона:

Если вы увидели супермутанта из вселенной Fallout, то это ничего не меняет, супермутанты это образцовые орки. Глуповатые по отдельности, подчиненные высшему разуму, в первом Fallout это так называемый Мастер, или Создатель в зависимости от перевода, в других частях его уже нет — и супермутанты уже ни для кого не угроза. Супермутанты произведены на свет из уже взрослых людей с помощью мучительно процедуры внедрения вируса рукотворной эволюции (вирусы — постоянная замена фэнтезийной черной магии в фантастике). Ну а зеленая кожа и орочьи пропорции тела уже совсем очевидны.

Такими же орками являются порождения тьмы в Dragon Age, если покопаться. Примеров масса. Орки выходят из привычной среды обитания, совершают набеги на другие жанры. Недавно был анонсирован фильм «Яркость», где действие происходит в наше время, а напарником крутого копа в исполнении Уилла Смита будет представитель расы орков… Будем надеяться, что персонаж Смита не расист.

На форуме компании Relic, которая ведет разработку исторического эпика Age of Empires 4, комьюнити-менеджер была вынуждена отбиваться от просьб добавить в игру расу орков, дескать, какая сейчас стратегия без орков? Пусть и историческая. Разумеется, это была шуточная просьба. Пока что. Но мы с вами дождемся, что будет игра или фильм, где, например, за Британскую Империю будет сражаться орочий легион и расстреливать из мушкетов индейцев. И это ужасно, потому что у кого-кого, а у орков точно есть свое место. Пусть лучше они остаются в фэнтези и не слишком серьезной фантастике, чтобы время от времени собираться вместе и заставлять подзаплывших жирком хороших парней закрываться в твердынях, или взбираться на деревья, в надежде, что прилетят орлы.

Обсудить