Оглавление

От аркадных автоматов до больших арен: как файтинги стали киберспортом

Краткая история о развитии одного из самых древних жанров



Кажется, файтинги изначально были созданы для того, чтобы люди в них выясняли, чье кунг-фу круче. Сюжет в таких играх занимает не самую важную роль. Куда больше внимания разработчики уделяют технической составляющей, балансу персонажей и зрелищности происходящего на экране.

Несмотря на то что Министерство спорта РФ признало файтинги киберспортивной дисциплиной в 2019 году, сам жанр существует с 80-х. В 1984-м в Японии вышла аркадная игра Karate Champ. В ней создатели сформировали базовые принципы любого файтинга. Во-первых, бойцы должны сражаться на небольшой арене. Во-вторых, бой состоял из нескольких раундов.

А вот знакомых каждому игроку полосок здоровья в Karate Champ не было, так как там никто не умирал. Раунд заканчивался при первом успешном попадании, после которого победителю начислялось полбалла или балл в зависимости от типа удара. В сражении побеждал тот, кто первым набирал два балла. Учитывая систему присуждения очков, партия могла длиться до семи раундов, но не более того.



Street Fighter 2, выпущенная в 1991 году, стала первой игрой, приближенной к современным файтингам. В ней сотрудники студии Capcom под руководством Йошики Окамото придумали, как сделать драки сложными и не надоедающими. Для начала они разработали систему сложных приемов, для выполнения которых геймеру нужно было нажать на несколько кнопок на геймпаде. Реализовать подобные механики пытались и до Capcom, но конкурентам мешали сложности игровых систем, из-за которых приемы работали через раз. Так что успех в бою зависел не только от игрока, но и от удачи.

Кроме того, именно в Street Fighter 2 появилось понятие комбо — серия ударов, во время которой оппонент не способен управлять персонажем. А чтобы геймеры не выучили все приемы слишком быстро, в игру добавили восемь бойцов. Одним из них оказался Zangief. Персонаж получил имя в честь советского борца Виктора Зангиева.
Capcom сделала игру с акцентом на битвы между двумя игроками и не прогадала — успех Street Fighter 2 позволил файтингам стать доминирующим жанром аркадных игр, а самой серии — коммерчески успешной.

Спустя год после триумфа Capcom Эд Бун и Джон Тобиас представили миру первый Mortal Kombat. Игра стала самым узнаваемым файтингом в мире, по ней сняли несколько фильмов и мультсериалов. Главными особенностями серии являются пасхалки и сцены насилия, вершиной которых оказались Fatality — добивающие удары уже сраженных соперников. Вы наверняка знаете и о других особенностях игры: выкрики «Toasty!» давно используются за пределами франшизы, а битва между Скорпионом и Саб-Зиро превратилась в одно из самых известных противостояний в истории видеоигр.



Третий столп файтингов — Tekken, первая часть которой вышла в 1994 году. Игра от Namco стала крупнейшим представителем 3D-файтингов, где уклониться от удара можно было не только прыжком или отскоком назад, но и шагом вбок.

Кроме того, Tekken предлагала уникальное управление, где каждая кнопка отвечала за отдельный удар левой и правой рукой и левой и правой ногой, а также большое разнообразие механик и возможностей бойца. После Street Fighter 2 комбо стали основой всех файтинг-игр. И именно в Tekken эту особенность раскрыли на максимум. Ветераны серии знают, что у персонажа Кинг есть сумасшедшая комбинация захватов, которая сносит под 80% здоровья, но чтобы ее выполнить, придется очень постараться (обычно в файтингах не дают бойцам столь сильные комбинации, так как они ломают баланс). А персонаж Эдди, которого добавили еще в Tekken 3 (есть и в 7 части), воюет особенным образом — будучи последователем капоэйры, он проводит комбо ногами, удары руками практически не имеют смысла.

Конечно, игр, которые повлияли на жанр файтингов, куда больше, но мы ограничимся тремя, поскольку именно они оказали наибольшее влияние на развитие жанра и положили начало не просто сериям, а целым франшизам — Street Fighter, Mortal Kombat и Tekken.



С появлением Street Fighter 2 по файтингам постоянно проводятся состязания разных масштабов. В Неваде проходит ежегодный турнир Evolution Championship Series (EVO), где участники соревнуются по девяти играм. В 2021 году чемпионат отменили из-за COVID-19, но если бы он состоялся, на него прилетел бы россиянин Гарик LMG MoB Галоян, который победил в отборочном этапе по Tekken 7. В тот же период он занял третье место на Чемпионате России по киберспорту и первое место на Кубке России — оба турнира проводит Федерация компьютерного спорта РФ.

Вдобавок каждый разработчик проводит собственный турнир: у Street Fighter 5 это Capcom Cup, где разыгрывают 380 тысяч долларов, у Tekken 7 — TEKKEN World Tour Finals с призовым фондом в 250 тысяч долларов. У Mortal Kombat 11 официальная поддержка прекратилась совсем недавно. Однако в последние 7 лет и у этой игры есть главная звезда — Доминик SonicFox Маклин, который победил практически на всех самых важных соревнованиях серии.

В случай с файтингами важно понимать следующее: цикл соревновательных активностей зависит от состояния игры и интереса к ней аудитории. Если все хорошо, авторы круглый год проводят соревнования по всему миру. Как только разработчики прекращают поддержку, значит, либо пора готовиться к новым анонсам по любимым франшизам, либо сменить игру в жанре. Благо их много. Тот же SonicFox не стеснялся выступать в турнирах по Dragon Ball Z, Tekken 7 и Injustice.

Обсудить