Оглавление

От стратегий до головоломок: какими бывают игры по «Звездным войнам»

«Звёздные войны» – самая знаменитая и узнаваемая фантастическая вселенная. И она до сих пор в состоянии удивить геймеров как новыми, так и старыми играми

Релиз долгожданной The Skywalker Saga, новости о тематическом экшене от автора знаменитых Uncharted и большой майский фанатский праздник – «День Звёздных войн» – вот сразу три отличных повода вспомнить о длинной и интересной истории видеоигровых воплощений вселенной Star Wars. Всё сразу в один этот текст мы не уместим, но постараемся рассказать, насколько разными могут быть игры по «Звёздным войнам» и как много среди них всяческой интересной экзотики.



Стратегии всех мастей и размеров уже давно стали нишевым жанром – всё ещё многогранным и развивающимся, но уже не способным завоевать массовую популярность. Впрочем, даже в годы, когда Starcraft, «Герои» и «Цивилизация» стояли почти на каждом компьютере, отнюдь не все подобные игры автоматически становились хитами. Но вот качественный подражатель Age of Empires в сеттинге «Звёздных войн», названный Galactic Battlegrounds и позволявший командовать даже армиями мохнатых вуки, наверняка запомнился многим, также как и Empire at War – сводная родственница Command & Conquer.



Гораздо меньшее число поклонников сумеет вспомнить Star Wars: Rebellion – вышедшую в конце 90-х и слишком запутанную даже по меркам тех лет. Проще всего её сравнить с современной Stellaris или с классической серией Master of Orion: масштабы во всех них эпические, а боевая система – рудиментированная, поскольку сражения – лишь один из многочисленных элементов игры. Тем удивительнее, что в Rebellion был сделан большой акцент на конкретных героях и применении их особых умений во славу Альянса или Империи. Правильно подобрав миссии для Хана Соло, Чубакки, Ландо Калриссиана и других персонажей, можно было достигнуть прогресса в военном деле, торговле и дипломатии.

Однако ещё более необычной и чуть ли даже не уникальной стала стратегия The Gungan Frontier – симулятор колонизации одной из лун планеты Набу. Отряд гунганов во главе с Джа-Джа Бинксом и при поддержке R2D2 высаживается в суровый и новый для себя мир, чтобы населить его растениями и животными, сформировать пищевые цепочки и полноценную экосистему. Необходимо следить за размерами популяций, поддерживать баланс видов и вопреки всяческим катаклизмам – причиной которых порой становится Бинкс, — обеспечить достойную жизнь колонистам. И графика, и геймплей в The Gungan Frontier чересчур простенькие даже по меркам конца 90-х, но авторы смелой идеи всё же заслуживают похвалы.

Стратегии по мотивам вселенной Star Wars сумели оставить свой след в истории. Но подавляющее большинство тематических игр вполне предсказуемо принадлежит к жанру экшена. Впрочем, и он тоже может быть очень разным. LEGO Star Wars: The Video Game, например, превратила «Звёздные войны» в нафаршированный фан-сервисом театр абсурда и дала старт целой серии идейно схожих проектов по мотивам культовых комиксов, фильмов и книг – мы вам недавно о них рассказывали. Зрелищная мультиплеерная Star Wars Battlefront стала самым успешным и явным из всех клонов серии Battlefield (сработал рецепт упомянутой выше Galactic Battleground), позволив геймерам в рамках одного боя примерить роли и пехотинца, и снайпера, и лётчика, и танкиста, а иногда даже джедая! Ну а грандиозная кинематографичная Star Wars Jedi: Fallen Orden получилась космической смесью Dark Souls и Uncharted – запоминающимся приключением с чередой ярких сражений и неплохим (по меркам жанра) сюжетом.



Даже три самых громких и актуальных на данный момент экшена по «Звёздным войнам» – это принципиально разные игры. Что уж говорить о менее крупных и более старых проектах. Взять хоть Dark Forces – классический FPS в духе Duke Nukem 3D, Quake и Doom, до сих пор не получивший вообще никаких идейных наследников. Сюжетный шутер для одного игрока – и так-то экзотика по нынешним меркам, но посреди Dark Forces II: Jedi Knight главный герой ещё и берёт в руки лазерный меч, а также учится применять Силу. И геймплей, и положение камеры почти сразу же радикально меняются, хотя вид из глаз, гранатомёты и бластёры всё равно остаются доступными на всякий случай. Третья часть серии, Jedi Knight II, – тоже такой же весьма приятный, но странный гибрид. А вот в последующей Jedi Academy можно вообще обойтись без огнестрела – целиком положившись на трюки джедаев, даже когда под рукой нет меча. При этом один из уровней Academy представляет собой отсылку к «Дюне» – тут есть огромные голодные черви и песок, по которому очень опасно ходить. Кроме того, Кайл Катарн – главный герой Dark Forces и Jedi Knight – сумел вырваться за рамки видеоигр, попасть на страницы множества книг и стать наиболее популярным из тех персонажей Star Wars, кого никогда не было в фильмах.



Нельзя обойти стороной и мультиплеер: если вам хочется посражаться на лазерных мечах против других игроков, ничего лучше старенькой Jedi Academy вы не найдёте. В ней и режимов хватает, и можно молниями швыряться, а уж количеству комбинаций ударов и зрелищности джедайских дуэлей вообще позавидует большинство фантастических, фэнтезийных и исторических экшенов с акцентом на ближний бой. Сделать сражения на футуристических световых мечах ещё лучше должно было моушен- управление, однако в Star Wars: The Clone Wars – Lightsaber Duels для Nintendo Wii битвы получились чересчур схематичными, а в случае с Kinect Star Wars порой и вовсе абсурдными. В обеих играх мало контента и весьма бедные боевые системы, к тому же движения дуэлянтов отслеживаются недостаточно точно. Подобные игры наверняка будут востребованы, когда технологии станут более совершенными.

По-своему интересным был и акробатический боевик Star Wars: Bounty Hunter про легендарного Джанго Фетта – наёмника в специальном скафандре с ракетным ранцем. Способность летать применялась и в перестрелках, и для исследования хитро устроенных уровней. А встроенный в шлем Фетта сканер автоматически переключал камеру на вид из глаз – порой игра напоминала метроидвании. Достаточно странно, что до сих пор нет никаких слухов на тему её ремейка или хотя бы ремастера, ведь Джанго и Бобба Фетты сейчас на пике своей популярности.



Побегать в броне позволяет и переизданная недавно Star Wars: Republic Commando, однако в ней уже нужно играть за почти рядовых клонов – возглавлять своеобразный отряд спецназовцев. Разработчики попытались сделать упор на тактическое взаимодействие персонажей, принеся в жертву зрелищность и динамику, но «умного» шутера у них не вышло. Впрочем, как мы уже упоминали, других сюжетных FPS в рамках франшизы Star Wars всё равно было немного, так что довольствуемся республиканскими пехотинцами.

Ещё один неотъемлемый элемент «Звёздных войн» – сражения космических кораблей. На эту тему создано немало игр, но большинство из них уже не на слуху, а относительно актуальная Star Wars: Squadrons по сложности и глубине близка к серьёзным авиасимуляторам. Гораздо доступнее в плане геймплея трилогия Rogue Squadron, посвящённая лётчикам из «Разбойничьей эскадрильи» Веджа Антиллеса – в кино герой мелькает лишь эпизодически, однако стал очень значимым в тематических книгах. Благодаря грамотному дизайну и разнообразию миссий эти аркадные, но отнюдь не примитивные игры востребованы у фанатов даже спустя четверть века, в том числе и по причине отсутствия внятных альтернатив. Вот только две из трёх Rogue Squadron – эксклюзивы Nintendo, а потому круг поклонников у них несколько меньший, чем мог бы быть.



Вниманием разработчиков не были обделены и гонки на скоростных подах из первого эпизода – «Фантомной угрозы». Технику и пилотов для Star Wars Racers разработчики позаимствовали напрямую из фильма, равно как и возможность ремонтировать болиды по ходу заездов, а вот набор трасс был вполне предсказуемо многократно расширен. Поскольку затея вышла успешной, за ней последовала Super Bombad Racing, созданная по образцу Mario Kart, и Star Wars Racer Revenge, в которой быстрых противников можно было не обгонять, а попросту уничтожать. Легко догадаться, что суперхитов из них не получилось – ажиотаж вокруг нового фильма сошёл на нет. Примерно тогда же (на рубеже двух веков) завоевать сердца геймеров попыталась и Star Wars: Demolition – игра в очень модном тогда поджанре PvP-экшена на транспортных средствах. Сейчас бы её, наверное, сравнили с Crossout, а в те года она пыталась повторить успех серии Twisted Metal, но не осилила эту задачу.

Зато неожиданно популярной и высокооценённой в своё время стала Star Wars: DroidWorks – не совсем развлекательная, отчасти даже образовательная головоломка про конструирование и сборку роботов. В игре был сюжетный режим и вполне конкретные миссии, всякий раз требующие дроидов с новым набором параметров. Кроме того, большое значение имела физическая модель – юным конструкторам (а новинка была нацелена именно на детей) приходилось учитывать уйму нюансов.



Основательно напрячь мозг требовалось и для прохождения Star Wars: Yoda Stories – в ней Люк Скайуокер решал задачки, которые ему ставил пожилой и сварливый учитель. Но примитивная графика и однотипные процедурно генерируемые уровни не впечатлили широкую аудиторию.

Впрочем, порой даже предельно достойным играм не достаётся и половины заслуженной славы – они остаются любимы фанатами и почитаемы частью критиков, но разочаровывают издателей своими финансовыми результатами. Яркий пример – Knights of the Old Republic, одна из лучших работ студии Bioware, бывшей тогда (в 2003 году) на пике формы. Отличный сценарий, запоминающиеся персонажи второго плана, вносящие значимый вклад в приключение сопартийцы и возможность своими поступками определить будущее целых миров – все эти важные для RPG составляющие были на месте, игра получилась великолепной. Да и сиквел от знаменитой теперь Obsidian Entertainment не подкачал. События, разворачивающиеся за тысячелетия до похождений Скайуокеров оказались не менее интересными, чем рассказ о становлении и падении знаменитой Империи. Впоследствие сеттинг «Старой Республики» получил воплощение в виде MMORPG – весьма популярной и до сих пор актуальной, но крупных сюжетных игр на эту тему фанаты так больше и не получили. Впрочем, сейчас в разработке полноценный ремейк Star Wars KOTOR – возможно, он выйдет удачным.

Но в любом случае, он не повлияет на ситуацию в целом: многообразие игр по «Звёздным войнам» столь велико, что в индустрии просто нет места для всех желаемых фанатами продолжений. Некоторые запоминающиеся разработки так и останутся одинокими на небосклоне.

Обсудить