Оглавление

Признайтесь, вы скучаете по квестам: почему стоит сыграть в «Мортум»

Рассказываем про классный настольный детектив от российских авторов, в котором расследование преступлений изящно сочетается с изучением вымышленного мира

Пик жанра квестов пришелся на конец 80-х и 90-е годы. В это время вышли культовые Myst, Full Throttle, Grim Fandango, серия Monkey Island, Day of the Tentacle, Sam & Max, Phantasmagoria и другие хиты. Но даже с угасанием популярности квесты продолжали выходить, пускай и в заметно меньшем количестве.

Вторую жизнь жанр неожиданно обрел в мире настольных игр. Более того, он стал одним из самых популярных: видимо, собираться вместе за одним столом и обсуждать подозреваемых людям очень даже интересно. Рассказываем про «Мортум: Средневековый детектив» — кооперативное расследование с атмосферой Восточной Европы от российских разработчиков и издательства Lavka Games.



Издатели предлагают десятки настолок в жанре квестов, причем многие из них можно найти в топах лучших игр в принципе. Например, знаменитая серия «Шерлок Холмс, детектив-консультант». В ней участникам достается роль помощников великого сыщика, а для «победы» необходимо раскрыть преступление раньше него. При этом в классическом понимании это не совсем настольная игра: в коробке лишь карта Лондона и несколько буклетов. Для раскрытия дела начинающие детективы выбирают места на карте, читают о результатах своей поездки в книжке и строят догадки — вот и весь геймплей. Основная игра разворачивается в голове.

Другое популярное решение — цифровые приложения, которые надо скачать после покупки настолки. В таком случае внутри игроков ждет пачка карт с QR-кодами, а для получения информации надо принимать решения, сканировать карточки и получать новые сведения. Такие игры особенно напоминают классические компьютерные квесты, однако у некоторых фанатов вызывают отторжение — многим не нравятся цифровые приложения.

Авторы российского «Мортума» попытались создать идеальный квест и угодить сразу всем. «Средневековый детектив» похож на «Шерлока Холмса», однако в нем больше физических элементов — для тех, кому хочется что-нибудь трогать и перекладывать. При этом никакие приложения не используются.

Внутри «Мортума» — три коробочки с делами, планшет с жетонами и приветственное письмо, в котором сообщается, что читать правила не понадобится. Для детективной игры это неожиданное решение, но полностью оправданное. Обычно за всю подготовку к партии отвечаю я: читаю правила заранее, а в особо запущенных случаях смотрю стримы, чтобы не упустить какие-то нюансы. Однако с «Мортумом» действительно не нужны никакие руководства: вы просто берете первое дело, распаковываете карты и последовательно выполняете инструкции.




В центре сюжета «Мортума» — «Организация», группа людей, которая ведет подпольную деятельность и расследует странные дела. События разворачиваются в средневековом государстве, где научно-технический прогресс соседствует с магией и оккультными науками. На старте многие детали мира остаются загадкой, однако с каждым делом сеттинг обрисовывается чуть детальнее: например, игроки узнают о расах, с которыми не поладили люди.

Геймплейно «Средневековый детектив» реализован достаточно просто: игроки читают вступление на первой карте, после чего выбирают трех персонажей-сыщиков. У каждого свои способности: кто-то лучше справится со слежкой, кто-то хорош в проникновении в закрытые дома и осмотре имущества подозреваемых. Есть даже боевые ситуации: герой с умением драться поможет разговорить наглого свидетеля. А к кому-то понадобится более примитивный подход: пара монет — и человек сам все разболтает.

Дальше игроки открывают карты исследования и карты местности, из которых они постепенно составляют небольшую локацию. Весь сюжет подается на них и быстро начинает ветвиться: скажем, визит на ферму приведет к тому, что откроется несколько путей для дальнейшего расследования. Можно поговорить с владельцем фермы, с его сыном или подкупить прислугу. Выбрав действие, вы достаете из колоды нужную карту, читаете текст и выбираете следующий шаг.

Помимо основных действий, которые указанных в описании, есть карты особенных действий — они привязаны к умениям персонажей. Их можно совершать практически в любой момент. Если вам кажется, что какая-то комната скрывает секреты, то можно потратить жетон навыка и отправить героя ее тайком осмотреть. Или вы думаете, что дом местного землевладельца выглядит подозрительно: тогда используйте жетон наблюдения и установите за ним слежку. Самая неожиданная (и при злоупотреблении забавная) механика — физические угрозы и допросы. При наличии такого жетона можно не ходить вокруг да около, а просто ворваться в нужный дом, всех скрутить и силой выбить ответы. Однако ресурсы сильно ограничены, поэтому кошмарить население долго не получится.



Как и в других похожих играх, расследование жестко привязано ко времени. Обойти все локации и опросить всех подозреваемых тоже нельзя — во всяком случае, если точно следовать правилам. Практически каждое действие заставляет сыщиков двигать жетон таймера, и к определенному часу определенного дня нужно получить ответы на основные вопросы. Особые действия вроде слежки тоже происходят не мгновенно: герой пропадает из списка доступных на ближайшие три часа и только потом возвращается к вам с информацией. В назначенный час игроки открывают карту с вопросами, отвечают на них, а потом проверяют полученные баллы. Если все хорошо, то приступают к следующему расследованию. А если правильных ответов слишком мало, то есть смысл перепройти сценарий: иначе суть истории вы упустили.

Первое же дело кажется банальным и коротким, но деле скрывает множество сюрпризов. Более того, получить все нужные ответы с первой попытки весьма сложно. Сюжетные ходы, которые напоминают детективные клише, ведут к интересным результатам, а ключевая интрига ловко обманывает ожидания игрока от сеттинга. Не вдаваясь в детали лишь скажем, что такую историю ждешь скорее в современном мире, чем в средневековой Европе.

Детали других сценариев мы тоже раскрывать не будем, но они гораздо больше и сложнее, чем первое дело, которое проходится примерно за два часа. Уже во втором расследовании столько интересных деталей и побочных сюжетов, что халтурить и подглядывать совсем не хочется. Мы искренне пытались найти все ответы сами и рисовали схемы, пытаясь разобраться в истории.

Во многом это заслуга качественного нарратива: события разворачиваются в вымышленном государстве с атмосферой средневековой Восточной Европы, но хватает мистических и даже жутких элементов. При этом подробности сеттинга и расследования сильно переплетаются, из-за чего даже не особо важные для дела детали изучать обычно интересно. Авторы тут и там упоминают какие-то глобальные события из мира «Мортума» и объясняют, почему местные персонажи поступают и думают вот так. Это необычное решение для игр жанра, где обычно вся история фокусируется только на происходящем.

Попытка авторов «Мортума» усидеть на всех «геймплейных» стульях тоже получилась на удивление удачной. Игра использует лучшие идеи из других настолок, при этом не становится слишком сложной механически. От «Шерлока Холмса», например, «Средневековый детектив» отличается тем, что в ней есть те самые физические компоненты, которые можно раскладывать и передвигать: от карт локаций и жетонов до карт сценария. Поэтому «Мортум» ощущается настолкой чуть больше, чем его конкуренты. А игры с цифровыми приложениями «Мортум» обходит тем, что полностью помещается в коробке — брать с собой смартфоны не нужно.



Если трех дел вам будет мало, то у «Мортума» есть дополнение – «Убежище». Это большой самостоятельный сценарий на 3-4 часа, который можно пройти отдельно от основной сюжетной кампании. Тем, кто уже знаком с прошлыми тремя делами, играть будет чуть интереснее. Если вам понравилась базовая коробка, то «Убежище» ни в коем случае не пропускайте: тут самое детективное и камерное дело из всех. А еще этот аддон — отличная возможность попробовать игру: даже если вам не понравятся механики и не захочется потом покупать базу, конкретно от этой истории вы почти наверняка получите удовольствие.

Что касается минусов «Мортума», то каких-то серьезных проблем во время прохождения я не заметил. Скорее особенности, из-за которых игра подойдет далеко не всем. Стоит понимать, что даже при наличии жетонов, персонажей, навыков и карт местности, «Средневековый детектив» прежде всего — классический квест, где основную роль играет текст. Читать тут приходится постоянно, а еще делать заметки и иногда даже откладывать все в сторону просто, чтобы подумать. Так что даже со всеми геймплейными интеграциями «Мортум» вряд ли станет игрой для большой и шумной кампании: лучше играть одному или вдвоем.

Еще здесь много описаний, но при этом не всегда интересных. Понятно, что часто они нужны для маскировки ключевых улик. Однако порой сразу ясно, что ничего значительного в комнате с рубашками, штанами и сельскохозяйственными инструментами нет. Нередко я ловил себя на мысли, что вместо детального описания дома, за которым мы установили слежку, герой мог бы вспомнить какое-нибудь событие из мира «Мортума» и лучше раскрыть сеттинг: потому что когда авторы делают это, получается хорошо. Но чаще всего карты особых действий заканчиваются бесполезной информацией и выводом в духе «я смотрел на дом еще несколько часов, но ничего не узнал».

Наконец, «Мортум» в силу своих нарративных особенностей получился более интересным, но и более одноразовым, чем конкуренты. Дела из «Шерлока Холмса», например, интересно распутывать, но так же легко забывать, потому что там обычные люди с обычными мотивами. А в «Средневеком детективе» все истории связаны то со сложными хитрыми заговорами, то с магией, то с какими-нибудь ужасами, поэтому все четыре истории отпечатываются в голове. Забыть их и перепройти уже через год, как мне кажется, не получится. Так что надеяться на частую реиграбельность не стоит.

«Мортум» — отличный детектив, который с легкостью увлечет своими историями. Смелые решения авторов окупились: распутывать новое дело и одновременно узнавать про вымышленный мир действительно интересно, а геймплейные механики регулярно отвлекают от чтения и не превращают расследование в рутину.

Иногда авторы слишком увлекаются описаниями, а высокое качество историй по иронии снижает реиграбельность в будущем. Но это не большая беда — с первой попытки разгадать все секреты «Средневекового детектива» все равно вряд ли получится.






Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить