«Оверлорд»: впечатления от фильма
Предсказуемый и старомодный хоррор о Второй мировой войне, который все же стоит посмотреть ради эффектного экшена
Главная наша тема — видеоигры. Но нам интересны не только они, а вообще все, что как-то связано с гик-культурой. Поэтому мы решили иногда писать, например, и о кино.
Начало июня 1944 года. Соединенные Штаты наконец решаются вступить во Вторую мировую на стороне Союзников и начать вторжение в Европу — операцию «Оверлорд». Одно из американских подразделений получает задание — перед началом основной операции десантироваться на парашютах в тыл врага и уничтожить радиовышку, координирующую работу ПВО. По пути самолет сбивают, а из всего отряда в живых остаются лишь несколько человек. Тем не менее, они решают продолжить выполнение задания и проникают в деревушку, где расположена намеченная цель. Скоро выясняется, что немцы разместили в деревне не только пункт управления зенитками, но и секретную лабораторию, в которой проводят очень мрачные эксперименты, грозящие изменить ход войны.
Истории о том, что нацисты якобы увлекались оккультизмом и пытались создать арийских суперсолдат, давно стали общим местом. Похожие сюжеты можно найти и в литературе, и в кино, и даже в видеоиграх: например, в серии Wolfenstein (но и не только в ней). Тема эта настолько проработана, что ожидать от «Оверлорда» оригинальности было бы как минимум странно. Это максимально предсказуемое кино, в котором большую часть сюжетных ходов предвидишь еще до того, как закончатся трейлеры. Зритель, помнящий, что продюсером картины значится Дж. Дж. Абрамс, может, конечно, надеяться на какой-нибудь неожиданный поворот, но его — предупредим сразу — не случится. Вместо этого вам покажут очень прямолинейный и старомодный хоррор, в котором главная ставка сделана на кровь, кишки и другие неприятные зрелища.
Зато уж это у «Оверлорда» получается очень эффектно. Создатели фильма вообще мастера создавать эффектные сцены. Это хорошо видно уже в эпизоде с крушением самолета, которым открывается картина. Вроде бы в нем используются самые очевидные приемы, но когда на экране начинают рваться зенитные снаряды, а пузо американского транспортника вдруг прошивает оглушительной очередью, рефлекторно вжимаешься в кресло. И так — почти в каждом экшен-эпизоде. Их в фильме относительно немного, сняты они внешне очень просто, но всякий раз добиваются нужного эффекта.
Кроме того, в «Оверлорде» неожиданно неплохие персонажи и диалоги. По крайней мере, героев не путаешь, они кажутся цельными и эволюционируют по ходу сюжета. Исключением стал разве что условный главный герой, рядовой по фамилии Бойс. В начале фильма его представляют как человека, буквально не способного убить даже мышь, но в какой-то момент он будто сам об этом забывает и принимается как ни в чем не бывало крошить гитлеровцев. Из контекста можно, наверное, предположить, что так на Бойса повлияли ужасы, которых он успел насмотреться уже за первую ночь войны, но в фильме это совершенно никак не обыграно.
Еще одна проблема касается дизайна монстров — он в «Оверлорде» очень слабый. До такой степени, что, когда в одной из сцен гитлеровский мутант гонится за помогающей героям француженкой, от его ужимок и пластики становится не страшно, а наоборот — смешно. Актер явно старался изобразить существо, которое уже не совсем можно назвать человеком, но получилось нелепо и по-мультяшному.
»Оверлорд» — очень противоречивый фильм. С одной стороны, в нем заранее понятно, что и как именно произойдет, а наци-мутанты, которые вроде бы должны быть гвоздем программы, совсем не пугают. С другой, фильм спасают очень грамотные экшен-эпизоды, а местами — еще и весьма достойная актерская игра. Если вам хочется чего-то свежего и неожиданного, вряд ли стоит тратить деньги на билет. Но те, кто не желает грузить мозги и жаждет простых развлечений, скорее всего останутся довольны. Прямо скажем — могло быть гораздо хуже.