Оглавление

Отличные игры в Steam, которые стоят меньше трёхсот рублей

От игры про моргание до воплощения панк-рока: двадцать инди-игр, которые вы запомните на всю жизнь

Сейчас настали так себе времена для российских игроков: всё вокруг дорожает, многие игры достать заметно сложнее. Но в Steam до сих пор полным-полно интересных проектов, до которых можно дотянуться, например, при помощи Qiwi-кошелька или сторонних магазинов ключей.

Там даже на три сотни рублей можно купить отличную игру, которая будет длиться не меньше пары часов. Но для примера не будем смотреть в сторону классики или инди вроде Undertale, что подходят под это описание — их и так все знают. Давайте лучше посмотрим на что-то более неожиданное — на не слишком известные отличные инди-игры.

There Is No Game: Wrong Dimension






Игра, которая поначалу всеми способами старается притвориться, что она не игра. В то же время ее герои попали в некоторые списки лучших персонажей 2020 года. Просто у этой, мягко говоря, не совсем классической адвенчуры такой сюжет.

Всё начинается с того, что вас оставляют наедине с игрой (тут это самостоятельный персонаж), которая никак не хочет начаться. Она не в настроении и всячески мешает. Суть геймплея в том, чтобы каждый раз нарушать все правила и всё ломать на пути к настоящей игре. Правда, вскоре противостояние закончится, так как вы вместе с игрой попадете в такие места, которые сами не ожидали увидеть. В адвенчуру, напоминающую проекты LucasArts, где нужно выбивать монетку из интерфейса, чтобы откручивать болты с задней стороны монитора. В клон «Зельды», который по ходу дела превратится в безумный F2P, где нужно обыгрывать казино с помощью вантуза. В титры, которые идут в середине прохождения. Ну а под финал и вовсе удастся выбраться с ПК.

То безумие, которое там творится, нужно видеть самому. Игра жутко остроумна, смешна и обаятельна — и это не только о самой There Is No Game: Wrong Dimension. Игра действительно отлично раскрывается как полноценный персонаж, которому сопереживаешь. И она прекрасно озвучена — как и все в этом проекте: от Шерлока Холмса до вируса.

The Age of Decadence






Если вы начнёте расспрашивать поклонников RPG, какая игра этого жанра лучшая за последние десять лет, то услышите самые разные ответы, и вряд ли кто-то станет совсем уж яростно настаивать на своем варианте. Но спустя некоторое время вы обязательно наткнётесь на того, кто крайне настойчиво предложит вам сыграть в The Age of Decadence, потому что это чуть ли не лучшая RPG в историю, в которую никто так и не сыграл. И, знаете, он прав.

Да, фанатов у игры не так уж много хотя бы потому, что она выглядит как нечто малобюджетное из середины 2000-х. Просто именно тогда несколько человек начали делать ее в свободное от работы время. К тому же у неё высокий порог вхождения. Прокачаться нелегко — очки опыта отсыпают крайне скупо, с ними не получится особо поэкспериментировать. А пошаговые бои зубодробительно сложны: практически с самого старта главного героя могут забить палками трое бездомных — если проходишь не за класс воина, отбиться почти невозможно.

Но перед теми, кого это всё не смутит, предстанет главный духовный наследник тех самых первых двух Fallout. Здесь куча диалогов: их настолько много, что можно спокойно пройти игру, ни разу не вступив в сражение. Вариативность происходящего заоблачная для жанра. За одно прохождение, кажется, невозможно увидеть больше двадцати процентов всего контента. Сюжет за разные классы отличается очень сильно. Даже провалы проверок навыков приводят к интересному развитию истории.

И это всё в мире, напоминающий Европу сразу же после развала Западной Римской империи. Но к такому состоянию местная реальность пришла после разрушения древней высокотехнологичной цивилизации во время вторжения пришельцев.

Darkwood






Ваш персонаж оказывается посреди тёмного леса где-то в Польше конца 80-х. Что творится вокруг — непонятно. Округу поразила неведомая хворь и искажает все самым ужасающим способом. Некоторые изменённые существа довольно дружелюбны и могут поговорить с героем. Но большинство желает ему смерти.

Darkwood, несмотря на непривычный для жанра вид сверху, — самый настоящий survival horror. Необходимо собирать скудные ресурсы, чтобы подготовиться к наступлению внутриигровой ночи, когда активизируются чудовища. В самоё тёмное время суток почти невозможно выжить вне хорошо забаррикадированного здания с расставленными вокруг ловушками. Какого-то мощного оружия нет: обычно рассчитываешь на лопату в руках. Любая ошибка в бою легко приводит к немедленной смерти. Поэтому крайне тщательно готовишься к потенциальным схваткам с монстрами, забивая в спешке окна досками и стратегически расставляя все шкафы в доме. В итоге Darkwood создаёт невероятно жуткое впечатление.

Before Your Eyes






Перед вами проект, который все проморгали — и не всегда потому, что действительно пропустили. Дело в том, что тут управление завязано на мышку, направляющую взгляд протагониста, и на ваши глаза. Нужно поставить напротив себя веб-камеру или камеру смартфона — и тогда игра будет считывать, когда вы будете моргать.

Главный герой умер и в загробном мире вспоминает свою прошлую жизнь. От игрока при этом ничего не требуется, кроме как моргать на разные объекты и смотреть, что происходит вокруг. Но большую часть моментов из жизни персонажа легко пропустить — каждая сцена, если моргнуть случайно лишний раз, тут же прерывается и безвозвратно проходит. Необычный способ управления выбран не случайно — так проще ощутить скоротечность самой обычной жизни.

Northern Journey






Игры из этого списка во многом можно охарактеризовать как странные и уникальные. Но их самую-самую суть относительно легко передать в нескольких абзацах текста. Один проект пугающий — и дальше список причин. Другая видеоигра абсолютно поехавшая — и вот обоснование. С Northern Journey такие трюки не пройдут.

Описать её по геймплею не получится — ясности это не добавит. Она сродни старым шутерам от первого лица — но в ней практически нет классического для жанра оружия. Сплошные пращи, которые перед выстрелом надо раскручивать, и арбалеты, которые тоже нужно долго перезаряжать перед каждым выстрелом, — и никакого оружия ближнего боя. По происходящему на экране игру скорее хочется назвать экшен-адвенчурой. Вроде бы левел-дизайн навеян играми вроде Quake — но это почти метроидвания с взаимосвязанными локациями. С сюжетом тоже всё не очень ясно. Его в общих чертах можно описать так: протагонист попадает на какой-то загадочный северный остров, где сражается с кучей монструозных насекомых и общается со странными местными жителями.

Northern Journey — вообще самая первая игра этого разработчика. Из-за этого в ней навалом разных проблем: сложность скачет и спорных геймдизайнерских решений немало. Руки главного героя висят в воздухе отдельно от тела, пока он натягивает тетиву лука. Все модельки персонажей будто вырублены топором и криво анимированы. Но благодаря старту с чистого листа у автора не было никаких стереотипов по поводу разработки и дизайна, отчего он по полной реализовал своё уникальное видение, в котором даже скособоченные 3D-модели в тему. Поэтому Northern Journey проще описать через ощущения, которые испытываешь во время прохождения.

Представьте, что вы в детстве во время грозы на улице у себя дома читаете «Рони — дочь разбойника». А перед этим вдобавок посмотрели «Агирре, гнев божий», отчего у вас в голове застряли тамошние пейзажи и музыка от Popol Vuh. Немного сгустите краски полученного образа — и вот перед вами впечатления от Northern Journey.

The Cat Lady







В The Cat Lady от Рема Михальски предстоить играть за Сьюзан Эшворт — одинокую кошатницу средних лет. Жизнь ей невыносима, отчего она в какой-то день покончила с собой. Но не умерла — вместо этого встретила некую Королеву Червей, которая просто запретила ей умирать. Что бы с Сьюзан ни случилось, теперь она всегда возродится. А ещё Королева поручила женщине убить пятерых «паразитов» — серийных убийц, что притворяются самыми обычными людьми.

В формате адвенчур рассказывали много разных историй — а Рем Михальски показывает одни из самых мрачных. The Cat Lady, его вторая игра, запредельно смурна и жестока. От тусклого и небрежного внешнего вида игры веет крайней безысходностью. Сюжет посвящён теме депрессии и борьбе с ней — но этот нарратив раскрывается с непривычной стороны. Из-за мистики история превращается в пускай и предельно приземлённую, но практически супергероику. Можно сказать, что The Cat Lady прямой видеоигровой аналог архаусных европейских фильмов — и это прекрасно.

A House of Many Doors






Действие игры разворачивается в огромном паразитическом измерении, что затягивает в себя самые разные вещи из других миров. Оно выглядит как огромный Дом с кучей тёмных гигантских комнат. Пешком тут странствовать по сути невозможно. Местные, кому не повезло сюда попасть, путешествуют на больших насекомоподобных поездах-многоножках, которые отгоняют мрак своими фонарями. Одни собирают команды, чтобы искать артефакты, другие развозят товары между городами, а третьи — грабят всех встречных.

Геймплейно A House of Many Doors больше всего походит на Sunless Sea. Игрок управляет капитаном, который продирается по процедурно сгенерированному тёмному мрачному миру с кучей лавкрафтианских мотивов. Для капитана есть несколько предысторий на выбор — они дают бонусы в местной ролевой системе. Порой надо вступать в сражения, которые больше походят на миниатюрную версию FTL, но не меньше времени приходится проводить в текстовых квестах.

А за счёт вычурности мира читать тексты из игры — сплошное удовольствие. Музей сжирает посетителей и уходит восвояси. В огромной библиотеке записывают все грехи Дома: среди них есть слишком частое употребление соли и чрезмерная любовь к жёлтой одежде. Можно завести роман не только с мужчиной, женщиной или козлочеловеком, но и десятью миллионами ворон (за раз) и нефтяной вышкой. Чтобы оккультные ритуалы работали, магам нужно сперва уговорить Дом следовать правилам миров, откуда пришли их заклинания. У людей порой крадут сердца — без всякого спроса вынимают из грудных клеток. Жертвы недовольны этим, хотя остаются в живых.

Astrologaster






Давайте отвлечёмся ненадолго от игр с закрученными концептами и странными сеттингами. Astrologaster — всего-то симулятор астролога XVI века, живущего в Лондоне во время чумы. По какой-то великой случайности он сумел излечить город от эпидемии, отчего к нему выстроилась огромная очередь из знати, жаждущей услышать от звёзд ответы на свои вопросы.

Astrologaster по сути визуальная новелла. По разным намёкам в диалогах и знанию истории придётся догадаться, как всех обмануть, чтобы главный герой при этом остался в живых и не попал в тюрьму. Чуть ли не все клиенты астролога — лжецы, лицемеры и просто идиоты. Всё пропитано абсурдом и тонким юмором — ну, когда не звучат шутки про анус.

Происходящее в Astrologaster ещё больше напоминает Monty Python из-за регулярных великолепных музыкальных номеров. Их так много, что история превращается чуть ли не в мюзикл. Все мотеты и мадригалы звучат по всем канонам эпохи барокко — отсюда и старинные рождественские мотивы, и церковные хоры. А тексты песен переполнены сарказмом и едкими шуточками.

LISA: The Painful






Действие разворачивается в нашем мире, где в один момент исчезли вообще все женщины. Вокруг творится сумасшедший постапокалипсис, как в «Безумном Максе» или в Fallout, а эротические журналы вдруг обрели огромную ценность. Человечество обречено. Брэд Армстронг, живущий в таком кошмаре, нашёл маленькую девочку, которую решил приютить у себя и вырастить втайне от всех. Прошли годы — и вот однажды девочку похитили. Брэд отправляется в путешествие, чтобы её спасти.

По геймплею LISA похожа на JRPG вроде EarthBound — разве что добавлены совсем простенькие элементы платформинга. Своей историей она не раз может напомнить The Last of Us — только как художественное произведение оказывается гораздо интересней. Автор плевать хотел на «взрослость» и «реализм», которые часто считаются признаками «серьёзных» игр. LISA сочится чёрным юмором и гротеском. Но это не затмевает собой остальную историю, а лишь помогает поднимать всё более и более провокационные темы. Главный герой взялся ухаживать за девочкой из-за целого набора психологических травм из детства. У него наркозависимость, он постоянно творит ужасные вещи, не особо задумываясь об этом. И вообще Брэд отвратительный воспитатель.

Everhood




Всё начинается с того, что главный герой лежит расчленённый. Но для него это не проблема: он — деревянная кукла. Вот только пока он лежал, у него украли руку. Кукле придётся отправиться в сюрреалистическое путешествие, чтобы поймать вора. Впереди — множество запоминающихся персонажей, головоломки, абсурдистский юмор, отсылки к 8- и 16-битным играм, проломы четвёртой стены и то, что принято называть майндфаком. Всё по заветам Undertale.

Но самое главное в Everhood — это сражения. Во время них ваш персонаж стоит на поле из пяти линий, а соперник посылает в его сторону ноты, идущие в такт музыке. В чём-то напоминает Guitar Hero — только ноты наносят урон. Поэтому от них нужно вовремя уворачиваться или перепрыгивать. Каждая битва уникальна, правила регулярно меняются. Из-за того, что у игры превосходные саундтрек и дизайн, которые гармонируют с происходящим на экран во время боёв, получается завораживающее зрелище.



Dropsy






Дропси — клоун с жуткой улыбкой, пришедший будто бы из кошмара человека с коулрофобией. Все от него шарахаются. Но на деле это милейшее создание, которое желает всем добра и хочет всех обнимать — без всяких ужасных подтекстов. Просто он так выглядит — а ещё в интеллектуальном плане навечно застрял в раннем детстве.

И вот за такого главного героя придётся играть в этой адвенчуре. И по графике, и по геймплею она сродни классике от LucasArts. Порой кажется, что настроение и юмор тут — тоже от тех игр. Но это не так — Dropsy поднимает куда более смелые темы. Шокирует то, насколько хорошо авторы умудряются показывать самые беспросветно мрачные моменты с точки зрения беззаботного и радостного героя — но при этом не сводят всё к чернухе.

DEADBOLT






По сюжету DEADBOLT в нашей реальности существуют банды самой разной нечисти: от зомби до вампиров. Игрок управляет Жнецом, что по ночам отправляется в ночные клубы и прочие логова монстров, чтобы их всех убить. Он само воплощение смерти и обладает способностью превращаться в чёрный дым, чтобы путешествовать по вентиляции, — но умирает от всего одной пули.

Чтобы истреблять чудовищ, необходимо хорошо просчитывать каждый шаг. На руках не так уж много инструментов, чтобы вести бой против постоянно превосходящих сил. Каждый уровень — тактическая задачка. Приходится считать каждую пулю, учитывать степень освещённости помещений, ожидать, что все вокруг будут слышать выстрелы. А из-за «грязной» палитры и того, насколько каждое убийство кроваво, получается атмосфера жёсткого триллера.

Minit






Если вы любите двумерные The Legend of Zelda, то происходящее в Minit покажется вам родным и близким. Весь игровой мир заполнен милыми чудаками, дающими подсказки в шутливой форме. Постоянно приходится искать предметы, с помощью которых можно преодолеть очередное препятствие, закрывающее от нас новую область карты. Есть простенькие сражения с постоянно возвращающимися врагами. Даже здоровье обозначается такими же сердечками, как в «Зельде», а герой имеет столь знакомую привычку поднимать над головой каждую найденную вещь.

Но существует нюанс, отличающий Minit от любой другой подобной игры: подняв меч, герой умрёт через одну минуту. Он тут же возродится на своей кровати, но всё через те же шестьдесят секунд его ждёт неминуемая смерть. Как-то по-новому смотришь на приключения, когда на них отводится столь короткий срок.

Paratopic






По геймплею — ничего особенного, обычный «симулятор ходьбы». Но Paratopic не нужны какие-то навороченные механики, ведь она по сути интерактивный фильм Дэвида Линча. Всё стилизовано под 3D-графику времён PS1, что само по себе нагоняет чувство тревоги. Повествование разделено на несколько коротеньких историй о разных персонажах — поначалу покажется, что они никак не связаны и в них нет смысла. Но если приглядеться, начинает складываться общая картина, безумно странная и загадочная. Всё походит на кошмарный сон, поле интерпретаций происходящего — огромно. Потому бессмысленно рассказывать о сюжете — лучше всё увидеть и прочувствовать самому.

Choice of Robots






Вся графика Choice of Robots начинается и заканчивается обложкой в цифровом магазине, где вы её купите. Это сугубо текстовая игра — вам просто нужно всякий раз выбирать один из нескольких вариантов развития событий. И благодаря этому перед Choice of Robots не стоят те ограничения, которые часто мешают сюжетам других игр развернуться по-настоящему масштабно.

Играть тут предстоит за молодого учёного, который создал первого в мире робота с самым настоящим ИИ. Дальше ситуация может повернуться как угодно: концовок, кажется, больше сотни. Исследователь может остаться в США, где превратится в Стива Джобса от мира робототехники и проживёт относительно спокойную жизнь. В ещё одной развилке событий он возглавит независимую Аляску и женится на своём роботе. В другом прохождении учёного посадят в тюрьму, и он умрёт на руках своего робопомощника во время неудачного бунта заключённых. В следующий раз главный герой возглавит религию имени ИИ. Ну или просто поддержит Китай в Третьей мировой в перерывах от своего роботизированного гарема.

Post Void






Post Void по своей структуре очень простая игра. Это шутер-роуглайт, где нужно пройти одиннадцать процедурно сгенерированных уровней, что длятся не дольше пары минут. Пока идёшь по уровню, здоровье стремительно убывает, а чтобы его восполнить, нужно убить какого-нибудь врага. В начале каждого нового этапа дают выбрать одно из трёх случайных улучшений.

Изюминка в том, как скомпонованы все эти элементы. Окружение залито кричащими цветами, каждые несколько секунд вспыхивают яркие спецэффекты. Всё выглядит странно и агрессивно, будто вышло из наглухо отбитых контркультурных комиксов 60-х. Уровни — лабиринты из крайне запутанных коридоров. Врагов полно, здоровья постоянно не хватает. В игре бешеный темп, отчего нет времени особо раздумывать: беспрерывно стреляешь и бежишь по локациям, утыкаясь во все возможные тупики. В каком-то ролике Post Void назвали чистейшим воплощением панк-рока — и она действительно так ощущается.

Hylics






Формально перед нами JRPG, где нужно сыграть за жёлтого рогатого паренька, собирающего команду, чтобы победить злого короля луны. По сути это скорее тур по выставке творчества художника-абсурдиста Мэйсона Линдорфа. Все диалоги сгенерированы абсолютно случайным образом. Крайне трудно найти логику, по которому построен этот мир. Графика — слегка обработанные на компьютере фотографии искажённых пластилиновых фигурок. Музыка — роковая какофония. Но автор настолько мастерски соединил все эти элементы, что не получается оторвать взгляд от игры. Постоянно любопытно, что случится на следующей локации, и каждый раз любуешься тем, как плавно анимированы руки персонажа во время сражений.

Hammerfight






Необычность Hammerfight сразу бросается в глаза. Дело в том, что тут нужно управлять деревянным летающим кораблём-бочкой, для чего потребуется только мышка. Ею передвигаешь корабль по экрану и, самое главное, раскручиваешь оружие. Все местные «пепелацы» вооружены камнями на цепях, саблями и молотами, которыми размахивают в схватках с огромными насекомыми и друг с другом. Попросту нет других игр, где была бы такая же боёвка.

Мир Hammerfight не менее примечателен. Начнём хотя бы с того, что события игры разворачиваются в той же вселенной, что и «Вангеры», и «Периметр». В оформлении и сюжете постоянно встречаются восточные мотивы, что превращает сюжет в какую-то смесь «Тысячи и одной ночи» с «Дюной».

Cry of Fear






А теперь немного нарушим условие о том, что рассказ пойдет только о малоизвестных проектах. Сейчас речь о легендарной игре — но среди узкой аудитории (так что наше правило всё ещё в силе). Это истерически страшный survival horror. Если упомянутая выше Darkwood пугает скорее за счёт жуткой атмосферы и отдельных напряжённых моментов, то Cry of Fear постоянно кидает игрока в стрессовые ситуации, не давая практически ни секунды на передышку. И дело не только в дефиците боеприпасов, слабом здоровье героя или бегстве от бессмертных чудовищ. В ней громадное число скримеров, причем авторы выдержали такую атмосферу и темп, что от увиденного вздрагиваешь каждый раз. К тому же выпрыгивающие монстры получились действительно страшными за счёт того, насколько абсурдно они исковерканы.

Yume Nikki






Девочка-хиккимори Мадоцуки отказывается покидать свою комнату, где коротает одинаковые дни, играя в примитивные игры на приставке и записывая в дневник свои сны. Каждый раз в мире грёз она попадает в некое пространство с кучей дверей, через которые можно попасть в разные сюрреалистические вселенные.

Yume Nikki — один из родоначальников «симуляторов ходьбы». Игровых механик мало: достаточно лишь ходить по локациям и находить особые предметы, чтобы открыть финал игры. Даже диалогов нет. Но всё искупает атмосфера. Миры из снов постоянно удивляют, а в их содержимом хочется хорошенько разобраться. Игра практически ничего не говорит напрямую, но даёт много вариантов для интерпретаций: в одной только фанатской Викии можно встретить двенадцать теорий, трактующих, что же тут всё-таки происходит.

В данном списке лишь очень малая часть того, что можно найти по нашему запросу в Steam. Но для начала хватит и этой подборки.

Обсудить