Оглавление

Почему фильмы Marvel так плохо выглядят?

Разбираем критику (и не только) от специалистов по графике

В последние годы кино от Marvel ругают все чаще. Снятая по шаблонам супергероика утомила даже преданных фанатов, а ничего креативного студия не показывала уже давно. К графике тоже полно претензий: со временем она стала только хуже. Костюм Старка из «Железного человека 2» страшно сравнивать с аналогом из «Мстители: Финал» — разница колоссальная.




Долгое время Marvel избегала разноса за слабый визуал. Однако все изменилось после скандального видео с Тайкой Вайтити. В ролике режиссер «Тора: Любовь и гром» смотрел собственный фильм и высмеивал нереалистичную графику.



Критика Вайтити стала последней каплей для многих сотрудничающих с Marvel художников. Вскоре сеть переполнили истории о тотальном неуважении корпорации к подрядчикам и кошмарных условиях труда. При этом некоторые претензии настолько серьезные, что в них трудно поверить.

Почему в Marvel так много графики?



Многие режиссеры вроде Кристофера Нолана или Джорджа Миллера не любят графику. Они делают ставку на грим, натурную съемку и практические спецэффекты. В их фильмах машины по-настоящему взрываются, каскадеры вытворяют впечатляющие трюки, а кадры с пустыней снимаются где-нибудь в Африке. Благодаря этому кино выглядит реалистично, а зритель верит в происходящее.

Боссы Marvel никогда не придерживались подобной философии, однако на старте киновселенной они хотя бы старались использовать практические эффекты. К примеру, в первом «Железном человеке» Дауни-младший действительно носил узнаваемую броню. Специалисты по графике лишь дорабатывали образ, а не рисовали его с нуля. Именно поэтому Тони Старк выглядел круто.



Увы, со временем Кевин Файги решил, что без ставки на CGI киновселенную не создать. Причин было несколько.

Во время съемок третьей части «Железного человека» Дауни-младший травмировался и выбыл на шесть недель. Студия не могла ждать, пока актер поправится — маркетинговую кампанию уже запустили, и переносить премьеру никто не хотел. Тогда руководство решило продолжить съемки и дорисовать лицо героя. Графика была настолько крутой, что зрители ничего не заметили.



Тогда боссы Marvel поняли, что с помощью CGI можно решить любую задачу. Если Роберт Дауни капризничал и отказывался тратить на съемки много времени, его просто дорисовывали. Или же, если Файги внезапно получал от Sony право на показ Человека-паука, спецы по графике закатывали рукава и добавляли Паркера в уже отснятые сцены.




Еще одна причина обилия CGI — отсутствие цельного сюжета. Даже первого «Железного человека» начали снимать, не имея готового сценария. В 2009 году актер Джефф Бриджес рассказал, что у Кевина Файги и Джона Фавро был лишь набросок, который доводился до ума в процессе. Это привело к огромному количеству пересъемок, хотя результат получился отличным.

За 14 лет Marvel не изменила отношение к сценариям, так что пересъемки давно стали обычным делом. Студийные боссы могут в последний момент ввести в историю нового персонажа, изменить сеттинг или костюмы. Проблема в том, что собрать в одном месте актеров и режиссера ради досъемки не так-то просто. Бенедикт Камбербэтч банально не смог бы выделить время для масштабной переработки «Мультивселенной безумия», поскольку был занят на других проектах.

Забывать про пандемию тоже не стоит. Пока многие студии переносили съемки и сетовали на подхвативших вирус актеров, Marvel продолжила снимать. Однако в условиях карантина и региональных ограничений собрать именитых актеров в одном месте было сложно. Решением в очередной раз стала графика.

В итоге Marvel начала полностью полагаться на зеленый фон. Акцент на графику делает фильмы гибкими, ведь спецы по эффектам всегда могут перерисовать задники или закинуть в кадр нового персонажа.



Увы, подобный подход работал лишь до тех пор, пока киностудия уважительно относилась к подрядчикам и не выпускала по куче проектов в год. Недавние отзывы художников показали, что Кевин Файги и команда явно движутся в неверном направлении.

Что специалисты по графике говорят про Marvel?



Казалось бы, работа над фильмами Marvel должна быть честью для CGI-художников, однако на форумах творцы называют киностудию «худшим работодателем в индустрии». Компания то и дело доводит специалистов по графике до выгорания.



Одна из проблем — странная система взаимодействия с художниками. Зачастую представители Marvel просто передают работникам отснятый на зеленом фоне материал и скромное техническое задание с парой общих фраз. Специалист знает, что должно быть на фоне, и какого персонажа нужно дорисовать, однако остальные детали приходится додумывать самому. Нет даже варианта проконсультироваться с оператором, который поможет выбрать удачный ракурс.

При этом Marvel часто оценивает результат обтекаемой фразой «не нравится». Тогда художникам приходится самостоятельно искать и исправлять недочеты.

«Marvel может сказать: “Это не совсем то, чего мы хотим”, и вы продолжаете работать. Но они понятия не имеют, чего хотят. Так что они говорят: “Ты можешь просто сделать иначе?”» — из интервью эксперта по графике.

К тому же компания постоянно придирается даже к самым незначительным мелочам. Работники прозвали критику Marvel «pixel f**king». То есть, компания долбит художников за каждый неудачный пиксель.



Впрочем, придирки и сомнительное взаимодействие — лишь часть проблем. Основные неудобства связаны с пересъемками. Команда художников может несколько месяцев рисовать графику, но затем студия кардинально меняет фильм и отправляет все наработки в мусорку. При этом дедлайны сдвигают редко: были случаи, когда Marvel велела переделать треть картины за месяц до премьеры.

Дело в том, что обычная трехсекундная сцена может потребовать до 50 часов кропотливой работы. Учитывая регулярные пересъемки и нехватку времени, планку качества приходится понижать, иначе успеть к премьере невозможно. Именно поэтому Железный человек в «Мстители: Финал» выглядит хуже, чем в первых сольниках.

Более того, временами сроки настолько сжатые, что фильмы пускают в прокат недоделанными. Так было с «Доктором Стрэнджем»: в 2016 году в Великобритании начали показывать версию с недоработанной графикой. Проблему решили лишь к премьере киноленты в США.



Недавно издание Gizmodo разместило интервью со специалистами по CGI, которые работают с Marvel. Один из собеседников сообщил, что в 2019 году заказчик перенес премьеру фильма «Мстители: Финал» на месяц раньше. Художникам об этом никто не сообщил — они обо всем узнали из СМИ.

«Хуже всего было, когда выходили «Мстители: Финал». Они сдвинули релиз на месяц раньше, но нам об этом не сказали. Я помню, как был на танцполе со своей командой, и один из художников подошел ко мне и показал статью. В ней говорилось, что Marvel перенесла релиз» — Дэвид, анонимный художник визуальных эффектов.



Чтобы уложиться в сжатые сроки, художникам приходится забыть о выходных и работать по 70 часов в неделю. Однако даже полной самоотдачи не всегда достаточно, чтобы сделать качественные эффекты во всем фильме. По этой причине визуал порой столь ужасен.



При этом стоит творцам закончить один проект, как Marvel тут же подкидывает новый. Мало кому по силам работать в таком темпе — неудивительно, что спецы по графике выгорают и даже меняют профессию.

Казалось бы, работа в жестких условиях должна хорошо оплачиваться, однако на деле художники Marvel получают ниже среднего по рынку. Дело в том, что киностудия сотрудничает со множеством подрядчиков, каждый из которых старается выставить крупному клиенту максимально выгодный счет. Если одна компания предлагает нарисовать графику за 15 миллионов долларов, конкурент может снизить стоимость на 20 процентов и за счет этого выиграть гонку. Увы, обычным работягам при таком раскладе не приходится рассчитывать на солидную зарплату. При этом сотрудники не получают дополнительных денег за переработки. Основная часть отвечающих за эффекты компаний расположена в Великобритании, где нет закона об оплате сверхурочных.



Marvel — неплохой партнер для владельцев CGI-студий, ведь долгосрочное сотрудничество с корпорацией гарантирует стабильный доход. Однако для обычных специалистов работа над супергероикой превращается в кошмар: художники слишком много работают и не могут похвастаться большой зарплатой.

Всё так плохо?



Не все эксперты по графике считают визуал Marvel ужасным. На YouTube-канале CorridorCrew регулярно выходят видео, где профессионалы комментируют скандальные эпизоды из фильмов и сериалов киностудии. По их мнению, главная проблема Кевина Файги и команды в завышенных ожиданиях некоторых фанатов.

В проектах вроде оригинального «Железного человека» или первых «Мстителей» придраться к графике не выйдет — она всегда изумительна. Фанаты ждут, что Marvel будет держать планку в каждом кадре каждого фильма, но отыскать и исправить все визуальные недочеты уже не получается. Поэтому стоит в трейлере «Женщины-Халк» хоть раз показать некрасивую модельку героини, как YouTube и Twitter тут же переполняют гневные комментарии. При этом никто не обсуждает кадры, где могучая женщина выглядит достойно.



Проблемы с CGI можно оправдать. И хотя количество ляпов растет, общий уровень фильмов и сериалов по-прежнему достойный. Высока вероятность, что рядовой зритель и вовсе не заметит проблем. Однако, если Marvel не изменит отношение к подрядчикам, качество графики в работах продолжит падать. В краткосрочной перспективе их подход позволил нарастить прибыль, однако на дистанции он оказался неудачным. Из-за выгорания, пересъемок и сжатых сроков фильмы и сериалы Marvel все чаще становятся объектами для насмешек. Еще немного, и от студии отвернутся даже лояльные зрители, которые прощали компании былые огрехи.

Обсудить