Оглавление

Перчатка бесконечности Microsoft: самые крупные сделки в истории компании

От приобретения издательства Activision Blizzard до приложения по постройке диаграмм и векторной графики

18 января в игровой индустрии случилось историческое событие — компания Microsoft приобрела Activision Blizzard почти за $70 млрд. Новость породила десятки шуток и мемов, а в сообществе — радость вперемешку с обеспокоенностью. Рассказываем про самые крупные сделки корпорации за последние 25 лет и то, насколько они оказались успешными.

Activision Blizzard



Сумма: $68,7 млрд



И начнем мы с самой значимой и дорогой покупки не только в игровой индустрии, но и для самой Microsoft. После закрытия сделки, которая произойдет не раньше июня 2023-го (конец финансового года), компания получит права на серии Call of Duty, Rock n’ Roll Racing, Warcraft, Candy Crush, Tony Hawk, Diablo, Overwatch, Spyro, Hearthstone, Guitar Hero, Crash Bandicoot, Starcraft и множество других франшиз.

Вдобавок под контроль корпорации перейдут студии Activision Publishing, Blizzard Entertainment, Beenox, Demonware, Digital Legends, High Moon Studios, Infinity Ward, King, Major League Gaming, Radical Entertainment, Raven Software, Sledgehammer Games, Toys for Bob и Treyarch.

Подробно о слиянии двух компаний можно почитать здесь. А вот тут главный редактор аналитической платформы InvestGame Григорий Бортник рассказал об экономических деталях сделки и о том, как она скажется на будущем игровой индустрии.

Linkedin



Сумма: $26,2 млрд

Социальная сеть для профессионального общения, поиска работы и установления деловых контактов. Заблокирована в России, Китае и Казахстане. Несмотря на это, в сервисе зарегистрированы более 740 млн пользователей со всего мира, а выручка за 2021 год (спустя пять лет после покупки) составила $10 млрд и продолжает расти. Подобное стало возможно благодаря Premium-подписке, которая дает доступ к аналитическим инструментам площадки и позволяет быстрее находить нужные кадры или подходящие вакансии. Сейчас сервис востребован во всем мире, в том числе и в игровой индустрии.

Nuance Communications



Сумма: $19,7 млрд



Компания, которая специализируется на искусственном интеллекте и распознавании речи. Технологии и алгоритмы Nuance Communications используются в голосовом помощнике Siri и приложении Dragon NaturallySpeaking для надиктовки текста.

Другая их разработка (уже совместно с Microsoft) — голосовая система с поддержкой искусственного интеллекта Dragon Ambient eXperience. Она широко востребована в США, особенно в медицинских учреждениях (в 77% больниц), где помогает медперсоналу вести и заполнять документы (например, назначения автоматически попадают в карту пациента после разговора с ним).

Сделку с Microsoft стороны заключили в апреле 2021 года. Антимонопольные службы пока не одобрили ее.

Skype Technologies



Сумма: $8,5 млрд

Создатели одного из самых крупных приложений в области IP-телефонии и видеозвонков. По статистике на 2021 год ежемесячная аудитория Skype составила 300 млн человек, а за весь год показатели достигли отметки в 2,2 млрд. Сейчас программа есть на всех популярных платформах, ее функционал интегрирован в голосовой помощник Alexa от Amazon, а количество активных пользователей продолжает расти.

ZeniMax Media



Сумма: $8,1 млрд



Еще одно игровое издательство, в состав которого входят множество студий и популярных франшиз. DOOM, Wolfenstein, The Elder Scrolls, Fallout, Dishonored, Prey — лишь то немногое, что перешло от ZeniMax к Microsoft. Сделку о слиянии подписали в сентябре 2020-го, а спустя полгода ее закрыли официально. Сейчас у ZeniMax Media находятся в разработке несколько амбициозных проектов. Самый ближайший — Starfield — появится в конце 2022 года и будет доступен по подписке Game Pass.

GitHub



Сумма: $7,5 млрд

Самый большой веб-сервис хостинга IT-проектов, который позволяет совместно создавать приложения, программы и сайты. GitHub также называют социальной сетью для разработчиков, где любой может создать собственный репозиторий с кодом. Последнее позволяет без проблем переключаться между разными версиями сборок сайтов или приложений, например, при обнаружении критического бага в последнем обновлении. Вдобавок сервис предлагает продвинутый функционал, в том числе упрощает параллельную работу нескольких программистов и позволяет оценивать вклад каждого участника в проект.

Nokia (мобильный бизнес)



Сумма: $7,2 млрд



Первая крупная сделка, которая оказалась не такой успешной, как считали в Microsoft поначалу. Мобильное направление Nokia оценивалось в десятки миллиардов долларов. В 2013 году Microsoft купила бизнес вместе с патентами по цене сильно ниже рыночной. Корпорация хотела конкурировать с iPhone и производителями смартфонов на Android. За 3 года направление не принесло ничего, кроме убытков. В 2016 году корпорация разочаровалась в смартфонном бизнесе и продала его компании HMD Global за $350 млн, а в 2019-м прекратила поддерживать операционную систему для телефонов под названием Windows Phone. По данным на 2021 год, ОС почти никто не пользуется.

aQuantive



Сумма: $6,3 млрд

Материнская компания (организация, которой принадлежит более половины капитала или контрольного пакета акций) трех крупных рекламных агентств: Avenue A/Razorfish, Atlas Solutions и DRIVE Performance Solutions. В 2007 году Microsoft покупала aQuantive, чтобы превратить корпорацию в еще одного игрока на рынке онлайн-рекламы, навязать конкуренцию Google и заодно разработать подходящий инструментарий для продвижения продуктов компании. Однако задумка провалилась. Спустя 5 лет Microsoft списала всю уплаченную сумму в виде убытков. С тех пор корпорация, насколько можно судить, оставила идею о собственном рекламном агентстве.

Mojang



Сумма: $2,5 млрд



Создатели Minecraft — самой популярной и продаваемой игры во всем мире. К 2021 году она разошлась тиражом в 238 млн копий (рекорд индустрии). Ее ежемесячная аудитория составляет 140 млн пользователей, а количество выпущенных модификаций на площадке Minecraft Marketplace превышает один миллиард. По данным студии, только за 2021 год авторы пользовательских улучшений суммарно получили $350 млн.

Вдобавок разработчики совместно со школами и университетами из 115 стран развивают образовательную версию игры. К 2021 году 35 млн учеников и учителей пользовались Minecraft Education Edition, интерес к которой вырос в несколько раз после перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение.

Впрочем, Minecraft — далеко не единственный продукт студии. Mojang также пробовала выпускать и другие игры для консольных и мобильных платформ. Однако ни одна из них пока не достигла такого же успеха.

Visio Corporation



Сумма: $1,3 млрд

Создатели программы для построения векторной графики, диаграмм, блок-схем, сетевых схем и планов этажей. После покупки Microsoft в 2000 году авторы сменили название и встроили приложение в линейку семейства Office. Сегодня Visio 2019 распространяется отдельно от остальных продуктов, доступных по подписке Microsoft 365. Ежемесячная стоимость программы варьируется от 360 до 1080 рублей.

***

За последние 30 лет Microsoft прошла путь от компании, которая создает операционную систему Windows, до корпорации, которая активно, пускай и не всегда успешно, работает в разных направлениях. Сегодня техногигант не стесняется вкладывать в IT-стартапы, интернет-безопасность, облачные технологии, 5G, онлайн-образование, техническое оснащение и искусственный интеллект. Далеко не все сделки открытые. Суммы многих приобретений засекречены. Поэтому оценивать их значимость и стоимость сложно даже аналитикам.



Видеоигры во всей этой структуре — очень важный элемент. В топ-10 сделок три касаются игровой индустрии, но на деле таких историй было гораздо больше. Взять хотя бы Bungie, которая сначала стала частью Microsoft, потом откололась, а теперь снова вернулась в состав компании. Или Ninja Theory, которая после выпуска DmC: Devil May Cry и Hellblade: Senua's Sacrifice перешла в Microsoft и сделала очень спорную Bleeding Edge (проект закрыли спустя 9 месяцев после релиза).

Для нового поколения консолей и PC у Microsoft пока что не было провальных (с финансовой точки зрения) и слабых игр. Как игроки, так и блогеры с журналистами тепло приняли Forza Horizon 5, Halo Infinite и Psychonauts 2. Многие старые хиты (вроде Wasteland 3 и The Outer Worlds) получили необходимые обновления и заметно преобразились. Да и подписка Game Pass стала поводом обзавестись консолью или прокачать старенький компьютер (впрочем, в период пандемии это дорого и непросто).

Тем интересней, как игровое направление Microsoft под руководством Фила Спенсера поступит с наследием Activision Blizzard и будет развивать его. Сам топ-менеджер после покупки издательства рассказал, что хотел бы увидеть продолжение франшиз, которые полюбил еще в детстве. Так что не исключено, что однажды появится новая Guitar Hero, Warcraft или Rock n’ Roll Racing. Многие серии этого заслуживают.

Обсудить