Приключения на просторах Пустоши: почему стоит сыграть в настольную Fallout
Игра, которая копирует наработки Bethesda практически во всем: здесь можно забыть об основном квесте и утонуть в побочных заданиях
Ближайшую номерную часть Fallout пока не видно даже на горизонте. Впереди у Bethesda сначала Starfield, а потом еще через несколько лет – The Elder Scrolls 6. К счастью, все старые игры никуда не делись, а у Hobby World еще есть и хорошая настолка, которую фанаты вселенной оценят особенно. Рассказываем про Fallout: The Board Game, в которой участники будут бродить по Пустоши, сражаться с мутантами и выполнять квесты.
Разработкой настолки по Fallout занималась Fantasy Flight Games, поэтому поклонники линейки «Ужаса Аркхэма» сразу узнают знакомые элементы и механики. Игра делится на несколько фаз: в одной действуют путешественники, в другой – монстры. В свой ход герои могут двигаться по карте, торговать, сражаться, выполнять квесты и отдыхать, а потом должны отбиваться от противников. Основной геймплей очень похож на игры вроде «Древний Ужас» и «Ужас Аркхэма», но с некоторыми существенными отличиями.
В основе настолки по Fallout — квесты, прямо как и в серии видеоигр. В начале выбирается сценарий, от которого зависит карта, основная история и побочные миссии. В ходе приключения все участники могут следовать по главному квесту, чтобы зарабатывать ценные награды, а также отвлекаться на дополнительные задачи. Стартуют сценарии одинаково, но тайлы карты выкладываются случайным образом, а многие квесты и вовсе имеют развилки. Так что о реиграбельности беспокоиться не стоит.
Сильнейшая сторона настолки по Fallout — очень динамичный геймплей. В отличие от других похожих игр, тут всего две фазы — игроков и монстров. Нет долгих этапов, где с героями что-то случается, нет сложных движущихся элементов на карте. Путешественники выполняют свои действия, потом двигают монстров, при необходимости разыгрывают бой, и все тут же начинается заново.
Благодаря этой упрощенной, но элегантной формуле, в Fallout нет времени скучать: здесь постоянно что-то происходит. События разворачиваются быстро, а ходы передаются от одного игрока к другому почти мгновенно. Скажем, один перемещается и атакует робота — и вот уже следующий участник выполняет квест и собирает награды.
Фаза контактов из серии «Ужасы Аркхэма», где с героями что-то происходит, тут интегрирована прямо в действия игроков. Поэтому они сами решают: подвергнуть себя опасности, пройти проверку и продвинуться по истории или еще немного побродить по Пустоши, чтобы заработать крышек и прокачать героя.
Система развития персонажа фанатам Fallout должна понравиться: она в духе серии использует принципы SPECIAL, хотя и заметно упрощена. Каждый игрок в начале партии получает апгрейд двух навыков: скажем, силу и интеллект. Токены умений он вставляет в свой игровой планшет, и при прохождении проверок на эти характеристики имеет право перебрасывать кубики. По мере получения опыта путешественники могут либо улучшать другие черты своего героя, либо еще раз прокачать старый навык. В таком случае игрок зарабатывает одноразовое, но мощное умение.
Бои реализованы бросками кубиков, но при этом пародируют знаменитую систему VATS из игры. На каждой грани кости нарисован Vault Boy и разные части тела, куда нанесен урон. Все противники имеют уязвимые места, и для победы над ними надо выбросить нужное количество граней с уроном в определенную точку. Различные способности и предметы позволяют перебрасывать кубики. Однако монстры тоже всегда атакуют в ответ. Сильно покусать может и радтаракан, а от чудовищ вроде Когтя смерти и вовсе лучше держаться подальше: без должной защиты он прибьет раненого героя одной атакой.
Есть в игре и радиация: путешествуя по зеленым зонам, игрок продвигает вперед на планшете определенный маркер. Если ползунки здоровья и радиации встретятся, то герой погибает и отправляется на точку воскрешения, восстанавливая все HP. Маркер при этом остается на той же отметке. Иногда погибать даже выгодно, но вот бороться с облучением гораздо сложнее. Поэтому каждое исследование зараженных территорий увеличивает шансы перманентной гибели с полным выбыванием из игры.
Наконец, в настолке есть система экипировки и предметов. В начале партии имущества мало, но, накопив крышек, можно поторговать в любом поселении. Скажем, купить броню или деловой костюм, запастись стимуляторами для сложной битвы или стать обладателем плазменного пистолета, который испаряет врагов, но оставляет вас без лута. Есть в игре и напарники: можно нанять Ника Валентайна или Паладина Данса, который позволяют двигать монстров или даже других путешественников. А с побежденных противников часто выпадает добыча: от крышек и лекарств до журналов, чтение которых дает опыт.
Если вам кажется, что Fallout во многом похожа на видеоигры, то это не иллюзия. Настольная версия действительно повторяет за старшими братьями, и это касается как плюсов, так и минусов. Взять, например, квесты: во всех сценариях через час игры ни один участник в нашей партии не мог сказать, о чем вообще была основная история. Не потому, что она плохая: просто во время приключения открываются все новые и новые квесты, на которые легко отвлечься. Зачем идти через всю карту для главной миссии, если совсем рядом можно выручить кого-то? Расследовать падение винтокрыла воооон там? Лучше пойду прибью супермутанта, который бродит рядом с Мегатонной. Это классическая история для игр Bethesda, где новое приключение ждет под каждым камнем.
И если многие приключенческие игры ставят перед участниками конкретную цель, то Fallout этого делать не стремится. Открыв все тайлы карты и разобравшись с целями основного квеста, можно подумать, что партия движется к финалу. Но это только начало: у каждого сценария довольна большая сюжетная линия, а игрокам предлагают скорее бродить по миру, сражаться и прокачивать героя, чем бежать к какому-то концу.
Знаменитые баги Fallout тоже на месте. Базовая игра полна нелепых и странных изъянов, которые, впрочем, легко исправить пересмотром некоторых правил. Например, открытые квесты могут выполнять все путешественники: и если некоторые истории смотрятся при этом логично, то ряд квестов ломаются. Скажем, один игрок говорит с персонажем в одном городе, а другой участник уже в свой ход может выполнить условия следующего этапа этого же квеста. И каким-то образом пообщаться с этим же героем в другой части карты.
Или взять победные условия. Fallout — не кооперативная игра, и по ходу партии участники набирают специальные карты замысла, выполнение условий которых позволяет набирать победные очки. По правилам партия заканчивается внезапно: один из игроков объявляет, что набрал нужное количество баллов. Или путешественники проигрывают вместе, если одна из фракций открытого мира стала слишком могущественной из-за принятых в квестах решений.
Все эти факторы портят первые впечатления, но легко исправимы — прямо как фанатские расширения для видеоигр. Проблему с квестами мы решили просто: запустивший расследование игрок просто забирал карточку себе и блокировал ее для остальных. А победные условия можно менять вообще как больше нравится: от необходимости завершить сюжетную линию до каких-то более хитрых правил.
В общем, различные нюансы делают Fallout не лучшей первой настольной игрой и тем более не лучшей игрой для тех, кто далек от этой постапокалиптической вселенной. Авторы не объясняют, что за Братство Стали, кто такие гули и синты: без минимального понимания мира тут очень легко запутаться и заскучать.
Но Fallout станет отличным дополнением в коллекциях уже матерых игроков, которые разбираются в геймплейных механиках и не боятся экспериментировать. Как соло-игра Fallout работает еще лучше: никто не мешает выполнять квесты, а закончить партию можно в любой момент. Фанаты вселенной тоже будут довольны: количество различных отсылок тут зашкаливает.
Настольная Fallout — отличный подарок для фанатов серии и тех, кто уже разбирается в играх. Домашними правилами можно поправить все основные просчеты в гейм-дизайне и получить отличное приключение, за которым можно провести целый вечер. Ну а если самому разбираться лень, то можно купить дополнение «Атомные узы», превращающее игру в полный кооператив.
Фанатам приключений также советуем обратить внимание на «Странствия в средиземье» по «Властелину колец» и «Немезиду» — смесь Dead Space и «Чужих» в одной коробке. Предпочитаете чистое PvP? Тогда почитайте о «Войнах Черной Розы» — тактической фэнтезийной настолке о битвах могущественных магов.
Читайте также:
- Quake 3 Arena у вас на столе: почему стоит сыграть в «Войны Чёрной Розы»
- Dead Space и «Чужие» в коробке: почему стоит сыграть в «Немезиду»
- Фанатам «Властелина колец»: почему стоит сыграть в «Странствия в Средиземье»
- «На краю земли» и «Секреты ордена»: что нового в мирах «Ужаса Аркхэма»