Пандарены и оживший творог: персонажи, которые появились благодаря шутке
К 1 апреля вспоминаем истории о том, как юмор подарил игрокам культовых героев
В играх хватает комичных персонажей. Особенно в файтингах. Чего только стоят актер в костюме для захвата движений по имени Мокап, кенгуру-боксер Роджер, прямоходящий медведь Кума и оживший тренировочный манекен Мокудзин. Многих из них объединяет только одно: они изначально задумывались авторами как клоуны. Однако в играх есть герои, которые могли не появиться вовсе, если бы не желание разработчиков пошутить. По случаю Дня смеха вспоминаем самые яркие примеры.
Мью
Мью — один из самых известных покемонов, хотя изначально он вообще не должен был попасть в Pokémon Red and Green (Pokémon Red and Blue за рубежом). За две недели до релиза его создал не дизайнер персонажей и художественный руководитель Кэн Сугимори, а программист Сигэки Моримото. В конце разработки картридж с игрой был забит по максимуму. Когда авторы убрали из него инструменты отладки, освободилось немного места — 300 байт. Этого хватило, чтобы засунуть внутрь секретного, 151-го покемона, хотя разработчикам строго запретили что-либо менять.
Моримото не собирался показывать Мью всему миру. По его словам, это была лишь шалость внутри команды — пользоваться секретным покемоном должны были только авторы. Однако из-за бага на Мью наткнулся кто-то из игроков, после чего поток слухов было уже не остановить. Дошло до того, что в апреле 1996-го журнал CoroCoro Comics провел конкурс, в котором поучаствовали 78 тысяч человек. 20 победителям пообещали открыть Мью, но для этого они были должны прислать картриджи с игрой в редакцию. Только спустя семь лет игроки узнали, как добраться до Мью при помощи глитча.
Для студии задумка Моримото стала спасением. Pokemon Red and Green вышла сильно позже новогодних праздников, из-за чего продажи игры оказались ниже ожиданий. Однако после шумихи вокруг Мью показатели выросли сначала втрое, а затем — вчетверо. Вот так шутка за спиной у начальства помогла росту популярности франшизы, а заодно породила добрую традицию прятать в каждом новом поколении игр мифических покемонов.
Мясо и Рейн
В файтингах секретные персонажи появились еще раньше: в 1992 году в Mortal Kombat, что стало достижением, отмеченным в Книге рекордов Гиннесса. С новыми играми серии их становилось только больше: разработчики из Midway Games создавали героев с оглядкой на фанатов. Например, они превращали распускаемые игроками слухи в реальность, как в случае с Ермаком и Скарлет. Или наоборот — сами подстегивали воображение поклонников намеками на якобы спрятанных персонажей вроде Блейза.
Похожая история приключилась и с Мясом в Mortal Kombat 4. Поначалу это был не персонаж вовсе, а «жертва фаталити». Модель для бойцов заменяла оригинальный облик после жестокого добивания. Выглядел он как окровавленный скелет. Однако из-за бага в одном из режимов игры его модель накладывалась на внешний вид других персонажей. В сообществе поползли слухи, будто скелет — секретный герой, на что сразу обратили внимание разработчики.
В последнем обновлении для MK 4 они не только исправили баг, но и добавили скелета в виде пасхалки и секретного бойца. Создатель игры Эд Бун писал на своем сайте «Мясо живет!». Это было впервые, когда персонажа назвали по имени (изначально так именовался файл со скином). Мясо полноценно ввели в канон серии в Mortal Kombat: Armageddon: ему изменили внешний вид и придумали предысторию. Но этим все и ограничилось. В следующих играх он появлялся как камео.
Рейн сначала тоже не должен был стать секретным персонажем. В играх конца 80-х и начала 90-х среди разработчиков была популярна хитрость, известная как palette swap — замена цветовой палитры. Суть в том, что авторы использовали одну и ту же модель персонажа, но с разными спрайтами. Так они экономили место на картридже и снижали стоимость и время разработки. Позже этим термином стали в шутку называть персонажей-двойников в файтингах.
Авторы Mortal Kombat пользовались сменой палитры регулярно. К моменту создания Ultimate Mortal Kombat 3 во франшизе насчитывалось около десяти разноцветных бойцов, похожих друг на друга. Однажды Эд Бун задумался, какой цвет команда еще не использовала, и тут же понял — пурпурный. Дело в том, что геймдизайнер большой фанат певца Принса и его хита Purple Rain («Пурпурный дождь»). Поскольку разработка UMK3 почти закончилась, на создание полноценного бойца уже не было времени. Поэтому Бун просто взломал игру и спрятал намек на героя в демо-режиме, который запускался на аркадном автомате, если тот простаивал без дела.
В ролике на секунду мелькал пурпурный ниндзя Рейн (то есть буквальный Purple Rain), который атаковал Шао Кана. Бун уверял, что просто валял дурака, а сам персонаж был отвлекающим маневром, чтобы раззадорить игроков. Однако он недооценил фантазию геймеров. И когда те начали выдумывать, что сумели сыграть за Рейна, авторам пришлось полноценно добавлять героя в UMK3 в виде секретного персонажа. Позже шутку продолжили: выяснилось, что Рейн действительно принц. Он появился в экранизациях франшизы и нескольких играх серии, включая Mortal Kombat 11.
Фукуа
Появление Фукуа в Skullgirls тоже началось со смены палитры, только чужой. В 2013 году компания Capcom долго намекала на нового персонажа в Ultra Street Fighter 4. Только спустя год студия представила Декапри — девушку, которая фактически оказалась двойником другой героини — Кэмми. Поклонники файтинга такой ход не оценили. В их числе были и авторы Skullgirls. В своей игре они решили спародировать palette swap и анонс Декапри в частности.
За несколько дней разработчики создали Фукуа — клона героини Филии. Имя Fukua родилось из давней опечатки авторов в написании имени Filia (на клавиатуре буквы I/U и L/K расположены рядом). А базовая палитра одежды отсылала к багу, который окрашивал персонажей в зеленый цвет (так было с Соником в Sonic the Hedgehog 2 и Саб-зиро и Скорпионом в Mortal Kombat).
Фукуа добавили в игру 1 апреля 2014 года, предварительно показав трейлер, пародирующий ролик с Дикапри. Позже девушку убрали из Skullgirls. Но из-за высокого спроса со стороны фанатов, авторы вернули ее, обновив персонажа и добавив предысторию. Впрочем, Дикапри так и не перестала быть шуткой: разные окраски костюма копируют классических персонажей-клонов в файтингах.
Акума и Гоукен
Однажды первоапрельская шутка породила сразу двух героев. В 1991 году кто-то допустил в английском переводе Street Fighter 2 ошибку: победная фраза Рю «Если ты не сможешь выстоять против Шорюкена, то не сможешь победить!» превратилась в «Ты должен победить Шенг Лонга, чтобы получить шанс». Загадочное имя озадачило игроков, чем тут же воспользовались сотрудники журнала Electronic Gaming Monthly (EGM).
Для первоапрельского выпуска 1992 года они сочинили историю: якобы при определенных действиях игрока место финального босса М. Байсона займет некий старик Шенг Лонг. Конечно, такого персонажа не было в игре, но волну публикаций уже было не остановить: множество международных изданий перепечатали заметку EGM, не проверив ее правдивость и не заметив явных признаков розыгрыша. Не помогло даже признание от EGM.
В Street Fighter 2 для SNES создатели изменили цитату. Однако в английском руководстве игры снова упоминался Шенг Лонг. На этот раз как наставник Кена и Рю. Поздние издания методички исправили, но в 1993-м выдуманный старик все же появился в комиксах по игре. Чтобы обуздать вышедшую из-под контроля шутку, в Capcom взяли дело в свои руки. В манге того же года учитель Рю и Кена получил имя Гоукен, а в 1995-м его впервые мельком показали в игре Street Fighter Alpha. Чтобы успокоить разочарованных розыгрышем фанатов, в 1994-м разработчики решили создать настоящего секретного босса для Street Fighter 2. Так в Super Street Fighter 2 Turbo появился брат Гоукена — Акума, который, как в истории про Шенг Лонга, вырубал М. Байсона и сражался вместо него.
Но и это был не конец. В 1997-м в EGM сочинили вторую первоапрельскую шутку про Шенг Лонга — на этот раз журналисты заговорили о его появлении в Street Fighter 3. Авторы заметки отдельно указали, что Гоукен — японское имя героя, по аналогии с Акумой, которого на Востоке называют Гоуки. Получилось убедительно даже несмотря на то, что это был уже второй розыгрыш. В него поверили и сотрудники Capcom of America, которые позвонили японским коллегам с вопросом, почему от них укрыли целого персонажа.
Гоукен появился в паре аниме по франшизе, а в Street Fighter 4 его сделали играбельным персонажем по просьбам фанатов. Причем часть приемов в игре повторяла те, что EGM приписывала Шенг Лонгу в 1992-м, а одной из победных цитат была: «Ты должен победить меня, чтобы получить шанс». Шутка о Шенг Лонге давно считается одной из лучших в игровой индустрии и за ее пределами. Так, в мультфильме Disney «Ральф» можно заметить надпись на стене «Здесь был Шенг Лонг».
Пандарены
Из шутки родилась и целая раса во вселенной Warcraft. Все началось с художника и старшего арт-директора Сэма Дидье, который работает в компании с 1991 года (он же придумал и само название Warcraft). Дидье давний поклонник панд, за что и получил соответствующее прозвище. Однажды после рождения дочери он под впечатлением от манги «Одинокий волк и его ребенок» нарисовал к Рождеству открытку с пандой и детенышем. Позже с разрешения Дидье один из его коллег в Blizzard использовал рисунок как официальные обои компании. Поклонники Warcraft тут же засыпали разработчиков вопросами о предположительно новой расе во франшизе. Дидье был приятно удивлен и принялся прятать в будущих артах по вселенной небольшие изображения панд, что лишь подстегивало фантазию игроков.
Незадолго до выхода Warcraft 3: Reign of Chaos разработчики решили подогреть интерес к игре при помощи первоапрельской шутки про пятую расу: пандаренам придумали историю, героя и тройку юнитов. Авторы получили много отзывов от фанатов, которые искренне поверили в появление новой фракции. Конечно, те сильно расстроились, когда поняли, что их разыграли. Чтобы хоть как-то загладить вину, создатели добавили пандаренов в Warcraft 3 в виде диких монстров и пасхалок. В дополнении Frozen Throne разработчики показали уже пару пандаренов-пивоваров, в том числе и Чэня Буйного Портера.
Не забыли о пандаренах и с выходом World of Warcraft. Их хотели сделать играбельной расой еще в первом дополнении к MMORPG — The Burning Crusade. Художники Blizzard успели создать концепты городов, но власти Китая, где к пандам относятся особенно трепетно, не разрешили использовать их образ. Впрочем, через пять лет они изменили решение: полноценно сыграть за пандаренов стало возможным в четвертом дополнении к WoW — Mists of Pandaria.
Тофу
Когда Capcom создавала Resident Evil 2, команда тестировала игровую физику на простом блоке. По окончанию разработки авторы в своей фирменной манере решили пошутить. В игре уже был дополнительный хардкорный режим под названием «Четвертый выживший», посвященный оперативнику корпорации Umbrella Ханку, который должен был быстро добраться до эвакуационного вертолета на крыше полицейского участка Раккун-Сити. Разработчики спародировали этот короткий уровень: тестовый блок заменили на оживший брусок соевого творога тофу, вручили ему нож да пару лечебных трав. «Выживший Тофу» получился самым сложным режимом Resident Evil 2 и так понравился игрокам, что его вернули в ремейке игры в 2019 году. На этот раз разработчики отсканировали настоящий тофу и добавили в игру еще четырех соевых «оперативников».
Все названные персонажи обязаны своим появлением чувству юмора авторов. И хотя игровые шутки не всегда получаются удачными, многие из них остаются в памяти на долгие годы. Вот только сегодня представить подобное просто невозможно. Остается только и делать, что вспоминать прошлое.