Оглавление

Почему Horizon Zero Dawn — не великолепная игра

Восторженные отзывы, как одна из самых больших загадок прошлого года

Во время написания материала «Приятные и не очень неожиданности 2017-го игрового года», я неожиданно для себя осознал, что пункт под названием «Переоцененная Horizon Zero Dawn» разрастается до таких размеров, что становится больше остального текста. Пришлось отложить тот материал до лучших времен.

Интернет пестрит обзорами, отзывающимися об игре в сугубо положительном ключе и с которыми я, увы, не могу согласиться. Поэтому, для тех, кто также остался далеко не в восторге от Horizon, было решено создать уютненький островок негодования перехваленности прошлогоднего хита.

В тексте спойлеров нет, но он может повлиять на восприятие игры.

Ненужное предисловие



Знаете, я люблю альтернативное мнение. В то время, когда весь мир сходит с ума по «Ведьмаку 3» и ненавидит «Андромеду» или последнюю «Мафию», мне становится невероятно интересно послушать человека, который не разделяет точку зрения большинства. Более того, такие обзоры, порой, я ценю даже больше остальных.

Когда рецензент уделяет особое внимание недостаткам хороших игр и достоинствам плохих, с поправкой на свое мнение, разумеется, это дает хороший щелчок по носу, заставляет увидеть тех вещей, которых раньше не замечал, и в очередной раз напоминает, что не существует прописных истин, а субъективщина безраздельно правит миром.



Грамотное аргументирование чужой позицию я безмерно уважаю, ведь оно не раз, хотя бы чуточку, но меняло мое отношение не только к определенной игре или явлению, но и ко всей игровой индустрии.

В любом случае, это всего лишь мои тараканы, и обзаводится такими же я никого не призываю. Однако призываю к тому, чтобы вы не поносили автора понапрасну, а старались извлекать из его слов пользу. В крайнем случае, начинали конструктивную дискуссию, благо на большинстве площадок комментарии открыты.

Что не так с сюжетом (история и персонажи)



В игре есть две большие линии повествования: глобальная и локальная. Первая рассказывает о том, почему человечество вновь обратилось к первобытному строю и живет в племенах, а землю населяют роботизированные животные. Вторая же, о взаимоотношении этих самых племен между собой и с Элой — главной героиней.

Сквозь обе сюжетные ветки проходит еще и третья — это приключения самой Элой. Она связывает предыдущие две, а также рассказывает о тайне происхождения девушки и ее борьбе с надвигающейся на планету угрозой.



У меня нет никаких претензий к представленной авторами версии апокалипсиса. Она получилась одновременно масштабной, проработанной и до ужаса захватывающей. То, как разработчики умудрились обыграть приевшуюся концепцию и, в то же время, создать огромное поле для новых удивительных историй, непременно заслуживает всяческих похвал. Лично мне радостно видеть, когда игра в очередной раз получает статуэтку за лучший сюжет, ведь она ее по-настоящему достойна.

Но, к сожалению, все, что касается истории происходящей во время событий самой игры, не вызывает ничего кроме недоумения. Персонажи, встречающиеся Элой — картонные, будь то главы племен или простые жители, а их проблемы до зевоты скучны. Казалось бы, игрок принимает участие в массе разнообразных событий, которые способны поменять судьбу, как отдельного поселения, так и всей «политической» карты мира.

Вот только все они поданы так нехотя, как будто авторам нужно было заставить игрока заниматься чем-то еще, кроме поиска ответа на главный вопрос игры. Мотивация же Элой выстроена так, чтобы просто-напросто связать весь сюжет в единое целое, ведь в желание узнать тайну своего рождения, под угрозой неминуемой гибели, верится довольно слабо.



С персонажами тоже не все гладко. Начнем с главной героини. Стоит уяснить сразу, Элой — милашка, сей факт неоспорим и сомнению не подлежит. Однако, милого личика, редких ужимок и разговоров с самой собой не достаточно, чтобы назвать ее интересным, проработанным персонажем.

У девушки нет своего четко выраженного характера. Она помогает всем без разбору, не ища никакой выгоды, а вдается в подробности посредством трех-четырех однобоких вопросов. Все, чтобы игрок получил задание, понял задачу и побежал его выполнять — ничего более. Исключением из правил являются лишь немногочисленных моменты, когда Элой становится остра на язык или говорит с сарказмом.

Героиня начинает проявлять себя как личность, только когда на сцене появляется еще один безэмоциональный герой (что странно, довольно интересный). И дабы перед игроком не разговаривали две табуретки, Элой наделяют непониманием, возмущением, вопросами а-ля «Ты всегда такой зануда?» и другими чертами нормального человека. Их диалоги — единственные диалоги в игре, за которыми приятно наблюдать. Но стоит ей заговорить с кем-нибудь другим, как все возвращается на круги своя.







С одной стороны это помогает лучше ассоциировать себя с героиней, а с другой, вызывает некий диссонанс от осознания того, что если заменить Элой на другого человека или даже робота, то ничего ровным счетом не поменяется.

Квестодатели, в свою очередь, не люди, а информационные табло, которые только и могут, что отвечать на бесконечные вопросы Элой. Персонажи ничего из себя не представляют: у них нет ни интересной предыстории, ни раскрытия, ни банальной харизмы. И хоть они пассивны, однако запросто могут отказать своим принципам лишь по велению сценариста.

Внешне персонажи тоже не всегда сильно отличаются. Форма головы, лица, мимика — все одинаковое. Никаких шрамов, морщин или других примет, меняются лишь фальшивые бороды, да прически, которых штук по десять на всю игру. Только одежда, состоящая из разноцветных тряпок и железок, немного спасает ситуацию. Правда, даже ее иногда не хватает, и ты начинаешь попросту путаться в болванчиках.







Не особо важная, но, тем не менее, бросающаяся в глаза деталь — излишняя толерантность. Если разнообразие рас, и, примерно одинаковое количество их представителей на небольшом участке земли, еще можно объяснить сюжетом, то повальную никчемность всех мужских персонажей легче принять за игровую условность, дабы не сойти с ума.

Вы не раз будете натыкаться на немощных рабочих, трусливых братьев, посредственных отцов и так далее. А если же квест выдает девушка, то, будьте уверены, во всем виноват, к примеру, ее парень. Какого пола антагонисты, думаю, и говорить не надо.

Человек или машина, прошлое или настоящее — не важно: подавляющее число мужчин — плохие, беспомощные или тупые. Женщины, соответственно, хорошие и сильные, умные и отважные. Подобные сценарные решения определенно работают не на атмосферу игры: вместо игровых персонажей вы явно видите разработчиков, пожелавших просто подмазаться к SJW (Social Justice Warriors — «Борцы за Социальную Справедливость») сообществу. Милое дело — они похвалят, а обычные игроки не придадут особого значения.



Что не так с геймплеем (бои и прочие активности)



Я помню, нам в школе рассказывали, что древние люди занимались охотой и собирательством. Похоже, авторы буквально поняли фразу из учебника истории, ведь именно этими двумя вещами мы и будем заниматься по ходу всей игры. А что самое главное, в равной степени.

Что касается машин и способов их истребления, вновь, Guerilla Games можно только поаплодировать. В игре больше двадцати представителей роботизированной фауны и каждый из них выполнен с маниакальной дотошностью. Мало того, что машины сами по себе красивы, так еще и все запчасти, механизмы и элементы прорисованы в мельчайших подробностях. Роботы бывают как ростом с Элой, так и с трехэтажный дом, однако с увеличением размера, детализация машин не падает.



Над поведением робозверей тоже постарались: они по-разному реагируют на главную героиню и окружающую среду, а также, у каждого есть уникальные навыки, к примеру, способность кидаться камнями, зарываться в землю или даже становиться невидимым. Да, ближе к финалу, по-настоящему внушать страх будут только огромные машины, но вы все равно никогда не будете чувствовать себя в безопасности. И это ощущение — прекрасно.

Саунд-дизайн также великолепен: каждая животина имеет свой механизированный «голос», поэтому роботы не только выглядят и двигаются, но и звучат как живые. Если бы подобные машины существовали в реальном мире, они бы выглядели именно так, как представили их разработчики Horizon. Дизайнерам впору ставить памятник, настолько скрупулезно и с душой они подошли к своей работе. Я уверен, в сиквеле нас порадуют, не менее проработанными, но уже поистине гигантскими исполинами.



Арсенал вооружения тоже приятно удивил. Хоть видов оружия не много, но вот снарядов к ним хоть отбавляй. Именно комбинации «оружие-снаряд» и дарят огромный тактический простор в бою. Стрельба приятная и крайне отзывчивая, посетовать лишь можно на отсутствие вменяемой баллистики, но это не критично.

Машины не только боятся разного рода снарядов, но и имеют уязвимые места, удачное попадание в которые, значительно облегчит дальнейший бой. И я не про простую стрельбу по ногам, при которой животные начнут хромать. Поражая отдельные элементы, можно как нанести повышенный урон, так и вывести из строя оружие или механизмы, связанные с ним. А в некоторых случаях отстреленным у машины оружием можно воспользоваться самому.



Увы, на обратной стороне медали у нас старый добрый гринд. В мире игры повсюду растут разнообразные растения и бегают настоящие животные, которые необходимы для изготовления снарядов, зелий и сумок под припасы. Нужно лекарство? Собирай траву. Противоядие? Собирай траву. Защитное зелье? Все верно — собирай чертову траву. А некуда все положить? Вперед аннигилировать братьев наших меньших.

То, что для изготовления сумок нужны разные виды животных еще можно принять, но то, что при их убийстве вы иногда НЕ получаете шкуру и кости животного, не поддается пониманию. Как можно было растягивать прокачку так топорно и безыдейно? Почему бы просто не добавить каких-нибудь редких животных, как в последних частях Far Cry, если уж так хочется помучить игроков.



Хорошо, что разработчики не догадались пойти еще дальше и с убитых животных можно гарантированно получить хоть что-то. Торговцы, к сожалению, тоже не панацея. Во-первых, у них можно купить далеко не все, а во-вторых, деньги, которые в игре не роскошь, уходят на экипировку или другие расходные предметы, гриндить которые уже нет сил.

Такое беспросветное собирательство порой реально выводит из себя, впрочем, как и бесполезные, или, специально отобранные у героя умения, на которые нужно тратить очки опыта. К тому же, все болячки открытого мира в виде вышек, аванпостов, собирательного мусора и тому подобному также на месте. Если вы заядлый любитель ачивментов, то не раз будете вспоминать нетленную фразу: «Да где же этот артефакт, едрить его в корень».



Дополнительные задания (как и большинство основных) примитивны: они сводятся к использованию «орлиного зрения» и последующему убийству противников. Хорошо хоть, большинство игроков сошлось во мнении, что отстрел людей — самая слабая часть игры, и на том спасибо. Задания в стиле «убей десять кабанов» тоже никто не отменял.

Почему на странице игры в PlayStation Store игра числится как ролевая, опять-таки, решительно не ясно. В наше время в жанр RPG засовывают все что ни попадя, а ведь раньше это была привилегия преимущественно адвенчур.





Что не так с атмосферой (графика, окружение, интерактивность, саундтрек)



Как обычно начну с хорошего. Графика в игре просто потрясающая. Порой она слишком пестрая и кричащая, да и приедается со временем, но отрицать, что игра до неприличия красива — нельзя. Окружение рисует такие невероятные виды, и пейзажи что натурально забываешь о своих миссиях и начинаешь бесцельно бродить по миру и любоваться всем вокруг.

Без шуток, будьте предельно аккуратны с фоторежимом — вы рискуете потратить на него все свободное время, так и не пройдя игру. Заодно и свободного места в памяти не оставите. Я натурально замучился выбирать красивые кадры для статьи, ведь она не может состоять только из фотографий.



С прорисовкой людей не все так однозначно. Если лица еще можно назвать неплохими, то на тела без слез не взглянешь. Туловища в игре откровенно похожи на обмылки. На бедного Дрейка в далеком 2009-ом году накинулись, а сардельки вместо рук в Horizon, никто замечать не хочет. Люди так же не реагируют на ваши действия, как и абсолютно неинтерактивное окружение. Предметам вокруг вас плевать, стреляете ли вы в них, кидаете гранаты или бьете — они даже не шелохнутся.

Забирается Элой только в специально отведенных местах: если вы найдете два одинаковых уступа, но на одном из них не будет белой краски или желтого брезента, то она просто не залезет на него. Я понимаю, в игре нет упора на паркур как в Assassin’s Creed, но даже Геральт в третьем «Ведьмаке» себе такого не позволял. А если взять во внимание то, что девушка всю свою жизнь тренировалась, и умеет с легкостью преодолевать препятствия в катсценах, ситуация становится еще нелепее.



Открытый мир хоть и красивый, но пустой, если не сказать мертвый. Территория вне поселений наполнена агрессивно настроенными по отношению к вам машинами и неживыми «живыми» зверьми. В заснеженных горах, пустынях или джунглях бегают одни и те же животные, а в поселениях они вообще бессмертны. Это рушит всякую атмосферу, делая мир искусственным.

Никаких интересных событий, за исключением редких стычек между машинами и людьми не происходит. Открытый мир настолько неестественный, что невольно создается такое чувство, будто бы я попал в видеоигровую адаптацию «Шоу Трумана». Видеосравнения с другими представителями «жанра» лишь усиливают это ощущение.

Музыка в игре откровенно слабая и кроме главной темы, ни один трек не запоминается. Почему «конвейерный» Assassin’s Creed может радовать своим саундтреком из части в часть, а ААА эксклюзив от Sony — нет? Конечно, музыкальная составляющая отнюдь не главная часть игры, однако она является львиной долей ее атмосферы.





Итог



Проведя полсотни часов в мире Horizon, я так и не увидел предмета всеобщего обожания. Игра если и превосходит другие представители жанра, то только боевой системой, графикой и глобальным сюжетом. Они тоже не без недостатков, но их вполне хватает, чтобы не назвать Horizon Zero Dawn проходняком. Но великолепной игрой? Ни в коем случае. Игрой года? Даже не близко.

Во многих итогах года, игра брала высокие места, обгоняя даже The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Persona 5 и много других отличных игр. Находились и такие люди, для которых Horizon стала игрой года в принципе. Причина, по которой игра получила подобное признание со стороны публики, мне кажется, проста — это ААА игра от Sony. Невооруженным глазом видно, что доверие к компании, заслуженное большинством прошлых эксклюзивов, сглаживает углы и накидывает пару баллов к финальной оценке.





Западные рецензенты возможно не хотели прослыть женоненавистниками, наши решили угодить издателю и игрокам, а простые пользователи купились на обзоры и надпись Sony Computer Entertainment перед началом игры. Выйди Horizon на всех актуальных платформах, ее участь была бы недалека от участи просто хорошей Middle-earth: Shadow of Mordor.

Впрочем, сейчас это уже не важно: совсем недавно компания отчиталась об отличных продажах, а самой игре исполнился год, с чем мы ее поздравляем. Надеюсь, разработчики знают о своих ошибках и умеют правильно анализировать фидбэк, а потому сиквел получится куда лучше.

А вы играли в Horizon Zero Dawn? Что понравилось, а что нет? Не стесняйтесь делиться своими мыслями по игре в комментариях.

Обсудить