Оглавление

Первому игроку приготовиться: впечатления от фильма

Гимн гиковской культуре от Стивена Спилберга и лучший на свете фильм про видеоигры (круче только «Смертельная битва», но там про другое)

2045 год. Антиутопическое недалекое будущее, где большинство людей живут в крайней бедности и почти все время проводят в виртуальном мире под названием «Оазис». Подросток Уэд Уоттс (Тай Шеридан, «Древо жизни», «Люди Икс: Апокалипсис») одержим идеей найти «пасхалку», которую спрятал в программном коде «Оазиса» его эксцентричный создатель триллионер Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс, «Шпионский мост», «Дюнкерк»). По его завещанию, нашедший «пасхалку» игрок унаследует всю долю акций Холлидея, то есть фактически получит неограниченную власть над «Оазисом», а значит и всем миром. Сложность заключается в том, что ключи к главному призу надежно скрыты, и, чтобы разгадать подсказки, нужно очень хорошо знать характер и увлечения Холлидея. А про покойного известно, что он был страстным поклонником видеоигр и гик-культуры восьмидесятых.



Представьте себе фильм, в котором сразу есть Бэтмен, Кинг-Конг, Стальной Гигант, Чужой, Хищник, Хелло Китти, машина Спиди-гонщика, Меха-Годзилла и персонажи всех ваших любимых видеоигр от Space Invaders и Doom до Halo и Gears of War. И что все это снял Стивен Спилберг. Похоже на концентрированное подростковое счастье, сбывшуюся мечту детства – и так оно и есть. «Первому игроку приготовиться» это гимн целому поколению гиков, людям, повернутым на комиксах, «Стартреке» и видеоиграх: в 80-е над ними в лучшем случае посмеивались, а сегодня они возглавляют многомиллиардные IT-корпорации и запускают к Марсу «Теслу». Для них и этот фильм.

Про «Первого игрока» совсем не хочется говорить в терминах кино. Это именно что видеоигра, которая почему-то попала в кинотеатры. Сюжет напоминает примитивные RPG из восьмидесятых (это комплимент): главный герой ищет три ключа, разгадывает загадки и попеременно играет в условые «гоночки», «квест» и «экшен». Тут есть актеры, но, во-первых, они все молодые и вы вряд ли кого-то узнаете, а во-вторых, львиную долю времени на экране проводят не они, а их «аватары» – трехмерные модели, похожие на персонажей из Final Fantasy.



Не отвлекаясь на всякие мелочи вроде сложной драмы, «Первый игрок» дарит гигантский аттракцион гиковского счастья, фильм, где в одном кадре есть Горо из Mortal Kombat и Харли Квинн, Трейсер из Overwatch и черепашки-ниндзя. Нет здесь разве персонажей самого Спилберга (режиссер честно признался, что не хотел, чтобы его потом обвиняли в тщеславии), да еще, пожалуй, серьезно поднадоевших в последнее время «Звездных войн».

Каждый кадр фильма хочется поставить на паузу, тыкать в экран пальцем и радостно мычать, узнавая знакомых персонажей, детали и обстановку. Даже в тех сценах где нет никакого экшена, а главные герои выясняют отношения, нет-нет, да и мелькнет на заднем плане календарь из фильма «Трон», или логотип космической миссии «Звездного пути», или персонаж в футболке Atari. А в самый неожиданный момент в лоб зрителю вылетит Делореан из «Назад в будущее» с говорящим бортовым компьютером из «Рыцаря дорог», который удирает по улицам Нью-Йорка от тираннозавра. Говорят, что во время производства фильма на студии чуть ли не сотня человек занимались только вопросами лицензирования всех этих гиковских штук и брендов. Результат оказался потрясающим: «Первого игрока» хочется рассматривать под лупой и разбирать на мелкие детали.



Еще один безусловный плюс фильма: он хоть и снят по одноименной книге Эрнеста Клайна, но лишен всего скучного философствования на тему «почему нельзя увлекаться виртуальностью, почему наша реальная жизнь важнее» и прочего бла-бла-бла. Большие взрывы, яркие образы и фантастический экшен. Старичок Спилберг, который в последние десять лет все больше нацелен на умное оскаровское кино, сумел сделать киноаттракцион лучше, чем все молодые создатели «Трансформеров» и блокбастеров про супергероев Marvel вместе взятые.

Главный вопрос к фильму: как его воспримут те люди, которым что «Трон», что Делореан, что игры Atari – это не часть волшебного детства, а какая-то стариковская фигня из прошлого века? В «Первом игроке» есть и отличные экшен-сцены, и погони, и какая-никакая романтическая линия, и даже простые, но отнюдь не тупые шутки… Однако получить от фильма настоящее удовольствие, не зная, кто все эти рожи на экране и кем они были для подростков восьмидесятых, будет непросто.

Обсудить