Оглавление

Первые впечатления от «Колеса времени»

Лучший фэнтези-сериал современности (других все равно нет)

Друзья! Эта статья находится в разделе «Игры» не по ошибке или прихоти редактора. Мы в PLAYER ONE придерживаемся мнения, что современные игры уже давно стали полноправной частью индустрии развлечений, они находятся под влиянием происходящих в ней событий и сами влияют на нее не меньше. Поэтому мы регулярно рассказываем о ключевых событиях, происходящих в индустрии развлечений. Выход «Колеса времени» — как раз такой случай.


Чтобы заполучить свою «Игру престолов», сервис Amazon Prime взялся экранизировать классический фэнтезийный цикл «Колесо времени». Его автор, Роберт Джордан, успел написать одиннадцать романов и умер, а закончил эпопею Брэндон Сандерсон (еще тремя книгами). Материал богатейший: десятки ключевых персонажей сражаются, интригуют и влюбляются на нескольких континентах параллельно, а центральный конфликт держит в напряжении всю историю: да, ты спасешь мир – но убьешь всех, кто тебе дорог.



Начинается все довольно камерно и даже слегка как клон «Властелина Колец». В деревню в заднице мира прибывает дама-маг, забирает троих местных парней и говорит: мол, у вас есть кое-что, что нужно Силам Тьмы, поэтому не задавайте вопросов и скачите со мной. Но, конечно же, по дороге герои разделяются и следуют к цели по отдельности, раскрывая для зрителей все стороны мира «Колеса времени» – от Белой башни, где заседают магички айз седай, до ненавидящих их инквизиторов-белоплащников, от ярких фургонов пацифистов-лудильщиков до кораблей гордого Морского народа. Где-то далеко на севере беснуются орды троллоков – монстров на службе у Темного. Везде разбросаны артефакты прежних войн с Темным – от обломков древних шоссе до покинутых городов. Так работает Колесо времени: цивилизации возвышаются и падают, а на их обломках вырастают новые королевства, и история повторяется.

Джордан многословен, не умеет прописывать любовные линии (впрочем, как и Толкин), а о сексе впервые прямым текстом заговаривает ближе к концу цикла, но его тексты вполне кинематографичны. Много зрелищного экшена и душераздирающих клиффхенгеров — просто бери и снимай. Увы, судя первым трем эпизодам, шоураннеры Amazon решили, что без их творческого вклада история обойтись не может. На 95% они идут дословно по книге, при этом регулярно опускают объяснения того, как работает мир «КВ», из-за чего многие реплики повисают в воздухе, а поступки героев становятся непонятными. Но еще хуже выглядят те 5% изменений, внесенных в сюжет левой ногой (Сандерсон, консультировавший сериал, уже успел от них откреститься на Реддите).

В мире «Колеса времени» только женщины могут безопасно пользоваться магией («направлять силу», ченнелинг), потому что на мужской источник силы была когда-то наложена порча. Все ченнелеры-мужчины рано или поздно сходят с ума, поэтому их надо надо обязательно найти и укротить или убить (так придумал Джордан в 1984 году!). Но один-единственный мужчина-ченнелер, Дракон Возрожденный, нужен миру, чтобы спасти всех от нового пришествия Темного. Отсюда и ключевой конфликт первой книги: как бы найти этого Дракона Возрожденного, натренировать его, научиться манипулировать мужиком, отправить на битву со Злом и только после победы потихоньку прибить (до того, как сойдет с ума).



В сериале внезапно говорят: знаете, а Драконом Возрожденным может быть и женщина тоже. Хотя про порчу и сходящих с ума мужчинах-ченнелерах тоже не забывают. Предание? Бесконечный цикл повторения одной и той же трагедии? Вся суть проблемы о том, что Дракон должен сойти с ума? Нет, не слышали. Такое ощущение, что оговорку «He or She» добавил какой-то маркетолог, вообще не задумывающийся о смысле истории.

А еще сценаристы приписывают одному из ключевых героев убийство жены (которой в книге вообще не было), другой герой (один из величайших мечников на континенте) в сериале не может справиться с одним тупым монстром (в книге вырезает целый отряд), зато одну из нарочито мирных героинь превращают в воителя и следопыта. Понятно стремление добавить сильных женщин, но алло: в мире «Колеса времени» и так всеми делами заправляет совет женщин-магов, крупнейшим королевством правит женщина, а самой сильной армией в мире тоже будет командовать женщина. Тут и так тотальный матриархат и дискриминация мужчин, зачем эти неловкие попытки выслужиться?



Вторая дичайшая проблема – кастинг. Трое парней (один из которых — Дракон Возрожденный) родом из деревни, жители которой (за редчайшим исключением) никогда не выбираются дальше соседней переправы через реку. Деревне тысячи лет. Вопрос: как так может быть, что половина ее населения – белокожие, а половина – темнокожие? Биология не работает в этом мире? Люди вступают в брак только со своими? Но нет, все в деревне равны, все происходят от жителей древнего королевства Манетерен. При этом в книге Джордана есть целый континент, населенный темнокожими, которые играют существенную роль в сюжете. Есть Белая башня и орден белоплащников, члены которых набираются со всего света. Этого более чем достаточно, чтобы выполнить любую квоту по диверсити с лихвой. Но нет, при кастинге мозг не включался: просто набирали людей генератором случайных чисел. Вот бы такие ребята в дизайне NPC для Kingdom Come: Deliverance развернулись!

Хотя нет, не случайных. Внезапно ключевых героев состарили: превратили из подростков (которые ничего не понимают в романтических отношениях, никогда не видели больших городов и вообще жизни не нюхали) в 20-летних мужиков и баб (выглядят они на все 30). При этом сохранили часть сюжетных ходов из книги, что приводит к невероятным курьезам: оказывается, что в деревне вполне средневекового уклада героиню торжественно посвящают в женщины.... лишь в 20 лет. А до этого она была официально девочкой (что не мешало ей спать с мужчинами вне брака — это тоже отсебятина, конечно). Также по сериалу непонятно, чем вообще занимаются по жизни герои (ничем, потому что они ведь на самом деле лишь подростки).

Состаривание авторы объясняют так: они не хотели, чтобы сериал записали сходу в young adult. Но зачем тогда было браться за историю об импульсивных подростках, которые повзрослеют примерно книг через шесть? Сюжет ведь под них написан, и когда мужики ведут себя по-детски, это выглядит нелепо. Уж лучше бы снимали это честно как young adult, про подростков, почему нет?



А что не написано Джорданом – то вообще ужасно. Представьте себе, что вы стоите на берегу реки, а на другой стороне сотни кровожадных монстров вопят и хотят вас сожрать, но плавать не умеют. Станете ли вы поддерживать деда, который хочет восстановить переправу, потому что на той стороне где-то (возможно) остался его внук? Или того, кто скажет ему: мол, не, дед, ты и сам погибнешь, и нас всех погубишь, и не спасешь никого? Разве что снежинка какая из англоязычного твиттера прощебечет: «А я просто хочу, что у всех все было хорошо!»

Но ладно, над кастингом можно посмеяться, к изменениям в сюжете – привыкнуть. Но от сериала Amazon ожидаешь, что хотя бы визуально все будет на высоте, но нет. Первый эпизод выглядит неплохо за счет красивой природы со всеми этими душераздирающими горными реками и водопадами. А вот сцена в огромном покинутом городе, где происходит одно из центральных событий всей истории, – уже дешевое мертвое CG. В отличие от той же «Игры престолов», где очень долго можно было обходиться без дорогих эффектов, в «Колесе времени» рано появляются и магия, и чудовищные монстры, и фантасмагорические пейзажи, и все это требует денег. Увы, «Колесо времени» в этом смысле ближе к «Хроникам Шаннары» или нетфликсовской «Проклятой», чем к стильному «Карнивал Роу» или дорогущему «Основанию». Вот и получается дешевый косплей и актеры, которые словно сами не понимают, куда попали. Как говорит популярный микроблогер Опилочная башка, «Колесо времени» – «такие Приключения Геракла в woke-эпохе», и сложно с ним поспорить.

Проблема в том, что никаких фэнтезийных сериалов лучше на рынке нет и не планируется. Если смотреть «Колесо времени» как видеоиллюстрацию к книге, закрывать глаза на нелепости и постоянно помнить о том, что альтернатив нет (вообще нет!), то это даже терпимо. Поэтому предлагаю такой план: подписаться на Amazon Prime, досмотреть сериал до середины, бросить его и пойти читать книги. Так можно продемонстрировать бигдате издателя, что вы хотите смотреть фэнтези и готовы платить за это, но вот такой подход вас не устраивает. Пусть снимают нормально.

Обсудить