Оглавление

PlayStation 5: тестируем флагманскую консоль Sony

Наши впечатления от нескольких первых часов наедине с новым поколением PlayStation

19 ноября в России стартуют продажи консолей нового поколения от Sony — флагманской PlayStation 5 и ее вариации без Blu-Ray привода — PlayStation 5 Digital Edition. Мы получили на тестирование образец «приводной» PlayStation 5 и успели провести с консолью несколько часов. В этом материале — наши первые впечатления от устройства за один вечер знакомства с консолью, а подробный разбор будет позже.

Внешне PlayStation 5 — полная противоположность флагманской консоли Microsoft, Xbox Series X. «Бокс» — практичный, матовый, весь из прямых углов. Если поставить такой на полку темного цвета, он практически растворяется на ней, сливается с декорациями, несмотря на зеленую подложку на вентиляционной решетке. PlayStation 5, напротив, обращает на себя внимание с того же момента, как достаешь ее из коробки и начинаешь вчитываться в инструкцию, чтобы понять, как расположить ее на круглой подставке, которая идет в комплекте. Она — куда внушительнее по габаритам, чем Xbox Series X, но не выглядит неуклюжей — плавные линии корпуса делают консоль похожей на космический линкор, со сверкающей черной серединой между изогнутых матовых боковых пластин белого цвета. Пластины, как уже известно, легко заменить и скорее всего, в будущем появится немало вариантов «кастомных» боковин в символике разных игр (как, например, у Nintendo New 3DS). В базовом дизайне PlayStation 5 выглядит очень стильно и поразительно отличается от более утилитарно сконструированной PlayStation 4 Pro (та, как и Xbox Series X, тоже как будто создана, чтобы растворяться на полке, не привлекая к себе лишнего внимания).



Первое же решение, которое нужно принять, — разместить консоль вертикально или горизонтально. Очень советую прочитать инструкцию, потому что подставку, собранную из двух крутящихся деталей, нужно сконфигурировать под нужное положение, и интуитивно догадаться будет сложно. Например, чтобы держать консоль в горизонтальном положении, диск с крючками нужно повернуть вбок до щелчка, а потом зацепить крючки за тот край боковой пластины, где есть маркировка значками PlayStation. Немного нефутуристично (и есть опасность сбить подставку, пока ставишь консоль на полку), но когда все наконец установлено и размещено, конструкция получается достаточно надежной.



Кнопка включения физическая (а не сенсорная) и расположена так, что случайно нажать ее сложно (ее и разглядеть-то непросто). Для первого включения консоли ее потребуется нажать (просто нажать на контроллер будет недостаточно), потом уже можно будет полагаться на геймпад. Кабель HDMI 2.1 (для игры в разрешении вплоть до 4K@120FPS; при этом у PS5 нет пока поддержки вариативной частоты обновления VRR) и кабель USB Type-C для зарядки контроллера идут в комплекте. На запуске консоль предложила не только залогиниться с помощью мобильного приложения (чтобы не тратить время на вбивание пароля с помощью джойпада и виртуальной клавиатуры), но и сразу перенести всю информацию о моих достижениях и сейвах с PlayStation 4 (это можно сделать и позднее).

Шум от PlayStation 5 есть, но это далеко не громкое гудение, — шелест от работы системы охлаждения слышно, только если стоишь прямо рядом с ней в тихой комнате (Xbox Series X работает еще тише).

У меня первое включение прошло с приключениями — PlayStation 5 выдала на новейший 4K-телевизор LG CX просто черный экран (но зато в 4K и с HDR). Ни смена кабелей, ни перезагрузка обоих устройств не помогли. В итоге пришлось подключить консоль через старенький ресивер Yamaha (который режет 4K-картинку, выдавая на телевизор только Full HD), чтобы появился нормальный видеосигнал. После загрузки консоль скачала из сети и установила апдейт прошивки (заодно обновив и прошивку контроллера), и после этого проблема внезапно исчезла – сигнал на 4K-телевизор пошел правильный.


Новый контроллер DualSense в руке ощущается очень приятно. Задняя поверхность ручек тоже покрыта тиснением, как и у Xbox Series X, но шероховатость не так заметна. Немного непривычно, что кнопка «дом» теперь выглядит как фигурный объемный значок PlayStation, но удобство от этого не страдает — наоборот, сразу понимаешь, что палец попадает именно на нее, а не на кнопку микрофона чуть ниже. Вы наверняка уже слышали о том, что в DualSense немало новых функций — от улучшенной тактильной отдачи до адаптивных триггеров. Для наглядной демонстрации всех его возможностей на PlayStation 5 предустановлен платформер Astro’s PlayRoom. По сути, это технодемка, превращенная в почти что полноценную игру: никакого сюжета, зато много разных уровней с препятствиями и призами. А еще — много фансервиса: мало того, что «строительными блоками» для уровней служат запчасти разных PlayStation, а герой-робот выигрывает кусочки пазлов для тематических Sony-граффити, так еще и его собратья-роботы то и дело наряжаются героями разных знаковых для PlayStation игр — от Bloodborne до Tekken и Journey.



Astro’s PlayRoom продает идею улучшенной тактильной отдачи на все сто. Ощущения потрясающие — когда герой семенит маленькими ножками по стеклу, чувствуешь легкие толчки и звяканье, когда шагает по пластиковому полу — глухое постукивание и все такие же легкие толчки, когда летит в огромном шаре по желобу — грохот и подрагивания от каждого удара шара об очередного «лежачего полицейского». Разные типы вибраций и звук из микрофона на геймпаде объединяются, чтобы создать крайне убедительную иллюзию присутствия — значительное изменение по сравнению с PlayStation 4, чей контроллер, конечно, умел вибрировать, но вся гамма его вибраций ограничивалась простым «повибрировать посильнее» и «повибрировать послабее». Одна из самых классных иллюзий выглядит так: в виртуальный контроллер засыпают целую ораву героев-роботов и предлагают игроку повертеть устройством, наклонять то так, то эдак. В это время чувствуешь шебуршение в контроллере в той его части, которая наклонена ближе к полу — еще немного и поклянешься, что в нем реально есть целая орава человечков, которая из-за твоих действий мотается там внутри, как на американских горках. Можно ли долго играть, когда тебя постоянно бомбардируют не только визуальными образами, но и тактильными ощущениями — вопрос открытый (обычная вибрация в старом джойпаде мне иногда надоедала), но сам по себе опыт действительно очень необычный — не просто улучшение в графике или звуке.




Меню консоли выглядит даже аскетичнее, чем раньше, но все так же интуитивно понятно. По сути, тут два больших раздела: «Игры» (со всем, что относится к вашей библиотеке игр, PlayStation Store, хранилищу видео и скриншотов) и «Медиа» (разные приложения, от Netflix до Okko, и VR-развлечения). Очень удобно снимать скриншоты — Xbox Series X ругается, если вы пытаетесь использовать кнопку записи скринов, чтобы запечатлеть на память меню оболочки, а PlayStation 5 легко позволяет это сделать — скриншоть себе в свое удовольствие. Вдобавок скриншоты по-прежнему можно скопировать на USB, а не только выгрузить в соцсети или в облако. Забавный факт — как и раньше, PlayStation делает скриншот момента, когда вы получаете в игре трофей, но теперь в некоторых случаях она взамен записывает коротенькое видео на 14 секунд. Если трофей связан с тем, что вы героически кого-нибудь победили, это, конечно, выглядит очень приятным напоминанием.



В отличие от Xbox Series X|S, у PlayStation 5 действительно есть стартовая линейка игр, и консоль не предлагают тестировать с помощью хитов прошлых лет через обратную совместимость или же выходящей на днях мультиплатформе. Правда, новые «Человек-паук» и Sackboy будут доступны и на PlayStation 4 тоже, но хотя бы эти игры мы прежде не видели и они не доступны у конкурента. Из эксклюзивов-эксклюзивов в линейке есть ремейк Demon's Souls – очень существенно переработанный нишевый хит PlayStation 3, который и породил целый жанр souls-like. Для тестирования трассировки лучей есть Devil May Cry с новым DLC за Вергилия – там прямо в настройках можно включать и выключать эту фичу, чтобы ощутить разницу. Так что хотя на старте игры для PlayStation 5 не удивляют (как они не удивляли и на PlayStation 4, 3 и 2), но их достаточно, чтобы поддержать атмосферу праздника (покупка новой консоли!) и убедить, что это действительно новое поколение, а не апгрейд-рескин предыдущего.

Как и в случае с Xbox Series X, поразительная разница между поколениями заметна только если сравнивать PlayStation 5 с базовой PlayStation 4. Улучшения по сравнению с PlayStation 4 Pro почти незаметны – за исключением скорости загрузки уровней. Казалось бы, не влияющая на геймплей ерунда (по-настоящему потенциал SSD должны еще только в будущем раскрыть игры, вроде нового Рэтчета), но даже в старых играх с открытым миром, вроде Assassin’s Creed Odyssey, банальное ускорение загрузок сильно увеличивает комфорт в играх (напомню, что ровно то же есть и у Xbox Series X). Обратно в медленный мир возвращаться уже не хочется.

В число минусов PlayStation 5 можно записать еще, скажем так, крайне небрежный подход к запуску консолей. Он выражается и в довольно неряшливом дизайне упаковки, и в отсутствии некоторых фич на старте. Например, консоль не поддерживает режим 1440p – только Full HD или 4K. Это логично, потому что основной сценарий использования предполагает, что консоль подключена к телевизору (а они как раз работают или в Full HD или в 4K). Но стримеры и ПК-геймеры часто покупают мониторы промежуточного разрешения и хотят выводить картинку на них именно в 1440p. Также на PlayStation 5 в играх для PlayStation 5 нельзя использовать геймпад от PlayStation 4. Опять же, это в каком-то смысле логично, потому что они разные, да и DualSense и так идет в комплекте. Но если в Astro's PlayRoom бессмысленно играть без новых фич контроллера, то сильно сомневаюсь в том, что прямо таки все грядущие хиты будут в обязательном порядке бомбардировать игрока тактильными ощущениями и заставлять использовать гироскопы. Такими решениями (а сюда можно еще добавить баны аккаунтов прессы в соцсетях, и в целом довольно слабую коммуникацию) платформодержатель бесит собственную аудиторию, причем буквально на пустом месте.




Благодаря наличию стартовой линейки (смешно это писать, но правда же) и действительно крутому новому контроллеру запуск PlayStation 5 выглядит интереснее, чем у Xbox Series S|X. Но стоит помнить, что дополнительные фичи контроллеров – это не ключевая фича (привет, джойконы Nintendo Switch с кучей сенсоров, которыми все наигрались в первый же год), а существенного прорыва по сравнению с PlayStation 4 Pro на существующих играх пока не видно. Брать ее на старте есть смысл владельцам базовой PlayStation 4, а также ПК-игрокам (и Xbox-игрокам), которые хотят получить доступ к эксклюзивам Sony. Это и так было очевидно, но сказать стоит.

Обсудить