Почему шутеры — самая зрелищная и развитая киберспортивная дисциплина
Кратко рассказываем о развитии жанра, его правилах, влиянии на соревновательную индустрию и о том, как здесь можно построить карьеру
Шутеры пока не входят во Всероссийский реестр видов спорта. Однако подобные признания на государственном уровне никому не мешают проводить турниры, организовывать лиги, готовить тренеров и развивать молодые таланты, чтобы позднее они состоялись в профессиональном киберспорте.
В нулевые в компьютерных клубах можно было встретить любителей стратегий, MMORPG, экшен-RPG и шутеров. Последние делились на две непримиримые группы: с одной стороны, находились фанаты командного взаимодействия, которые рубились в Counter-Strike 1.6, с другой же стояли любители дуэлей в Quake и Unreal Tournament. Каждый из лагерей так яро выступал за свою любимую игру, что современные консольные войны покажутся детским садом.
Тем не менее благодаря энтузиастам оба формата выжили и эволюционировали. Командные сражения обросли механиками и режимами: наряду с Counter-Strike появились Halo, Battlefield, Call of Duty, Rainbow Six Siege, Warface и множество других проектов. Дуэли обрели второе дыхание за счет Quake Champions — не самой популярной, но для мирового киберспорта все еще невероятно значимой игры. С третьей стороны, оказались «королевские битвы» — новый жанр, который сочетает оба подхода: и одиночный, и групповой. PUBG, Apex Legends, Fortnite — все эти игры добавили немало от себя и сегодня являются одними из самых популярных в мире.
Учитывая жанровое разнообразие мы не будем говорить про все виды программ, а сосредоточимся на самых важных и влиятельных киберспортивных играх сегодня.
В командном жанре доминируют Counter-Strike: Global Offensive и Valorant. Шутер от Valve невероятно популярен в Европе и странах СНГ, игра от Riot Games наоборот широко известна в Америке. Тем не менее и там, и там есть свои звезды из русскоязычного региона, будь то Natus Vincere, которая взяла мейджор по CS:GO в 2021 году, или Gambit Esports, которая заняла второе место на первом чемпионате мира по Valorant.
У обеих игр схожий принцип и правила. Две команды по пять человек сначала выбирают карты, а после — стороны: атакующую или обороняющуюся. После определенного числа раундов команды меняются местами. Для победы в раунде необходимо либо всех перестрелять, либо взорвать или обезвредить бомбу.
Единственное различие касается не столько оружия или визуального стиля, сколько наличие персонажей. В Counter-Strike оперативники и террористы — это только оболочка, аватар (кстати, среди них есть и реальные прототипы, например, подполковник жандармерии Арно Жан-Жорж Бельтрам, который погиб во время теракта во Франции в 2018 году). В Valorant у героев есть разные способности, которые, как и любая экипировка, стоят денег. Одни ослепляют, другие затрудняют видимость на определенном участке карты, третьи позволяют выманить соперника из укрытия.
В «королевских битвах» все несколько иначе. 100 человек высаживаются на карту, вламываются в дома, ищут припасы, оружие и экипировку. По истечению таймера пространство на карте постепенно сужается, что заставляет участников покинуть убежища и сместиться в другое место. Если игроки не успели и попали за пределы круга, они получают периодический урон, который увеличивается с каждым новым этапом. В одиночном и командном зачете побеждают те, кто пережил своих оппонентов. В Fortnite размер группы составляет три человека, в PUBG — четыре.
Несмотря на общие принципы у PUBG и Fortnite не меньше различий, чем в паре Counter-Strike и Valorant. В PUBG есть транспорт, а в Fortnite — нет. Зато там можно строить стены и возводить целые оборонительные постройки. Вдобавок в последнем обновлении появилась механика перемещений, как у Человека-паука, что по-своему здорово.
С киберспортивной точки зрения, из всех шутеров проще всего начать свой путь в Counter-Strike: Global Offensive. Помимо 20-летней истории, Counter-Strike знаменит своей устоявшейся вертикалью. Любой человек может попробовать себя в любительских соревнованиях в районном клубе или сколотить команду в вузе и поучаствовать в студенческой лиге от Федерации Компьютерного Спорта России.
Для более опытных ребят есть Кубок России и Чемпионат России, а также множество онлайн-чемпионатов, где выступают международные команды. В конечном счете все это может привести к профессиональному клубу, его второму составу, куда обычно отбирают молодые таланты (16-тилетний Илья m0NESY Осипов всего за год стал звездой академии NAVI, а после перешел в G2 за 600 тысяч долларов), и выступлению на мэйджоре, куда приезжают лучшие команды мира. Чтобы попасть на главный турнир года, необходимо играть на специальных чемпионатах серии и зарабатывать очки. По итогам сезона пять команд региона с наибольшим количеством баллов отправятся на мэйджор.
В Valorant тоже есть своя система. В декабре 2021-го разработчики опубликовали планы на следующий год. И там есть место не только для мужских команд, но и для женских.
В Fortnite и PUBG все куда более запутано. Особенно если учитывать, что информация на официальных ресурсах публикуется не полностью и едва ли обновляется. Тем не менее построить киберспортивную карьеру можно и в «королевских битвах», как это уже сделали Илья Toose Чернышев из Gambit Esports и бывший игрок Virtus.pro Кирилл Kiryache32 Гришин. Для этого достаточно участвовать в открытых квалификациях на лицензированные турниры, пробиваться в профессиональные команды, зарабатывать баллы на региональных лигах и либо ждать приглашения от организаторов чемпионатов мира, либо попадать туда напрямую. Первый подход используется в PUBG, второй — в Fortnite.
Вдобавок по обеим играм проводятся соревнования от сторонних турнирных операторов. Там хоть и небольшие призовые, зато можно набраться опыта. В остальном стоит следить за социальными сетями и другими каналами разработчиков, где вывешивают обновления и публикуют расписание мероприятий на год.