PlayStation 5 против Xbox Series X
Сравниваем ключевые особенности новых консолей
Пандемия отменила все игровые выставки. Если раньше можно было рассчитывать, что та же Е3 превратится в битву презентаций, а Microsoft и Sony за один присест выдадут основные подробности о консолях нового поколения, то теперь нас накрыло чередой разнообразных онлайн-трансляций — не всегда полных громких новостей. Ходят слухи, что самые главные игры для PlayStation 5 будут показаны ближе к осени, а о ценовой политике платформодержатели будут молчать еще дольше, и все это очень напоминает затянувшуюся партию в покер. Не будем ждать ее окончания — сравним все важные из известных особенностей PlayStation 5 и Xbox Series X.
Дизайн и охлаждение
Microsoft выбрала минимализм и прагматику — Series X легко впишется в любой интерьер. Sony же решила удивить и построила космический корабль в миниатюре. Игроки сами решат, что им больше по вкусу. Куда более насущный вопрос — эффективность систем охлаждения. PlayStation 4 Pro сильно уступает Xbox One X в акустическом комфорте и температурных показателях, и в новом поколении это не должно повториться.
Система охлаждения Xbox Series X проста и элегантна. Подобные схемы с большим вентилятором, вытягивающим горячий воздух наружу, неплохо себя зарекомендовали еще во времена Apple Mac Pro 2013 года. Они вполне способны работать тихо даже с мощными комплектующими. А вот внутренний мир PS5 нам неизвестен. Делать какие-либо выводы на основе только внешнего вида невозможно — есть вероятность, что инженеры Sony создали инновационные радиаторы, не имеющие прямых аналогов.
Xbox Series X одинаково гармонично смотрится как при вертикальной установке, так и при горизонтальной. PlayStation 5, лежа на боку, теряет симметрию и визуально смотрится менее устойчивой. Но вполне очевидно, что обе приставки задуманы именно как башни и в такой ориентации должны охлаждаться наиболее эффективно. Проблема может быть в том, что не в каждой гостиной для этих башен найдется место. И если Series X в высоту 30 см, что всего на 5 мм выше, чем в PS4 Pro, то ожидаемые высота PS5 предварительно оцениваются в 40 см.
Терафлопсы
В последние годы сложилась нездоровая тенденция меряться терафлопсами. Флопсы не отражают весь спектр задач и зависят от всех остальных элементов системы, от видеочипа до пропускной способности памяти. Эти числовые значения удобны маркетологам, но определять ими чистую игровую производительность некорректно.
На бумаге видеочип Xbox Series X мощнее — целых 12 терафлопс против 10.3 у PlayStation 5. Именно поэтому в рекламной кампании Microsoft выгодно упоминать эти цифры через предложение. Инженер Xbox Series X Эндрю Гуссен и вовсе заявил, что при трассировке лучей мощность новой консоли эквивалентна 25 терафлопсам. Но блоки трассировки не участвуют в общих вычислениях и не могут учитываться при оценке производительности без лучей.
При этом видеочип PS5 работает на более высокой частоте, чем у Xbox Series X — 2.23 ГГц против 1.83 ГГц. То, что у последнего больше вычислительных блоков — 52 против 36 у Sony, — не обязательно лучше для разработчиков. Возможно, им будет проще оптимизировать графику под меньшее число блоков с фиксированной частотой, чем пытаться обуздать сырую мощность консоли от Microsoft.
Для игроков важнее, что при таких характеристиках ожидается разрешение 4K при 60 fps, хотя уже сейчас известно, что не все игры будут поддерживать высокий фреймрейт. Создатели Assassin's Creed Valhalla пока говорят о типичных для консолей 30 кадрах в секунду. Также предполагается использование алгоритмов масштабирования, а на недавней презентации архитектуры процессора Xbox Series X нашлось упоминание машинного обучения. Это может указывать на аналог DLSS в новой консоли Microsoft.
Подсистемы памяти
В обеих консолях установлено по 16 гигабайт GDDR6. В PS5 вся память работает со скоростью 448 гигабайт в секунду, и разработчики сами определяют, как задействовать доступный для игр резерв. Xbox Series X выделяет под нужды видеочипа 10 гигов на скорости 560 ГБ/с, остальные 6 связаны с CPU и ограничены 336 ГБ. Из них почти половина обслуживает операционную систему. Это разделение может негативно сказаться на производительности, что потребует отдельной оптимизации.
Давно известно, что SSD PlayStation 5 вдвое быстрее такового в Xbox Series X, несмотря на схожие инновационные системы декомпрессии данных, моментально выгружающие игровые ассеты с накопителя в видеопамять. На практике преимущество PS5 — 5.5 ГБ/с против 2.4 для несжатых файлов — реализуется, вероятно, только в эксклюзивах Sony.
Мультиплатформенные игры, уже находящиеся в разработке, наверняка еще ориентированы на традиционные HDD и SATA-SSD со скоростью чтения не выше 500-600 ГБ в секунду.
Геймпады
Следующим после SSD оружием маркетологов Sony стал новый контроллер DualSense. О нем высказываются главы игровых компаний, ему посвящают специальные интернет-трансляции. В него даже можно подуть. Но за все восьмое поколение вышло исчезающе мало игр, активно использовавших те же сенсорную панель и гироскоп в DualShock 4 (в смысле — не просто для выхода во внутриигровое меню), а интересное применение им, кажется, не нашли даже внутренние студии. История может повториться.
Куда важнее, что игроки, уже имеющие запас геймпадов для PS4, смогут подключить их к PS5, но не смогут играть при их помощи в новые эксклюзивы. Это может стать проблемой для игр с упором на кооператив — придется купить еще несколько DualSense. Учитывая технологичную начинку, вряд ли контроллер будет дешевым.
Microsoft отреагировала на эту информацию и напомнила, что геймпады Xbox One, включая Elite и Adaptive Controller, полностью совместимы с Xbox Series X и новыми играми.
Обратная совместимость
Microsoft прямо заявила — все игры для Xbox One запустятся на Xbox Series X без каких-либо ограничений. Еще более старые игры, доступные сегодня по программе обратной совместимости, также будут работать на новой приставке. Многие будут улучшены без участия разработчиков — добавится поддержка разрешения 4K, повысится частота кадров, а динамический диапазон расширится до HDR.
Sony все еще уходит от прямого ответа. Известно, что самые популярные игры для PlayStation 4 будут работать и на PS5, но некоторые потребуют дополнительных улучшений. Это вызывает сомнения в том, что владельцы копий для текущего поколения сохранят возможность поиграть во все свои игры на новой приставке без дополнительных затрат.
Опасения усиливают представленное в июне переиздание GTA V для PS5 и недавний анонс улучшенной версии Marvel's Spider-Man. В начале восьмого поколения Sony выпустила несколько ремастеров и спровоцировала шутки про RemasterStation. Тогда это оправдывали разницей архитектур PS3 и PS4. В случае же с PS5 процессор и видеочип опираются на ту же, знакомую по персональным компьютерам базу, и во второй раз такой трюк менее убедителен.
С другой стороны, ремастеры зачастую предлагают куда лучшее качество картинки и геймплейные изменение, в отличие от запуска игр по обратной совместимости. Эти два формата вполне могут сосуществовать в рамках одной платформы. Было бы неплохо спасти от забвения обширную игротеку PlayStation 2 и 3, но Sony очень неохотно делится конкретной информацией по этому вопросу.
Стратегия Microsoft
Microsoft по достоинству оценила успехи своих немногочисленных эксклюзивов на ПК и отчеты Ubisoft и Take-Two о росте этого сегмента рынка. Вспомнив, что помимо Xbox геймерам можно продать и Windows 10, компания последние несколько лет превращает именно операционную систему и API DirectX 12 в основу своей игровой платформы. А компьютер или консоль — всего лишь ее аппаратные воплощения на разный вкус и бюджет. Более того, свои игры Microsoft планирует активно продвигать через облачный сервис Project xCloud, чтобы приобщиться к новой Halo можно было даже при помощи смартфона.
В этой экосистеме продолжат выходить эксклюзивы Microsoft Studios. Но не факт, что все они придутся по душе игрокам. Компания очевидно делает ставку на подписочный сервис Game Pass. За абонентскую плату клиент получает доступ ко всем играм внутренних студий, множеству небольших проектов и некоторым хитам издателей-партнеров.
Обратная сторона щедрости — новый формат самих игр. Sea of Thieves и недавно вышедшая в ранний доступ Grounded оказались успешны и наглядно демонстрируют новый подход. Игры с долгосрочной поддержкой — сервисы — удержат игроков в Game Pass надежнее, чем сюжетные приключения на 20-30 часов. Даже флагманская Halo Infinite явно обретает черты Destiny, будет поддерживаться целых 10 лет — и нет гарантий, что таким же образом не трансформируется серия Gears.
Полностью отказываться от конкуренции на поле одиночных игр компания не планирует. Microsoft купила немало именитых студий — Obsidian, Ninja Theory, InXile. В разработке как минимум еще Hellblade 2 и Avowed. Наверняка есть и пока не анонсированные сюжетные проекты. Нас может ждать как эпоха разнообразия и экспериментов, так и засилье игр-сервисов.
Консервативная Sony
Sony же регулярно напоминает, что верит в принцип консольных поколений и свои эксклюзивы — высокобюджетные блокбастеры от внутренних студий. С кинематографическими видеороликами, акцентом на сюжет и одиночное прохождение. Более того, Sony хочет вернуть времена PlayStation 2. По данным бывшего редактора Game Informer Имрана Хана https://wccftech.com/third-party-approached-playstation-5-deals/, почти все крупные издатели получили заманчивое предложение обеспечить новую консоль эксклюзивными играми или хотя бы контентом. И японская компания готова платить за это большие деньги.
Такая политика сегодня может провоцировать споры — достаточно посмотреть на критику Epic Games Store или недовольство эксклюзивностью Человека-паука в PS5-версии грядущей Marvel's Avengers. Но этот подход традиционно продает консоли и помогает наращивать пользовательскую базу, которая мотивирует сторонних издателей выпускать больше игры на платформе. И делиться с Sony 30% доходов.
Чья стратегия окажется более успешной в долгосрочной перспективе — покажет время. При условии, что не будет колоссального разрыва в продажах на старте. Иначе сторонние издатели сразу потеряют интерес к одной из консолей.