«Песочный человек»: впечатления от сериала
Возможно, лучшая экранизация комикса от Netflix
Словосочетание «экранизация от Netflix» давно уже превратилось в настоящий мем. Уж очень часто сервис, взявшись перенести на экраны то или иное знаменитое произведение, менял его сюжеты и героев почти до неузнаваемости. «Ведьмак», «Ключи Локков», «Тетрадь смерти», «Ковбой Бибоп» — вот лишь несколько громких примеров. Вплоть до премьеры «Песочного человека» казалось, что и он вполне может пополнить этот печальный список. Например, стоило только появиться подробностям кастинга, как фанаты начали негодовать, что Люциферу и Константину создатели решили поменять пол, а на роль Смерти выбрали темнокожую актрису. Нил Гейман — создатель оригинальной серии комиксов, который был активно вовлечен и в работу над адаптацией, — даже разразился резкой отповедью в адрес недовольных.
Скепсиса добавляло и то, что оригинальная серия комиксов — далеко не самый простой материал для экранизации. Сюжет в ней нелинеен, и автор часто отвлекается от магистральной истории на различные интерлюдии. Действующих лиц в серии очень много, причем значительная часть персонажей появляется только на несколько выпусков, чтобы сыграть свою роль, а затем уступить место иным героям. Гейман то и дело переносит действие в иные реальности или эпохи. По стилю, атмосфере и настроению выпуски тоже сильно различаются, а повествование неизменно изобилует аллюзиями и скрытыми подтекстами. Все это не так-то просто перенести на экраны. Недаром, хотя речь об адаптации «Песочного человека» заходила не раз, снять ее долгое время никому не удавалось, а ведь подступали к этой задаче такие маститые голливудские деятели, как Роджер Эвери и Джозеф Гордон-Левитт.
К счастью, в этот раз опасения оказались напрасными, и Netflix в кои-то веки смог снять близкую к первоисточнику экранизацию. В основу первого сезона «Песочного человека» легли два стартовых сборника серии (всего же их десять, если не считать последующих спин-оффов). Отправной точкой для всех последующих событий становится пленение заглавного героя, также известного, как Морфей и Повелитель снов. Английский оккультист пытается захватить Смерть, но вместо нее в магический капкан попадает ее брат, Морфей. Десятки лет он томится в плену. А когда ему наконец удается вырваться на свободу, он обнаруживает, что артефакты, в которых сосредоточена его сила, пропали, а его королевство пришло в упадок. Первый том, «Прелюдии и ноктюрны», сосредоточен на том, как Песочный человек возвращает символы своей власти. Второй же, «Кукольный домик», посвящен тому, как Морфей берется вернуть несколько беглых снов, а также разбирается с проблемой Вихря — девушки, способной проникать в чужие сны и потому угрожающей существованию царства грез.
«Песочный человек» от Netflix следует за сюжетом комикса настолько близко, насколько, пожалуй, это вообще возможно. Во время просмотра сериала так и хочется спросить у боссов сервиса: «A вы что раньше не знали, что так можно?». Многие сцены и диалоги перенесены со страниц комикса в телевизионного «Песочного человека» практически один-в-один. И даже можно найти немало кадров, которые идеально воспроизводят панели из комикса.
И важно даже не то, что фанаты будут рады увидеть любимые сцены аккуратно перенесенными на экран. Здорово прежде всего то, что авторы сериала стремятся сохранить смысловую и эмоциональную составляющие «Песочного человека». Какова роль снов и грез в жизни людей? Что будет, если в руках смертных окажется почти божественное могущество Морфея? Если представить себе мир без лжи, захочется ли в нем жить? Может ли человек настолько любить жизнь, чтобы не утратить вкуса к ней даже за многие сотни лет? Способен ли бессмертный владыка снов сам понять людей и найти среди них друга? Вот далеко не полный перечень вопросов, лежавших в основе сюжетов комикса и получивших отражение в телевизионной адаптации. Если бы все создатели экранизацией подходили к адаптациям столь же бережно и с явной любовью к первоисточнику, глядишь, в библиотеке Netflix было бы значительно больше удачных сериалов.
Да, совсем без отступлений, конечно, не обходится — это и смена пола и внешности некоторых персонажей, и почти полное отсутствие камео знаменитых героев DC Comics, которых хватало в серии. Но это в сущности мелочи, к которым придираться совсем не хочется. А есть и изменения, которые только пошли «Песочному человеку» на пользу. Например, сценаристы значительно расширили роль беглого кошмара Коринфянина, который в комиксах был второстепенным антагонистом. В сериале же мы знакомимся с ним с самого начала, Коринфянин вовсю строит козни по ходу сезона и раскрывается как опасный и пугающий злодей, что делает его противостояние с Морфеем более захватывающим, чем в комиксе.
Похвалить сериал хочется и за отличный каст. В первую очередь нельзя не отметить исполнителя главной роли Тома Старриджа — ему великолепно удается образ создания не от мира сего, которое не подвержено человеческим страстям и эмоциям… Но постепенно начинает их понимать. А еще «Песочный человек» порадует зрителей яркими работами таких замечательных актеров, как Чарльз Дэнс, Дэвид Тьюлис, Стивен Фрай, Бойд Холбрук, Джоэли Ричардсон, Гвендолин Кристи и Дженна Коулман — и этот список вполне можно было бы продолжить и дальше. Для истории, которая сфокусирована на персонажах, их раскрытии, взаимоотношениях и диалогах, особенно важно, насколько хороши актеры — и в «Песочном человеке» они на высоте.
Пожалуй, единственной серьезной претензией к «Песочному человеку» стоит назвать то, как в сериале изображены сны. В комиксе царство грез было сюрреалистичным пространством, хаотичным, изменчивым и нечетким, как сами сны. В сериале же мир снов представлен либо бедными, почти театральными декорациями, либо посредственной компьютерной графикой. Так что особенных красот и оригинальных визуальных находок ждать от «Песочного человека» не стоит.
У Netflix получилась практически образцовая экранизация культового произведения. Она достаточно верна букве и духу первоисточника, чтобы порадовать фанатов, но в то же время легко воспринимается как самостоятельное произведение и имеет все шансы полюбиться и тем, кто не знаком с «Песочным человеком».