Почему нельзя оскорблять фанатов: разбираем провал Battlefield 5

Как спор о женщинах в шутере о Второй мировой перечеркнул потенциал одной из самых популярных военных серий

В конце апреля DICE сообщила об окончании поддержки Battlefield 5. Игроки отреагировали на новость крайне негативно: пообещали больше никогда не покупать игры серии, а заодно припомнили авторам неудачный старт шутера. Разбираемся, почему последняя часть серии провалилась, и кого в этом стоит винить.

Трудности у Battlefield 5 начались уже после первого трейлера. Поклонники привыкли к зрелищным трейлерам с масштабными битвами, а слухи о Второй мировой только подогревали интерес. Но вместо большой презентации фанаты получили странный ролик, в котором женщина-инвалид с «боевой раскраской» и парень с катаной прыгали из окон и убегали от танков.



Стало понятно, что у создателей Battlefield 5 очень своеобразное видение шутера о Второй мировой. Игроки раскритиковали внешний вид героев, потребовали изменить их дизайн и поинтересовались, куда делись суровые, измученные войной мужчины. Но в компании заявили, что в этой части решили сместить акцент на женщин — они будут в трейлерах, в сюжетной кампании, и даже на обложке стандартного издания.

Конфликт начал стремительно набирать обороты. Фанаты заявили, что игру про Вторую мировую надо делать мрачной, серьезной и достоверной, а значит сконцентрироваться на мужских историях. Ряд поклонников и вовсе назвал трейлер оскорбительным для ветеранов войны. Мол, если команда хочет сделать «веселый толерантный шутер», то стоит изменить сеттинг.

Но команда Battlefield 5 приняла критику в штыки. На форумах разработчики называли недовольных сексистами и расистами и подчеркивали, что менять ничего не будут. Генеральный директор DICE Оскар Гэбриелсон заявил, что отныне все игры студии будут инклюзивными, то есть с персонажами разных рас, полов и ориентации. А дизайнер Алан Керц рассказал знаменитую теперь историю о том, как решил добавить в шутер женщин из-за своей маленькой дочки, потому что не хочет чувствовать себя сексистом.



Когда конфликт достиг критической точки, исполнительный вице-президент EA Патрик Содерлунд и вовсе предложил всем недовольным не покупать игру. Он тоже рассказал историю о своей дочери, которая очень переживает, что не сможет играть за персонажа женского пола. А всех недовольных фанатов назвал «необразованными». Игроки начали в шутку рассказывать про своих дочерей, которые хотят увидеть в игре драконов и световые мечи. А фанаты посерьезнее спрашивали, почему вообще маленькие дети определяют судьбу шутера с рейтингом 18+.

В итоге пользователи объединили высказывания Содерлунда во фразу-мем, которую постили под каждым трейлером — «Я слишком необразован, чтобы покупать вашу игру». При этом фанаты подчеркивали, что они не против женщин или темнокожих как таковых, а лишь хотят увидеть максимально достоверное отражение Второй мировой. Но договориться сторонам не удалось. Все остались при своем мнении, а толерантные модераторы Reddit вообще запретили обсуждать историческую достоверность игры.

После старта бета-тестирования все еще разъяренным игрокам не нужен был повод для критики игры, но DICE их охотно давала. Выяснилось, например,что в чате нельзя использовать слова «Nazi», «DLC» и «Titanfall». Игроки пришли к выводу, что авторы специально игнорируют все мрачные стороны Второй мировой, не уверены в количестве контента (DLC), а еще боятся судьбы Titanfall 2, которая провалилась в продажах.



У российских игроков появился отдельный повод для недовольства. В интервью продюсер игры Дэвид Сирланд странно высказался о роли Советского Союза во Второй мировой, заявив, что страна меняла сторону во время войны. Так что добавить эту фракцию в игру и отнести к одной из сторон якобы непросто. Когда поднялась волна возмущения, разработчик заявил, что его не так поняли. Дескать, он подразумевал, что СССР должна быть представлена отдельной фракцией, поскольку роль страны в войне очень велика.

20 ноября многострадальный шутер наконец вышел, но сразу стало понятно, что покупать его, как и завещал Содерлунд, не торопятся. Крупные торговые сети скинули цену на треть уже в день релиза — обычно это знак малого количества предзаказов и низкого интереса игроков. Вскоре EA анонсировала увольнение Патрика, а цена на шутер спустя пару дней упала в два раза.

Геймплейно Battlefield 5 получилась неплохой, хотя контента в ней было маловато — всего 8 карт на старте. Разработчики в последний момент сдались и отказались от пестрого дизайна героев, но вырезали несколько режимов, пообещав добавить их позже. Сообщество разделилось на два лагеря. Оптимисты ждали частых DLC и стабильную поддержку в будущем. Пессимисты заявили, что на игре уже поставили крест, а команда ушла делать новую часть.

Правы оказались обе стороны: студия обещала дополнения, но постоянно сдвигала даты релиза. А шутер действительно будто передали другой команде, которая не понимала, как его развивать. Например, разработчики постоянно меняли параметр TTK (время на убийство), который то получался слишком большим, то слишком маленьким. Игрокам, которым не нравились изменения, приходилось на месяцы оставлять игру — так редко выходили крупные обновления.

Когда даже самые преданные фанаты свыклись с качеством поддержки, EA нанесла репутации шутера финальный удар. В сеть утекли фотографии с закрытой вечеринки, на которой EA демонстрировала плакат с комментариями недовольных игроков. Фанаты задались вопросом — если разработчики открыто смеются на ними, зачем их поддерживать?



Игроков становилось все меньше, и шутер начал умирать. Из Battlefield 5 стали удалять режимы, которые не пользуются популярностью, так что формально количество контента в ней даже уменьшалось. Некоторые анонсированные функции стали отменять: скажем, возможность перетаскивать раненных.

Когда до релиза наконец добралась королевская битва, особой популярности она не снискала. К тому моменту на рынке уже было много конкурентов, а выделиться «Огненный шторм» не мог. Вскоре продюсер мультиплеерного режима Battlefield 5 объявил об уходе.

23 апреля DICE сообщила, что в июне для Battlefield 5 выйдет последнее обновление. За два года поддержки к игре выпустили 11 карт — не так уж мало. Но «окна» между дополнениями были слишком большими и авторы так и не сдержали обещание показать каждый фронт Второй мировой, в том числе добавить СССР. Теперь этому сбыться не суждено.

Battlefield 5 — яркий пример того, к чему может привести конфликт с фанбазой. Даже при неплохом качестве геймплея многие пользователи не стали терпеть оскорбления и просто отказались от покупки. При этом Battlefield — одна из самых важных серий EA. И особенно странно, что даже авторы менее популярной Battlefront 2 в аналогичной ситуации нашли способ помириться с фанатами и уже третий год выпускают дополнения.

Известно, что Battlefield 5 продалась не очень хорошо, а следующая часть выйдет не раньше 2021 года. Остается ждать ее релиза и надеяться, что EA наконец начнет уживаться со своими же поклонниками.


Читайте также:


Обсудить