Оглавление

Пять главных изменений в DayZ за (почти) пять лет

Насколько интересно выживать в одном из главных игровых долгостроев индустрии

Кто знает, стали бы онлайн-симуляторы выживания так популярны, если бы не DayZ — игра, выросшая из мода к ArmA 2. Она появилась в раннем доступе Steam в декабре 2013 года (и остается в этой категории до сих пор). Несмотря на многочисленные вылеты, баги, фризы и прочие недоработки, новинка быстро завоевала сердца пользователей, пробилась в хит-парад наиболее востребованных игр Steam, а к апрелю 2014 года разошлась тиражом более двух миллионов экземпляров.

С тех пор аудитория игры только падает: сегодня в ней находятся всего 2700 игроков одновременно против 23000 в лучшие времена. Появление транспорта, новых локаций и оружия, переработка движка, изменения интерфейса возвращают пользователей, но ненадолго.

Однако разработчики не унывают и тестируют патч 0.63, который полностью переведет DayZ на новый движок Enfusion. Стабильную версию игры обещают снабдить этим патчем в течение ближайших нескольких недель, после чего DayZ наконец-то получит статус беты. А там, по словам авторов, уже недалеко до релиза финального варианта, после чего игра появится и на консолях PS4 и Xbox One.

Пока новый патч проходит испытания, мы решили вспомнить, какие глобальные изменения произошли в DayZ c ее появления в Steam.

Игровой движок





Пять лет назад, сразу после появления в раннем доступе Steam, DayZ впечатляла видами. Тут было прекрасное море, у которого можно было просто медитировать (пока тебя не пристрелят другие игроки), поля и леса, от которых, казалось, веяло ранней осенью. Дизайн деревушек, городов и военных баз с аэродромами завораживал — их хотелось исследовать и исследовать. Для всех игроков из России и стран бывшего СССР игра стала ближе еще и потому, что все эти пейзажи сильно напоминали родные просторы. При виде некоторых поселений даже казалось, что разработчики специально ездили в Россию, чтобы бережно перенести в игру какую-нибудь деревушку на задворках Калужской области.



Вместе с тем движок Real Virtuality, на котором создавалась DayZ, был требователен к «железу»: для относительно комфортной игры требовался достаточно мощный компьютер. Да и на них игра все равно подтормаживала, особенно в локациях вроде Березино или Электрозаводска.

Разработчики все эти годы работали над сменой движка, постепенно подключая к Real Virtuality библиотеки от своей новой разработки Enfusion. Cейчас игра уже почти целиком перенесена на новый движок — патч 0.63 лишь расставит финальные штрихи.



На Enfusion игра выглядит определенно лучше: например, появилась динамическая смена погоды, а деревья и кусты теперь раскачиваются от ветра. Улучшилось и звуковое сопровождение: игра звучит куда качественнее, чем в начале раннего доступа. Новый движок позволил разработчикам экспериментировать с анимацией, переработать систему жестов, обновить внутриигровой интерфейс, сделать стрельбу более естественной и в целом добавить в DayZ больше хардкора. Как вам, например, возможность заразиться от предмета, который передал вашему персонажу другой игрок? Эту особенность и многое другое авторы обещают реализовать в бета-версии.

Зомби





Зомби (или правильнее «зараженные») — жители Черноруссии, инфицированные опасным вирусом, который и привел страну к упадку. Долгое время (до появления зверей) они были единственными опасными NPC в игре. От их ударов можно и получить перелом, и подхватить инфекцию. А на первых порах от монстров вообще лучше сразу прятаться.
От патча к патчу зомби преображались: разработчики постоянно экспериментировали с зараженными, меняя их облик, силу, скорость передвижения и зону видимости. Изначально зомби были очень сильными. Они могли проходить сквозь заборы и стены, оглушать игроков с двух тычков и видеть жертву за сотни метров, прибегая к ней с другого конца города. Сейчас зараженные стали вести себя более естественно и не замечают игрока, если он зайдет им за спину. Но лучше все-таки не играть с ними в прятки, а убивать, так как с трупов наконец можно собирать лут. На актуальном патче 0.62 система появления припасов и оружия работает неидеально, зачастую можно пробежать несколько деревень и не найти даже консервной банки, поэтому истребление зомби, даже если они и не охотятся за игроком, — важное для выживания занятие.

Атмосфера Черноруссии





Придуманную авторами Черноруссию всегда было интересно изучать. Я, например, во время каждой игровой сессии пытался добраться до СЗ (расположенная на северо-западе военная база с аэродромом), где обычно появлялся самый ценный лут. Разумеется, туда же устремлялось полсервера, и большая часть путешественников гибла под пулями засевших на базе кемперов. Еще всегда завораживала огромная вышка на Зеленой Горе — атмосфера, особенно в ночное время, непередаваемая. Про эту вышку ходило немало легенд — якобы в первых версиях игры можно было при наличии рации перехватить загадочное послание с перечислением имен. Это послание в итоге оказалось военной шифровкой о введении режима ЧС в регионе.

А посиделки у костра? Вечер, невероятная игра теней и уютное потрескивание поленьев — кажется, что уже чувствуешь аромат дыма.



С обновлениями разработчики стали добавлять новые города и здания. Так, Новодмитровск на севере примечателен благодаря сталинской высотке — просто рай для любителей пострелять из «мосинки» с хорошей оптикой. К северо-востоку от СЗ появился Североград с несколькими новыми зданиями вроде школы (как же она похожа на типовые советские школы!) и огромным карьером. Неподалеку от Синистока появилась военная база с ракетными шахтами. Чуть позже по всей карте стали добавлять военные лагеря, чтобы выжившие не ломились толпой на одни и те же точки. С патчем 0.63 добавят еще несколько населенных пунктов и заметно изменят существующие.
Иными словами, разработчики продолжают упорно работать над картой, и благодаря этому исследовать Черноруссию до сих пор не менее интересно, чем почти пять лет назад.

Транспорт





Первый транспорт появился в DayZ спустя год после выхода игры в ранний доступ в Steam. Это был V3S — реально существовавший армейский грузовик, который производился в 1950-е в Чехословакии. С его появлением путешествие через всю карту вместо часа стало занимать 10 минут.

Но радость была недолгой: грузовик было нелегко найти, к тому же его приходилось периодически заправлять. Во время поездки он натыкался на невидимые препятствие на дороге или просто проваливался сквозь текстуры, убивая всех, кто находился внутри. Чуть позже разработчики усложнили механику взаимодействия с грузовиком: сначала нужно было найти определенные части (свечи, аккумулятор, колеса), а лишь потом удавалось завести машину.
Чуть позже в игре появился автобус, основанный на прототипе Ikarus 260, гражданский седан «Иволга» (на основе Газ-24 «Волга») и внедорожный хэтчбек на основе ВАЗ-2121 «Нива». Обещанный еще в 2015 году велосипед игроки пока так и не получили — так же, как и вертолеты.

Тем не менее, сбор деталей для запуска транспорта и поездки по просторам Черноруссии (с возможностью давить зомби и других игроков) стали отличным вариантом времяпрепровождения, особенно для больших дружеских компаний.

Читеры и баги



DayZ в свое время печально прославилась как рассадник читеров. Если вас убивал парящий в небе подобно ангелу игрок, вы не могли даже отправить на него жалобу — попросту не было такой функции. Хватало тут и любителей эксплуатировать баги. Например, в одном из зданий в СЗ можно было вполне легально засесть в текстурах и расстреливать прохожих прямо из стены. При этом другие игроки не видели, откуда идут выстрелы. Иногда удавалось залезть в текстуры под брошенную военную технику, устроив своеобразное пулеметное гнездо, и расстреливать всех бедолаг, пробегающих мимо.

Некоторые вовсю использовали дюп — клонирование ценного лута путем нехитрых манипуляций. Кому позволяла коммерческая жилка, шли дальше и продавали комплекты для «нагибания всех на сервере» за реальные деньги в соцсетях.

Разработчики, разумеется, знали про все дыры и засилие читеров и боролись с этим по мере сил. Сейчас на актуальном патче система BattleEye работает более-менее сносно (большинство старых багов давно исправили) — в последние месяцы я ни разу не погиб от пуль, летящих с небес.



Нельзя сказать, что Bohemia ничего не делает с DayZ: по сравнению с ранними версиями нынешний билд 0.62 очень неплох, особенно если играть с друзьями. Планы на следующие патчи у разработчиков наполеоновские: полноценное строительство баз, паркур, схроны, новые виды транспорта, обновленный интерфейс и, в конце концов, релиз на консолях. Станет ли все это вторым рождением DayZ или Bohemia уже потеряла драгоценное время и ее армии поклонников теперь куда интереснее PUBG и Fortnite — узнаем совсем скоро.

Обсудить