От «Магии крови» до Spore: контролируемая эволюция в видеоиграх
Вспоминаем игры, в которых можно определять биологическое развитие отдельных персонажей и целых видов
В августе вышла глобальная стратегия Humankind с оригинальной концепцией развития: подконтрольная нация не является константой. При переходе из одной эпохи в другую, игрок может сменить культуру, сохранив бонусы предыдущей. В итоге получается уникальный народ, сочетающий в себе черты самых разных национальностей, религий и политических строев.
Идея занятная и побудила нас вспомнить, в каких еще играх мы определяли развитие если не целого народа, то хотя бы отдельных существ и героев. Не навыки в ролевых играх, а физиологические особенности и способы взаимодействия с миром.
«Магия Крови»
Отголосок эпохи, когда ПК-игры из России и СНГ выходили в больших количествах. О шедеврах международного уровня речи не шло, но проекты с интересной концепцией и достаточно увлекательным геймплеем появлялись регулярно. Компьютерная RPG «Магия крови» из 2005 года — как раз такая.
В Европе игра вышла как Dawn of Magic и была принята сдержанно. Но у нас снискала некоторый успех — благодаря вариативности в решении поставленных задач, необычным классам и оригинальной магической системе. Именно магия отвечает за то, во что превратится персонаж к финалу истории.
Заклинания разбиты на двенадцать школ и сочетаются в самых разных комбинациях. За одно прохождение получится изучить примерно треть, составляя их них хитрые цепочки, что повышает реиграбельность. Ведь от того, какими заклятиями пользуется герой, зависят и его внешность, и физические параметры. Начав играть женой булочника, к финалу можно прийти крокозяброй на шести ногах с шипастым хвостом и рогами на голове. Очень наглядная визуализация адаптации к стилю игры и внешним условиям.
Серия Pokemon
Благодаря аниме и мобильной Pokemon Go о «карманных монстрах» (pocket monsters) знает несколько поколений россиян. В 90-х заметки об игрушках по франшизе встречались в обычных газетах еще до запуска сериала на ТВ и резонансного скандала 1997 года вокруг 38 серии («декабрьский инцидент» — эпилептические припадки у детей в Японии). Но видеоигры под этим брендом оставались в поле зрения лишь небольшой группы преданных фанатов Nintendo. Сейчас, благодаря Switch, таких фанатов становится больше, но суть цикла до сих пор ясна не всем. А она напрямую связана с темой этой статьи.
Краеугольный камень игрового процесса большинства игр серии Pokemon — ловля карманных монстров и тренировка их для последующих сражений. В процессе каждое существо в буквальном смысле эволюционирует, меняя внешность и способности.
Большинство монстров при развитии могут перейти в новую форму, обычно две или три последовательно. Но некоторые виды могут преобразиться в один из нескольких вариантов на выбор. Хрестоматийный пример — покемон Иви и его восемь веток эволюции. Схема дополняется с каждой новой игрой цикла, но в основе почти не меняется, так что с ее сутью можно познакомиться в любой части Pokemon.
Spore
Самая очевидная игра об эволюции видов, ярко вспыхнувшая тринадцать лет назад и стремительно угасшая — Spore легендарного Уилла Райта, создателя SimCity и The Sims. Геймдизайнер замахнулся смоделировать развитие цивилизации от простейших организмов до космической цивилизации.
Игрок последовательно проходит пять этапов, на каждом из которых кардинально меняется игровой процесс. На первом уровне мы управляем клеткой, которую необходимо кормить, пока она отращивает примитивный мозг, лапы и готовится выйти на сушу. Геймплей в этом периоде недалеко ушел от Pac-Man.
Далее последовательно сменяются стадии существа-одиночки, племени, города-государства и космической экспансии. Жанр игры варьируется от примитивного экшена до глобальной стратегии (попутно она успевает побыть и RPG, и RTS). На каждом этапе доступен редактор, позволяющий тонко настраивать облик существа и его особенности, а затем и внешний вид снаряжения, построек и техники.
Spore не выдержала собственных амбиций и проблем универсала-многостаночника. Умеет все понемногу, но совершенства не достигает ни в чем. Глубокого развития и сиквелов игра не получила, хотя концепция стоит ознакомления и сегодня.
Ancestors: The Humankind Odyssey
Проект «не для всех», получивший свою долю обсуждений на релизе, но ушедший в закат вслед за Spore. Ancestors — практически симулятор реальной эволюции человека в том виде, в каком ее представляет современная наука.
Игру придумал и создал Патрис Дезиле, ранее подаривший миру франшизу Assassin's Creed. В основе концепции — выживание в открытом мире за миллионы лет до нашей эры. Игрок начинает в роли древней обезьяны в африканских джунглях и постепенно проходит медленный и тернистый путь от просто животного к первому предку современного человека. Он учится охотиться, собирать плоды, создавать примитивные инструменты и в какой-то момент объединяет подобных себе в стаю, семью и клан.
Стать царем природы и покорить космос в The Humankind Odyssey не получится. Игра сфокусирована именно на выживании древнего примата и его медленной — как и в реальности — эволюции в течение поколений от глупой обезьяны к обезьяне чуть умнее. Познавать окружающий мир придется методом тыка, устанавливая логические связи между предметами и явлениями безо всяких подсказок. И по мере обретения опыта — буквально эволюционировать, сменяя подконтрольного героя на его потомков.
Высокий порог вхождения, сложное управление, комплексная система выживания не позволили Ancestors стать массовым хитом. И не факт, что у игры есть шанс стать популярной и в будущем вырасти в серию, рассказывающую о других эпохах. Перспективы сиквела туманны.
BioMutant
Долгострой о мутантах в постапокалиптическом мире от бывших авторов Just Cause вышел с большим опозданием. И все еще требует продолжительных мутаций и эволюций — летом 2021 года в продажу поступила устаревшая технически, сырая и несбалансированная игра. Это не помешало BioMutant обрести некоторую базу поклонников, и разработчики пообещали исправить и доработать проект, прислушиваясь к сообществу.
Герой игры — зверек-мутант. В самом начале мы определяем его характеристики, которые прямо влияют на внешний вид — от размера головы и длины лап до густоты и цвета меха. По мере прохождения вместе с ростом характеристик будет меняться внешность биомутанта. Кроме того, произойдут мутации двух видов, псионические и биологические. Первые отвечают за телекинез и тому подобную чертовщину, а вторые могут добавить новые полезные конечности. Прямо как в «Магии крови», с которой мы начали статью.
BioMutant уже вряд ли станет безусловным хитом. Но если разработчики будут доводить проект до ума в соответствии с пожеланиями сообщества, некоторого успеха игра еще сможет достичь. Потенциал имеется.
Maneater
Совсем недавно мы уже упоминали ролевой боевик про акулу-быка Maneater в другой статье, но и к теме эволюции она подходит идеально. Ведь наш герой по мере поедания туристов и рыболовов будет активно видоизменяться в соответствии со стилем игры. На каждом уровне можно выбрать новые способности, активные и пассивные, и они отразятся на внешности хищной рыбы.
Дополнительная броня в виде костяных наростов? Пожалуйста. Электрические шипы, бьющие током? Их есть в Maneater. Ядовитое дыхание, вместе с которым все тело покрывается светящимися зелеными венами? Найдется и такая мутация. Но стоит помнить, что в глубинах океана могут скрываться и другие суперхищники, эволюция которых пошла не так, как в школьных учебниках биологии.
В эпоху, когда и жанры смешиваются и мутируют самым причудливым образом, среди огромного количества выходящих ежегодно новинок мы наверняка упустили интересные, но неочевидные проекты. Если вы знаете о других играх, позволяющих управлять эволюцией и мутациями, поделитесь знанием с народом.