Оглавление

От недоверия к успеху: как развивалась World of Tanks

Как танковый экшен от скромной белорусской компании за 9 лет сумел стать одной из крупнейших онлайн-игр современности.

Постоянные читатели знают, что мы регулярно вспоминаем про онлайн-игры, которые существуют на рынке долго – изучаем историю их появления на рынке, как они развивались и к чему пришли. Не так давно, например, мы рассказывали о War Thunder, которой исполнилось семь лет. А раз вспомнили «Тундру», стоит поговорить и о главном ее сопернике и по совместительству одном из самых успешных военных онлайн-экшенов – World of Tanks.

С чего все началось



В 1998 году белорус Виктор Кислый и несколько его единомышленников основали в Минске студию Wargaming.net. Молодая команда выпустила несколько игр, одной из которых стала «Операция «Багратион» про Великую Отечественную войну, в 2008 году получившая награду «Лучшая стратегическая игра» на Конференции разработчиков игр в Москве. Незадолго до этого события у Виктора и его команды родилась идея сделать онлайн-игру – жанр как раз был на подъеме. Вдохновившись успехами World of Warcraft, Wargaming взялась делать фэнтезийную MMORPG. Но в итоге все кончилось совсем иначе.

На самом деле все произошло не так уж и случайно: один из сотрудников команды, Петр Битюков, давно уламывал начальство создать игру про танки Второй мировой. И на очередной встрече уговорил Виктора Кислого все поменять – отложить идею с фэнтези и переключиться на исторический экшен. Первый ролик, показанный на Конференции разработчиков игр, шокировал всех. Нет, сначала все было типично – всякие там эльфы с орками и все такое, но потом победителя боя переезжал... танк.



Так был анонсирован танковый экшен, в успех которого поначалу мало кто верил. Даже сами разработчики не подозревали, что у новой игры окажется настолько долгая жизнь. Критики же и вовсе всячески издевались над белорусами, отпуская фразы в духе «кому нужны ваши унылые танчики? Все хотят эльфов!». Wargaming вместо споров запустила серию тестов, вызвавших огромный ажиотаж. К лету 2010-го в тестировании участвовали десятки тысяч человек, а на старт открытой беты World of Tanks в августе заглянули уже 200 тысяч.

Больше танков – хороших и разных



Изначально в игре было всего две нации – СССР и Германия. Такой выбор никого не удивил, ведь тогда проект ориентировался на постсоветскую аудиторию (кстати, СНГ и сегодня остается лидером по числу виртуальных танкистов). У каждой страны имелось несколько веток танков – с 1 по 10 уровень, но до 10-го нужно было очень долго прокачиваться. Зато почти все боевые машины были знакомы тем, кто хоть краем уха слышал про Вторую мировую. Wargaming брала танки и САУ 30-50-х годов прошлого века, сражавшиеся в Великой Отечественной или созданные сразу после нее. На фоне празднования 65-летия Победы это сработало: в World of Tanks пришли толпы игроков, мечтавших покататься на Т-34, пусть даже виртуальном. А совсем скоро список стран расширился: в ноябре 2010-го к нему добавились США, а чуть позже – Великобритания, Япония, Франция и многие другие. Сейчас в игре официально 11 наций – свой набор техники получили такие страны, как Китай, Чехословакия и даже не участвовавшая во Второй мировой Швеция!



Конечно, в реальности далеко не у всех этих стран танковые парки сопоставимы. Скажем, у СССР — богатейший выбор боевых машин, а у той же Швеции — около десятка (пускай страна и хотела иметь больше танков, в силу различных причин этого не произошло). Поэтому хотя разработчики старались соблюдать относительную достоверность и не брать технику «с потолка», у всех наций встречаются «бумажные» танки, никогда не существовавшие в реальности. В игре они смоделированы на основании чертежей, эскизов, в некоторых случаях пришлось подключать фантазию. Особенно непросто пришлось, например, с Польшей. На своей технике армия этой страны воевала всего несколько недель, после чего была разгромлена нацистами. Да, позже польские части появились в рядах вооруженных сил других стран, но драться им пришлось на чужих танках. В Wargaming нашли выход из положения – на высоких уровнях польская техника представлена дипломными работами будущих военных инженеров. В теории эти модели могли воплотиться в металле, если бы история пошла другим путем. Впрочем, за Италию, у которой в годы Второй мировой хватало реальной техники, все равно обидно, ведь пока она по числу машин сравнима с той же Польшей. Но многие успевшие повоевать итальянские самоходные орудия почему-то до сих пор не добавлены в World of Tanks, и это сильно раздражает тех, кто ждет от игры историчности.

Хотя разработчики старались соблюдать относительную достоверность и не брать технику «с потолка», у всех наций встречаются «бумажные» танки, никогда не существовавшие в реальности



Наверное, кто-то уже решил, что все эти годы студия шла по самому простому пути – клепала побольше танчиков и надеялась, что игрокам не надоест их прокачивать. Без этого, конечно, не обошлось, но в игре появлялись и новые механики: например, машины с барабаном заряжания. Обычная «тридцатьчетверка» ведет бой так: пальнул, подождал 4-5 секунд, снова пальнул, и так далее. Техника с барабаном заряжания действует иначе: она может очень быстро сделать несколько выстрелов подряд, но потом вынуждена долго перезаряжаться. А значит, и воевать на ней нужно совсем по-другому. Конечно, бывалые «танкисты» давно привыкли к барабанам, но разработчики и сейчас регулярно удивляют нас чем-то новеньким, вроде колесных бронемашин. Да, их немного и формально они относятся к легким танкам, но из-за отсутствия гусениц ведут себя в бою иначе. Правда, некоторые нововведения игроки обоснованно критикуют, и Wargaming не всегда идет навстречу сообществу.




Само собой, за долгие годы менялся не только танковый парк, но и движок игры. Скажем, в сентябре 2012-го вышло обновление 0.8.0, в котором разработчики кардинально улучшили физику. Танки научились прыгать с холмов, падать в воду и тонуть, толкать друг друга, подпрыгивать на неровностях во время движения. Первое время после этого в боях творилась сущая вакханалия. Игроки вовсю толкали и вражеские, и союзные танки, спихивая их с мостов и занимаясь прочей ерундой. А в марте 2018 года вышло обновление 1.0, в котором клиент перевели со старого графического движка BigWorld на новый – Core. Последний является внутренней разработкой Wargaming, заточенной конкретно под World of Tanks. Core использует современные технологии обработки и рендеринга, благодаря чему картинка на экране серьезно улучшилась. Однако понравилось это не всем, ведь игра стала намного требовательнее к компьютеру, и многие поклонники танков были вынуждены перейти с HD- на SD-графику.

Вместе веселее



На старте World of Tanks напоминала типичные сессионные шутеры. На карту попадали две команды, в каждой из которых было по 15 танков, а для победы требовалось перебить всех врагов или захватить базу. Этот режим до сих пор – самый востребованный, хотя авторы много экспериментировали с другими вариантами. Но часть не прижилась – как, например, «Исторические бои», в которых воевали только танки, участвовавшие в реальных сражениях, вроде битвы на Курской дуге (разработчики обьясняли, что не удалось добиться идеального баланса). Зато остались другие, вроде «Линии фронта», где команды состоят из 30 машин, — такие битвы уже похожи на настоящую войну. Некоторые режимы появляются в рамках разовых акций – как, например, вдохновленный королевскими битвами «Стальной охотник» — и иногда возвращаются. Скажем, в конце сентября снова временно открылись «Большие гонки» — соревнование, где нужно быстрее других добраться до базы по сложным трассам, заодно расстреливая врагов.

Игровые события (они же – временные режимы) в World of Tanks бывают и совсем необычными: от футбольного турнира до боев шарообразных танков или совместной охоты на жуткого стального монстра. Обычно они приурочены к каким-то событиям, вроде чемпионата мира по футболу или Хэллоуина. А в обычные недели игрокам приходится довольствовать типовыми акциями в стиле «В бой на ИС-7». Они не особенно захватывающие, но позволяют быстро прокачать машины одного или нескольких деревьев развития. Кроме того, для любителей достижений в World of Tanks есть «Личные боевые задачи» – длинный список квестов, за которые дают специальный наградной танк. А для обожающих воевать плечом к плечу с друзьями существуют кланы, сражающиеся на глобальной карте. Да-да, действительно глобальной – представьте себе Землю, поделенную на сотни провинций, как в Europa Universalis 4. Только воюют за эти провинции не страны, а отряды виртуальных танкистов. Кстати, успешные кланы от этого получают прямую выгоду, ведь за контроль над провинциями дают золото – игровую валюту, которой можно оплатить премиум-аккаунт (кстати, 28 ноября на глобальной карте завершился 13-й сезон)



Надо признать, что времена расцвета World of Tanks как киберспортивной дисциплины ушли в прошлое. Далеко не каждый сейчас вспомнит те дни, когда в ней было три лиги, в которых участвовали восемьсот с хвостиком команд! Однако разнообразные чемпионаты и сейчас проводятся регулярно, последний из них завершился 15 сентября на ежегодном фестивале WG Fest. Фестиваль проводится с 2016 года – в этом году его устроили в Минске, приурочив ко дню города и обьединив с другим тематическим праздником Wargaming – «Днем танкиста».

Не просто игра



А еще авторы World of Tanks занимаются возрождением интереса к реальной истории, в том числе с помощью реконструкции бронетехники. Например, они помогли восстановить советский тяжелый танк КВ-1, впервые показанный в 2016 году на «Линии Сталина» под Минском. И в том же 2016-м купили у частного коллекционера редкий австралийский танк Sentinel, реконструировали его и вернули на историческую родину. Само собой, не все такие проекты завершились успешно, скажем, до сих пор неясно, что будет с восстановлением немецкого сверхтяжелого танка «Маус». В Wargaming пробуют и другие варианты популяризации истории — например, в компании разработали технологию для отображения танков и танковых боев в дополненной реальности. Ее использовал, в том числе, телеканал History для воссоздания ключевых моментов Курской битвы.




Кстати, если вы думаете, что World of Tanks — это одна игра, то серьезно ошибаетесь. Более пяти лет назад танковый экшен добрался до консолей, позже превратившись в отдельную игру – «World of Tanks. Наемники». Она во многом отличается от компьютерной, в том числе наемниками – боевыми машинами, сочетающими в себе плюсы школ танкостроения разных наций. Хотя многих поклонников компьютерной версии «особый путь консолей» раздражает. Особенно в те дни, когда на PlayStation 4 и Xbox One запускают какие-то режимы или события, недоступные на PC. Интересно, что «Наемники» – не единственный родственник «танчиков». Еще одним стала World of Tanks Blitz для мобильных устройств. От старшего брата она отличался сокращенными командами (7 человек вместо 15), короткими боями и меньшим количеством техники. Впрочем, эта схема многим понравилась, пришлось Wargaming переносить «Блиц» и на компьютеры тоже.

Многих поклонников компьютерной версии «особый путь консолей» раздражает — особенно в те дни, когда на PlayStation 4 и Xbox One стартуют режимы или события, недоступные на PC



Но и это еще не все – студия попыталась развить тему войны и создала еще две игры, только не про танки, а про самолеты и корабли. В конце 2013 года на свет появилась World of Warplanes, которую Wargaming разрабатывала совместно с украинской Persha Studia. Однако новая онлайн-игра про самолеты, что называется, «не взлетела». Главная претензия поклонников была в том, что разработчики просто скопировали танки, не учитывая особенности авиационных симуляторов. В результате истребители или штурмовики вели себя в небесах не слишком реалистично, а количество фанатов начало стремительно падать уже вскоре после релиза. Сейчас World of Warplanes почти не получает обновлений, хотя закрывать ее пока не планируют. Судьба World of Warships, запущенной осенью 2015-го, оказалась иной – игра про боевые корабли пользователям понравилась и чувствует себя неплохо. Для нее регулярно выходят обновления с новой техникой и режимами, а недавно был даже анонсирован новый класс кораблей – подводные лодки, которые должны серьезно изменить геймплей. Интересно, что когда-то ходили слухи об объединении всех трех игр в единый мир, но от идеи сражения на одной карте танков, самолетов и кораблей разработчики быстро отказались.

За девять лет существования World of Tanks в ней изменилось многое. Можно упомянуть выросшее в разы количество карт или улучшения физики, ставшей более реалистичной. Можно рассказать про доработку графики или локализацию на разные языки – от украинского до японского. Можно перечислять еще долго, но одно ясно точно: в ближайшие годы этот танковый экшен не умрет. Да, пик популярности уже позади – первоначальный ажиотаж схлынул, да и конкуренты поджимают. Но миллионы верных фанатов продолжают верить в игру, и разработчики наверняка еще не раз сумеют их удивить. Так что готовимся смотреть, как World of Tanks проведет десятый год своей жизни.

Читайте также:



Обсудить