Осады: каким в реальности было любимое занятие из онлайн-игр
Рассказываем о самых ярких осадах в истории: от поверженных турков до стрельбы утюгами из пушек
Осады — одно из любимых занятий игроков во многих онлайн-играх. Обычно это развлечение доступно наиболее крупным гильдиям, которые заранее набирают игроков, помогают им прокачаться и экипироваться, строят осадную технику или, наоборот, усиливают крепость.
Осадам отводится огромное внимание и в новой игре Conqueror’s Blade, важная особенность которой — в простоте и доступности. Здесь тоже можно пытаться пробиться в одну из крутых гильдий на сервере, но если не хочется, то не беда — осады представлены и в нескольких режимах, которые менее затратны по времени. Тестирование Conqueror’s Blade стартует совсем скоро, так что мы решили рассказать о том, какими были осады в реальной истории.
Не такая уж священная война
В 1202 году четвертый крестовый поход начинался вполне бодро — римский папа Иннокентий III призвал к освобождению священного города Иерусалима, кратчайший путь к которому лежал по морю. Вот только своих кораблей у крестоносцев не было, мощные флоты Генуи и Пизы грызлись друг с другом, так что вариант остался один — венецианцы.
Лидеры крестоносцев не знали, каким количеством людей они располагают, поэтому цифру для договора с венецианским дожем Дандоло взяли «с потолка», заказав транспорт на 33 тысячи бойцов. Когда выяснилось, что реальная численность войска в три раза меньше, то в ужасе были все — и крестоносцы, ведь плата была фиксированной, и венецианцы, уже построившие дополнительные корабли и нанявшие экипажи. Дандоло согласился на отсрочку платежа, но потребовал, чтобы ему помогли овладеть Зарой — торговым городом на побережье Адриатического моря, который принадлежал королю Венгрии, христианину и католику. Лидеры крестоносцев решили, что Святая Земля важнее, так что флот отправился в путь, и в ноябре 1202 года Зара пала.
Узнав об этом, папа рассвирепел настолько, что отменил отпущение грехов для крестоносцев, а венецианцев и вовсе отлучил от церкви. Но крестоносцы уже вошли в раж, и двинулись куролесить дальше — в Византию, которая, между прочим, тоже была христианской. Тамошний царевич Алексей был обижен на своего дядю, который силой захватил власть. Когда отца Алексея убили, он чудом бежал, и теперь искал поддержки, обещая за возвращение на трон кучу денег, продовольствие для армии, 10 000 воинов для крестового похода, а также полное подчинение православной церкви папе. Ослепленный таким предложением, венецианско-крестоносный флот двинулся на Византию.
Достигнув города в июле 1203 года, захватчики начали штурм. Крестоносцы ударили с суши, но не смогли преодолеть мощные крепостные стены. Флот венецианцев был успешнее: прорвав цепь, преграждавшую вход в бухту, они атаковали со стороны залива, где стены были ниже. Чтобы забраться на них, венецианцы использовали специальные мостки, крепившиеся к мачтам самых высоких кораблей.
Вскоре венецианцы захватили несколько городских кварталов. Контратаку византийцев остановили большим пожаром, который уничтожил более 120 акров города, лишив крова 20 тысяч горожан.
Оставив часть войск удерживать венецианцев в занятых кварталах, император собрал сильную армию и вышел в поле, направившись к лагерю крестоносцев. Но в итоге так и не набрался смелости их атаковать и вернулся обратно. Это привело в ярость горожан — настолько, что ночью император бежал, прихватив казну. Поле этого обескураженные жители Константинополя просто открыли ворота крестоносцам.
Царевич взошел на престол под именем Алексея IV и тут же понял, что казна потеряна, так что платить крестоносцам нечем. Новый император долго пытался найти деньги, но в итоге разозлил и крестоносцев, и жителей Константинополя. Царевича свергли, а на трон взошел Алексей V Дука, бывший высокопоставленный придворный.
Дука тут же потребовал от крестоносцев убраться вон, параллельно начав готовить город к обороне. Собирались камнеметные машины — после пожара и разрушений боеприпасы для них имелись в изобилии. Надстраивались и стены — особенно те, что выходили к бухте Золотой Рог. Впрочем, Дука ничего не мог сделать с упадком армии, в который она пришла за десятилетия смут и переворотов. От флота и вовсе ничего не осталось — так что надеялся император в первую очередь на городские стены.
Во второй штурм крестоносцы вновь атаковали с суши, а венецианцы с моря. Крестоносцы сделали ставку на бомбардировку стен, тараны и минную войну, а венецианцы — на все те же штурмовые мосты. Чтобы преодолеть улучшенные стены, они скрепляли борт к борту два корабля, и возводили на их мачтах еще более высокую конструкцию. Впрочем, эти ухищрения не помогли — атака была отбита.
Следующий штурм начался всего через четыре дня — перестав получать провизию от византийцев, крестоносцы уже голодали. На этот раз армия преуспела, вторично раз взяв Константинополь и заставив Дуку бежать. Победу крестоносцы отпраздновали жутким грабежом: захватчики убивали и насиловали без остановки, плавили на золото и серебро церковные алтари и предметы искусства. Планировавшаяся победа над мусульманами закончилась разгромом православных греков: уже через месяц из 600 тысяч человек населения Константинополя оставалось около 50 тысяч. Тем не менее, основанная захватчиками Латинская империя просуществовала 57 лет, после чего была разбита вернувшимися византийцами.
Турецкий потоп
Византия возродилась в 1261 году, но до прежней могучей империи ей было далеко. Окончательно она пала после завоевания турками-османами в середине XV века, чье государство в те времена находилось на пике своей мощи, одно за другим поглощая христианские владения в Средиземноморье.
Главной проблемой для турков стал остров Родос — резиденция рыцарей-иоаннитов. Понимая сложность своего положения, рыцари вели себя смирно, но, изменись ситуация в пользу христиан, Родос стал бы удобной базой для нападения на турок. Это понимали обе стороны, готовясь к будущей битве.
Зимой 1479 года турки провели разведку боем небольшим конным отрядом. А в мае 1480-го подошли основные силы неприятеля — 70 тысяч человек с осадной артиллерией. Рыцарей в крепости было 600, плюс 3 тысячи солдат и наемников, но численное преимущество не помогло туркам — все атаки были отбиты. Потеряв 9 тысяч человек только убитыми, командующий Месих-паша снял осаду и вернулся в Стамбул с пустыми руками. Султан в ярости казнил всех командиров корпусов, а их предводителя отправил в ссылку.
Провал осады на время обезопасил Родос. Имея неплохой флот, рыцари постоянно досаждали туркам, перехватывая их торговые суда. Но в 1517 году Османская империя захватила Египет. С иоаннитами решили покончить, причем за дело взялся сам султан Сулейман Великолепный. Новая осада началась летом 1522 года.
Турецкая инженерия на тот момент была одной из лучших в мире, так что Сулейман ставил на мины, ведя одновременно не менее 50 подкопов. Иоанниты в ответ наняли венецианца по имени Мартинегро — признанный специалист по минной войне создал сеть «контрподкопов», взрывая свои мины и обрушивая турецкие туннели. Мартинегро применял посты подслушивания — его люди использовали трубки из пергамента, локализуя неприятельские подкопы по звукам кирок.
Турки взрывали мины, яростно штурмовали, но не могли добиться решительного перевеса. Наконец, 10 декабря Сулейман сделал предложение, от которого было нельзя отказаться — почетную капитуляцию и свободный выход вместе с имуществом, артиллерией и церковными ценностями. Рыцари не были уверены, что смогу долго сдерживать натиск десятикратно превосходящего врага, и согласились.
К 1530 году иоанниты нашли дом на Мальте. Слава об их военных успехах разошлась широко, и испанский король, заинтересованный в защите от турок, выделил рыцарям почти целый остров. Через 30 лет османы вновь нацелились на резиденцию Ордена, и 18 мая 1565 года начали осаду Мальты.
Дела у них двигались, но крайне медленно — спустя месяц яростных штурмов был взят лишь небольшой форт Сан-Эльмо. Желая повторить Родос, турки предложили рыцарям почетную сдачу, но Великий магистр лишь поддразнил их, предложив «заполнить крепостные рвы телами ваших янычар». Разъяренные турки предприняли новые штурмы, но без внятного результата. А затем подошел флот испанцев с подкреплением, и туркам пришлось убираться восвояси.
Летающие утюги
Осада британцами американского города Чарльстона в 1780 году не могла похвастаться грандиозным размахом и тысячами погибших. Скорее, она продемонстрировала изобретательность солдат в окопной войне — обе стороны успешно использовали боеприпасы, собранные буквально на коленке.
В XVIII веке осады проходили совсем не так, как раньше — причиной этому стало развитие артиллерии и стрелкового оружия. Нападавшие строили в 800-900 метрах от неприятельских укреплений ряды траншей и редутов, чтобы защититься от артиллерии противника. Потом перпендикулярно ей по ночам прокладывались сапы — небольшие траншеи, идущие в сторону врага. Каждые 250-300 метров возводились новые траншеи и редуты, и в итоге под носом у противника вырастала своеобразная «крепость», уравнивавшая оборону и нападение.
Оборонявшиеся берегли боеприпасы для финального боя, но одновременно им все еще надо было чем-то беспокоить врага — не столько для уничтожения солдат противника, сколько для замедления саперных работ. Защищавшие Чарльстон американцы заряжали в жерла пушек ненужный мусор: осколки разорвавшихся снарядов, куски лопат, сломанные мотыги, неисправные замки, утюги и даже стекла. Летело это, конечно, небыстро, недалеко и непредсказуемо. Но если достигало цели, то последствия были ужасные — людей буквально рвало на куски самым причудливым образом.
Возможность в любую секунду получить страшное ранение давила на психику, тем более что простой солдат в окопной войне зачастую не мог понять, какая из сторон побеждает. В результате люди дезертировали с обеих сторон.
Но англичане продолжали приближать свои параллели к городу. В итоге Чарльстон сдался, едва британцы выдвинули артиллерию достаточно близко, чтобы обстреливать сам город — что, впрочем, было довольно типично для сравнительно «гуманных» войн XVIII века. Самая же большая потеря этой осады произошла уже тогда, когда англичане вошли в Чарльстон. Погрязнув в решении мелких городских дел, они не уследили за складом боеприпасов, который взорвался и вызвал пожар, убивший 200 человек — в три раза больше потерь англичан за почти полуторамесячную осаду.
Как мы видим, реальные осады были делом не менее увлекательным, чем те, что происходят в играх. Впрочем, у игр все-таки есть большое преимущество — люди в них не гибнут. Так что если вам нравится такой вид развлечений, то стоит дождаться Conqueror's Blade — в ней каждый может стать настоящим военачальником и штурмовать замки хоть с утра до вечера.