Почему отказ от E3 — невероятно плохая идея

Верните выставку достижений нашего хозяйства

В далеком 1998 году июльский номер культового в те времена игрового журнала Game.Exe вышел с подзаголовком «Выставка достижений нашего хозяйства». Речь, разумеется, шла об игровой выставке E3 — и пусть культура гейминга и игровая индустрия в России тогда только зарождались, Е3 быстро стала одним из главных ориентиров на следующий игровой год. Мы ждали журналов с рассказами о выставке, а избранные получали информацию из первых рук из неторопливого модемного интернета. Постепенно российские СМИ и игровые компании сами стали выбираться на выставку, а репортажи и информация с нее становились объемнее и оперативнее.

Е3 никогда не была единственной, но всегда была главной — большинство анонсов игр и геймерского железа происходили именно на ней. Шедшая следом gamescom обычно добавляла пару новых анонсов и горсть подробностей к тому, что объявили на Е3. Ну а Tokyo Games Show почти всегда оставалась сугубо японским явлением.

2022 год прошел без E3… и это — одна из худших вещей, происходивших с нашим хозяйством.

Первый серьезный удар Е3 получила в 2019 году, когда от участия в выставке отказалась Sony. Конференции Sony всегда задавали тон всей E3 — компания проводила свои мероприятия на каком-то неземном уровне, так что главной интригой становилось, сможет ли кто-то забороть PlayStation в этом году. Отмечу, что это решение ударило и по самой компании — ничего подобного своим E3-конференциям Sony взамен так и не придумала.



В 2020 году по нам ударила пандемия коронавируса — и оффлайновый формат выставки стал невозможен. За онлайн-версиями 2020 и 2021 года редакция PLAYER ONE следила проговаривая сквозь зубы — «да, Е3 теперь совсем не та». Но это все еще была E3, побитая, но не сломленная. В 2022-м же она рассыпалась на кучу отдельных мероприятий, которые по привычке проводятся в первой половине июня. В 2023 году ESA уже пообещала вернуть E3, но насколько удачным будет этот опыт и какой формат выберут для выставки — большой вопрос.

Собственно, начнем с формата. Пандемия коронавируса совершила настоящую революцию в удаленной организации самых разных видов деятельности. Боссы многих компаний, которые ранее придерживались политики «никакой удаленки!», с удивлением рассказывали, насколько простым и удобным стал переход на этот формат. Для продвижения, казалось бы, тоже настали удобные времена. Не надо заранее приглашать журналистов в США или Европу, оплачивать им поездку и проживание, арендовать место, ведущих и так далее — просто организуй онлайн-презентацию в любой удобный момент. Надоели мероприятия для прессы? Отлично, теперь можно собрать в одном виртуальном месте хоть миллион поклонников. Не надо, наконец, подстраиваться под график выставок, переживать, что к июню демонстрационная версия игры будет слишком сырой – бери любую удобную дату в календаре и все.

Прессе, казалось бы, тоже удобно. Никаких гигантских расходов, необходимости выпадать из рабочего графика на неделю с лишним и писать тексты под воздействием джет-лага. Слез с дивана, натянул футболку и штаны (можно даже задом наперед) — и вот ты уже смотришь многообещающую ААА и общаешься с разработчиками с мировым именем.



Но везде есть свои подводные камни. Если возвращаться к примеру с бизнесом и коронавирусной удаленкой, то прямо сейчас многие компании переживают жесткое похмелье — оказывается, на более длинной дистанции формат хорош далеко не всегда. И не просто так прямо сейчас Apple и другие ведут со своими сотрудниками практически тихую войну за право вернуть хотя бы гибридный формат работы. Кстати, и целая волна переносов крупных игр, накрывшая нас в 2022-м — как минимум частично есть отложенный результат кризиса 2020-2021. Одно дело, когда в критической ситуации ты собираешься и доводишь до рынка почти готовый релиз — и совсем другое, когда уже два года работаешь в новом, не до конца понятном, формате.

Аналогично и с выставками. Да, небольшие онлайн-мероприятия удобны для организаторов и участников, но для индустрии они в чем-то губительны. Без Е3 больше нет «выставки достижений нашего хозяйства», по которой можно было бы оценивать, что происходит в индустрии сейчас, к чему она придет через один, два, три года. То, что многие компании по привычке провели свои презентации в июне, ситуацию улучшило не сильно. Без E3 они лишились «зонтика»: нельзя больше спросить, «а как тебе эта Е3?», список презентаций приходится искать на игровых сайтах, а вопрос, как отличить Summer Game Fest от Future Games Show, в моем случае так и остался без решения.



Кроме того, что мероприятие уровня Е3 нужно, оно просто обязано быть оффлайновым. Даже если вы на него не попадете, то все равно сможете насладиться львиной частью шоу — онлайн-составляющая Е3 все последние годы становилась только сильнее. Но для тех, кто двигает индустрию вперед, живое общение будет важно всегда. На онлайн-мероприятии можно неожиданно встретить старого знакомого, а новые знакомства порой заводятся буквально после столкновения плечами в коридоре. Да и ощущение, что ты находишься буквально в самой гуще индустрии, заряжает на долгое время вперед. Все это очень важно, без этого можно прожить пару лет — но дальше начнутся проблемы.

Но ладно, вроде как на 2023 год возвращение E3 подтверждено официально. Но справится ли ESA, сможет ли подобрать верный формат и убедить разработчиков отказаться от анархии онлайн-презентаций? Именно в этом году с презентациями стали активно экспериментировать — и не всегда удачно. Та же Microsoft целиком сосредоточилась на релизах в ближайшие 12 месяцев, но что потом? Мы планируем играть не только ближайший год, нам нужны крутые ориентиры на 2024-й и 2025-й.

Наконец, E3 никогда не будет полной без Sony. Почти все, с кем я общался, признают — нынешний формат с растянутым на весь год множеством State of Play максимально скучный и унылый. Но готовы ли это признать в самой Sony? А если нет, то сможет ли ESA убедить их в этом?

Ну а нам пока остается ждать и надеяться, что 2023 год для игровой индустрии будет куда лучше, чем пока не складывающийся 2022-й.

Обсудить