Почувствуй себя Соколиным Глазом: лучшие игры про стрельбу из лука
От Horizon: Forbidden West до Elven Assassin
Стрельба из лука — популярная забава в симуляторах выживания, боевиках в открытом мире, масштабных RPG и в приключенческих экшенах. В одних играх это часть антуража — какое средневековое фэнтези без лука? В других она позволяет менять стиль прохождения с агрессивного на скрытный. В третьих является дополнительным вызовом геймеру, симулируя сложность прицеливания и натяжения тетивы.
Вспоминаем несколько проектов, в которых луки как оружие — не просто дань сеттингу и не груз, который большую часть прохождения лежит в инвентаре без дела, а один из основных инструментов героя.
Horizon: Forbidden West
Самый свежий и очевидный пример — игра, антураж которой в немалой степени вдохновлен бытом североамериканских индейцев во времена задолго до колонизации. Включая необходимость охоты на больших зверей для пропитания и выживания. Обе части Horizon заставляют часто сражаться с огромными роботами, каждый из которых обладает своими уязвимостями, броней и ценным грузом. В первые необходимо стрелять снарядами с особым типом повреждений — например, кислотными. Вторую — сбивать усиленным наконечником, чтобы открыть доступ к важным узлам. А несущие полезные ингредиенты модули могут самоуничтожиться после взрыва — их тоже необходимо метко сбивать на землю, пока зверобот еще функционирует.
Боевик Guerrilla Games предлагает обширный арсенал охотничьих ловушек, бомб и даже тяжелых самострелов, позволяет сражаться в ближнем бою — но именно лук в Horizon остается самым понятным и универсальным оружием. Вокруг лука закручена большая часть прокачки, ориентированная на улучшение меткости, скорости натяжения или увеличения времени концентрации, когда время для Элой «замедляется» и позволяет точнее прицелиться в небольшую подвижную мишень.
В игре множество наконечников для стрел, а сами луки делятся на разные типы, отличающиеся скоростью стрельбы, уроном и дальностью поражения. В Forbidden West под каждый вид выделили отдельную ветку развития и набор специальных умений, что позволит выбрать свой стиль игры — несмотря на то, что основа боевой системы и охоты все равно останется завязана на лук и стрелы.
The Last of Us: Part II
Мрачный постапокалипсис одного из главных эксклюзивов PlayStation выделяется не только нехваткой патронов, характерной для подобных сеттингов, но отменным слухом местных зараженных. В условиях, когда силы не равны, а огнестрел в дефиците, скрытное прохождение и тихие убийства становятся приоритетным выбором для многих игроков.
Лук — основное оружие в обеих частях The Last of Us. Прокачка правильных навыков и улучшение оружия сделают его смертоносным инструментом, позволяющим эффективно выводить врагов из строя. Точный выстрел в голову не поднимет лишнего шума и не позволит определить, где скрывается Элли.
Остроту скрытному прохождению придает характерный для хитов Naughty Dog «импакт» — баланс отклика на нажатие кнопок и анимаций, достоверно передающих физику выстрела и попадания. В The Last of Us: Part II этот элемент доведен практически до совершенства и отлично «погружает» игрока в атмосферу, геймплей и конкретно — в процесс стрельбы из лука.
Близкой по жанру и значимости лука в прохождении является последняя на данный момент трилогия Tomb Raider. Однако реализация самой стрельбы и меньшие требования к скрытности делают игру Crystal Dynamics не столь ярким примером.
Thief
Вор Гаррет, протагонист серии Thief, знает все о скрытном проникновении на запретные территории и бесшумном устранении преград. Во всех частях цикла его основным оружием является компактный блочный лук. Для перезапуска 2014-го года — увы, неуспешного — разработчики даже заказали у настоящих кузнецов-оружейников работающий прототип лука, на основе которого создали функциональную игровую модель.
В Thief лук не столько боевое оружие, сколько универсальный инструмент — Гаррет решает множество задач при помощи стрел разного типа. Обычные наконечники удаленно активируют различные переключатели. Свечи и факелы гаснут от попадания водяной стрелы. Газовые снаряды оглушают группы противников, а стрелы со мхом глушат звуки на поверхности, в которую попадают. При помощи лука можно забросить веревку с крюком на необходимую высоту.
Часть наработок Thief, связанных с управлением и физикой стрельбы, позднее перекочевала в Dark Messiah of Might and Magic. В иммерсивном симуляторе Arkane Studios около десятка луков и отдельный навык, отвечающий за владение этим оружием.
Far Cry Primal
Лук в Far Cry — залог тихого устранения противников при зачистке лагерей бандитов и главное оружие охотника. Дикие звери — источник шкур, необходимых для улучшения экипировки, в том числе — и самих луков, среди которых на поздних этапах игры появляются ультимативные орудия скрытных убийц.
Очень хорошо луки показывают себя в Far Cry 3 и в четвертой части, события которых разворачиваются в экзотических и не слишком развитых регионах, густо населенных различной дичью. Но в Far Cry Primal огнестрельного оружия нет вообще — события разворачиваются в каменном веке. И лучшим средством для сражений на средней и дальней дистанциях оказывается именно лук.
Конечно, о сложной оптике или современных блочных системах в Primal остается лишь мечтать. Но простые луки, которые можно сделать из растущих повсюду деревьев и жил пасущихся поблизости зверей, пройдут с Такаром — и игроком — всю игру.
Crysis 3
К выходу третьей части Crysis сочетание разных путей прохождения и использование альтернатив шумному огнестрельному оружию стало своеобразным трендом. В том же 2013-м появилась уже упомянутая Tomb Raider, в Splinter Cell Blacklist разные стили прохождения приносили разные награды, а в конце 2012 вышла Far Cry 3 с ее охотой на кабанов при помощи лука.
Crytek тоже последовала моде, отправила Пророка, главного героя Crysis 3, в новые постапокалиптические джунгли — и выдала лук. Даже поместила его на обложку, сделав акцент на возможности скрытного прохождения большей части игры. Лук действительно неплохо работает в паре с функцией невидимости нанокостюма, тогда как лобовая атака с винтовкой наперевес часто обречена на провал. Все-таки инопланетяне тоже не лыком шиты, и им высокотехнологичный доспех протагониста не помеха.
Увы, скрытное прохождение в какой-то момент начинает утомлять, а сражения с боссами все равно требуют огнестрела и тяжелого вооружения. Так что полноценным симулятором лучника Crysis 3 точно не назвать, но освежить игровой процесс на фоне первой и второй частей этот девайс вполне способен.
Kingdom Come: Deliverance
Чешский геймдизайнер Даниэль Вавра стремился превратить Kingdom Come Deliverance не просто в достоверное приключение в историческом антураже — он замахнулся на ролевой симулятор жизни в позднем Средневековье. И если начинает свое путешествие игрок в роли простого кузнеца, к финалу он освоит не только умение ловко махать мечом, но и стрельбу из лука — как на поле боя, так и на охоте. Есть-то средневековому воину тоже надо — дичь вполне сгодится в походе.
Облегчать игрокам задачу создатели Kingdom Сome не собирались — если уж протагонист должен страдать, целиться безо всяких меток перед глазами и прикидывать траекторию самостоятельно, то и игрок не получит никаких перекрестий прицела и шкалы расстояний. И герой, и геймер будут учиться параллельно — методом проб и ошибок развивая соответствующий навык.
В этой игре важно подбирать верные сочетания лука и стрел. От типа орудия и материалов будут зависеть дальность, точность и урон. Боевые снаряды с усиленным наконечником не полетят лучше, если будут пущены из крестьянской самоделки. И наоборот — охотничьи стрелы почти бесполезны на поле боя против латников, даже если стрелять из лучшего лука.
Elven Assassin
Развитие VR продолжается, пускай в инфополе о новинках не шумят слишком громко, а проекты уровня Half-Life Alyx не спешат выходить ежегодно. Вместе с улучшенными гарнитурами выходят и новые игры, и очки виртуальной реальности — один из лучших способов ощутить себя лучником. Не выходя из дома и не рискуя продырявить живых людей или их имущество.
Один из высоко оцененных VR-симуляторов лучника вышел в Steam Early Access еще в 2016 и называется Elven Assassin. Игрок выступает в роли эльфа, защищающего город или замок от атаки орков, троллей, драконов и прочей сказочной нечисти. На протяжении двенадцати миссий предстоит бегать по крышам, прятаться в переулках, обходить отряды противников с флангов на городских улицах и уничтожать врагов одного за другим.
Чтобы воевать эффективнее, можно объединяться в команды до четырех игроков. Если у вас есть достаточно друзей с VR-шлемами, конечно, — в противном случае придется записываться на сессии в сообществах, посвященных играм в виртуальной реальности.
Но если вам важны не столько ощущения от стрельбы из лука, сколько возможность влезть в шкуру упомянутого в заголовке персонажа, то можно обратить внимание на различные видеоигры, посвященные героям вселенной комиксов Marvel. Например, на спорную Avengers 2017 года, где Соколиному Глазу посвящено одно из дополнений. Или на игры серии LEGO Marvel Super Heroes. Геймеры же постарше в начале 90-х могли столкнуться с Captain America and the Avengers, выходившей в нескольких вариантах на Sega MegaDrive, SNES и NES — а значит, и на народной российско-китайской Dendy.
Если вы любите стрельбу из лука в видеоиграх и знаете другие, забытые нами и не менее достойные проекты, посвященные этой теме, поделитесь примерами в комментариях.