Профессии в геймдеве: кем бы ты мог стать?

О специальностях кратко рассказывают профессионалы. Здесь вы найдете практические советы, а также ответы на базовые вопросы, включая те, которые касаются навыков и программ, необходимых для освоения

Как попасть в игровую индустрию? — вечный вопрос, который продолжают задавать на конференциях и стримах, в комментариях, подкастах и личных сообщениях. На него нет универсального ответа, поскольку все постоянно меняется: от требований до обстоятельств.

Кроме того, в каждой студии своя структура и распределение обязанностей. Если в одной компании гейм-дизайнер занимается узко специализированной задачей, в другой — он делает все сразу. Любые роли могут сливаться, адаптироваться или разбиваться на более нишевые. Все это в том числе зависит от размера команды и бюджета. Поэтому не воспринимайте любые рекомендации слишком буквально. Скорее как основу, от которой стоит отталкиваться.

Для этого мы поговорили с профессионалами индустрии. Они помогли нам составить представления о профессиях, рассказали о навыках, обязанностях и программах, которые стоит освоить, а заодно дали практические советы для начинающих.

Материал подготовлен при поддержке образовательного портала «Начни Игру» — бесплатной онлайн-платформы для получения и развития навыков в области игровой индустрии. Наш текст о ней можно прочитать здесь.


Дизайнер уровней



Ирина Куркина, бывший дизайнер уровней MY.GAMES, автор блога «Пандоров ящик»

Дизайнер уровней — профессия для тех, кто мечтает создавать миры и одна из ключевых ролей в команде. Геймдизайнеры дают игроку способы и системы для взаимодействия с игровым миром и друг другом, нарративные дизайнеры явными и неявными способами рассказывают историю, ну а мы создаем пространство, которое позволяет этим системам, механикам и истории раскрыться.

Чтобы стать дизайнером уровней, нужно уметь пользоваться игровыми движками или редакторами — теми, что актуальны для проектов, на которых хочется работать. Для каждой студии они могут отличаться. Например, такие компании, как Ubisoft и Wargaming используют в основном движки внутренней разработки, CD Projekt RED относительно недавно перешла на Unreal Engine 5. Но для начала придется либо стать инди, либо попасть на стажировку в большую компанию. Вам понадобится доказать, что у вас есть нужные навыки, а значит, приобрести опыт, и в идеале — портфолио.

Игр и их жанров очень много, и во всех разобраться не получится, поэтому важно специализироваться хотя бы в одном-двух, разбираться в их core-механиках, механиках движения персонажа, способах передать их через игровой мир. Например, моя cуперсила — в TPS-шутерах и RPG с открытым миром. А где ваша?



Очень нужны знания приемов художественной композиции, умение подбирать референсы — фотографии реальных мест, которые могут помочь создать нужную комнату или здание. Референсами могут быть и рисунки, скриншоты или видео из игр. Как и художники, мы не создаем ничего совсем с нуля: важно использовать знакомые человеку места, объекты и пространства, чтобы люди могли в них ориентироваться. А дальше — менять их под нужды ваших идей и игровых ограничений, делать интересными для геймплея.

Инженерная сторона профессии — метрики и документация. Глубоко в них разбираться с самого начала необязательно, но как метрики вычисляются, какой бывает структура документации и для чего это все нужно — знать необходимо. Мне больше всего нравится визуальный формат: чем больше можно объяснить рисунками и картинками, тем легче усваивается информация.

Может помочь скриптинг, который применим в вашем основном движке или редакторе, чтобы писать прототипы интерактивных объектов для уровней или простейшие энкаунтеры.



Нужно уметь декомпозировать уровни игр — разбирать на составляющие, почему и как работает то или иное пространство.

Очень поможет умение скетчить, чтобы быстро накидать план комнаты или наметить основные пути персонажа. Это нужно, если перед созданием уровня вы проверяете свои идеи на «бумажной карте». Но всегда можно обойтись схемами, если пока этого навыка нет.

Наш общий кругозор — игровые тренды, архитектура, промышленный дизайн, кино и поп-культура, геодезия, комиксы. В порядке убывающего приоритета.

Профессия дизайнера уровней подходит всем! Главное, чтобы она приносила лично вам удовольствие настолько, чтобы хотелось учиться и изучать новые игры. А если вы только начинаете, советую найти статью от любого дизайнера, который вам нравится, с его процессом разработки уровней, и пройти каждый шаг по очереди. Так вы избежите страха чистого листа и многих новичковых ошибок. Не бойтесь их делать, впрочем, и удачи!

Нарративный дизайнер


Мария Кочакова, основатель онлайн-школы Narratorika

Нарративный дизайн — подвид геймдизайна. Нарративный дизайнер — геймдизайнер, который отвечает за реализацию истории в видеоигре. Сценарий и тексты пишут сценаристы, а на плечи нарративного дизайнера ложится встраивание всего этого контента в игру. Сюда относится и переложение сюжета на механики, и игровые системы для передачи истории (например, квестовая система, диалоговая система), и оформление текстов и катсцен, если они есть, и все, что понадобится этой конкретной игре этого конкретного жанра.

Нужно понимать, каким способом игры рассказывают истории. Для этого надо играть много, в разные жанры, на разных платформах и фокусировать внимание на подаче истории.

Кроме того, нарративному дизайнеру нужны базовые, а может и не очень базовые, знания о гейм-дизайне, поскольку он будет рассказывать историю в игре именно на языке видеоигры, а это язык геймплея и механик. Игровой баланс — такой же инструмент рассказа истории, как и диалоги, и катсцены.



Помимо этого нарративному дизайнеру важно разбираться в драматургии. Нарративный дизайн и игровая сценаристика — разные профессии. Но раз уж на нарративного дизайнер ложится задача рассказать историю в игре, он должен понимать законы драматургии.

Грамотный русский язык и английский язык для чтения и просмотра профлитературы и источников также абсолютно необходимы.

Плюсом будет разбираться в игровых движках на базовом уровне — Twine, Unreal, Unity. Это пригодится в будущем для сбора игрового прототипа.

Это интересная область на стыке гуманитарного и технического. В нарративных дизайнеров могут развиваться гейм-дизайнеры и сценаристы. Так что профессия подойдет всем, кто хочет рассказывать истории в играх.



Начинающим хочется посоветовать больше играть. Причем в разное. И на приставке, и на ПК, и на мобильных платформах. Щупайте игры своими руками, не смотрите прохождения на YouTube. Ваша задача не просто узнать сюжет, а пройти, прожить его. Учите английский. 90% профессиональной информации на английском языке. Грамотно пишите по-русски. Без этого на работу не возьмут.

UI/UX-дизайнер



Имант Новинский, IThub games, партнеры конкурса «Начни игру»

UX/UI-дизайнер — современный человек-оркестр в области создания интерфейсов (сайтов, приложений, игр). В задачи UX-дизайнера входит проведение исследований и составление гипотез о том, как поведет себя аудитория продукта, чтобы клиент быстрее мог разобраться в интерфейсе и быстрее получить услугу. Задачи UI-дизайнера более творческие. На основе данных он создает красивый, удобный и сбалансированный интерфейс.

Чтобы работать UI/UX-дизайнером, нужно постоянно смотреть и анализировать продукты конкурентов, выявляя для себя хорошие и плохие решения. Нужны аналитические навыки и знание основ маркетинга — для составления и применения Customer Journey Map (карта пути пользователя), User Story (приём записи требований, который помогает команде разработки понять нужду клиента и после обсуждения удовлетворить ее), Story Map (инструмент целостного проектирования продукта на основе пользовательского пути), а также анализа рынка.



Технические и художественные знания, умение и опыт отрисовки графических элементов, иллюстраций, иконок. Знание колористики, типографики, композиции. Знание принципов и основ фронтенд-верстки, HTML, CSS и других возможностей фронтенд или бэкенд команды, с которой вы работаете. Это необходимо для понимания технических рамок, в которых вы можете творить. Также поможет донести ваши задумки и корректно их реализовать.

Основные программы для работы: инструменты для создания прототипов и дизайна (Figma, Sketch, Adobe XD), для обработки фото, отрисовки растровых элементов (Adobe Photoshop), для создания анимации и обработки видео (Adobe After Effects).



Берясь за проект, первым делом начните с анализа аналогичных решений. Найдите как можно больше популярных продуктов по вашей теме и тех, что нравятся лично вам. Смотрите визуальную составляющую, попробуйте залезть во все менюшки, сломать все что ломается, максимально быстро достигнуть целей, которые присутствуют в вашем проекте. Записывайте, делайте скриншоты, составьте себе несколько досок для вдохновения. Хорошие технические решения, визуальные решения, доска боли и плохих решений. Это поможет наработать насмотренность и получить необходимый опыт в тех моментах, которые вы делаете впервые.

Художник по концепт-арту



Ольга Дребас, 2D Art Director, Black Caviar Games, партнер конкурса «Начни игру»

Художники по концептам и иллюстраторы (2D) действуют на первых этапах разработки и далее, где наравне с нарративными дизайнерами и геймдизайнерами задают внешний вид игры. 3D-художники создают как черновые модели на этапе предварительного эскиза, так и чистовые модели по нарисованным концептам на всех этапах разработки.

Новичку прежде всего необходимо упорство и здоровое стремление победить задачу, даже если она не получается с первого, второго или пятого раза по любой причине. Любопытство к работам коллег и классиков, желание разобраться самостоятельно. И конечно же, умение общаться с коллегами, так как художник никогда не работает в вакууме.



Для старта 2D-художнику необходимо уверенное знание Adobe Photoshop, хотя подойдет и любой другой 2D-пакет (Clip Studio, Krita). Для 3D-художников набор ПО очень разнообразен и зависит от специализации. Новичку можно порекомендовать Blender. Он позволяет решать широкий спектр задач с приемлемым качеством, не покидая одной программы.

Профессия подойдет спокойным, усидчивым людям с желанием создавать что-то красивое. Если вы переходите из другой профессии, то точка старта не важна.
Инвестируйте время и деньги в пару лет регулярных занятий конструктивным академическим рисунком, даже если мечтаете идти в самую техническую специализацию. Знание английского языка даст доступ к бесплатным учебным материалам по софту.

Будьте терпеливы, много рисуйте и не очаровывайтесь обещаниями курсов, сулящих сделать из вас художника за три месяца. Даже для самых прилежных и упорных новичков этот путь занимает не менее 2-3 лет ежедневного труда.

Художник Generalist



Вера Величко, Art Director, глава Owl Studio

Вы, возможно, слышали такую формулировку. В целом приставка Generalist на русский переводится примерно, как «на все руки мастер», и обозначает, что в зоне своей специализации человек выполняет самые разные задачи. Например — создавать персонажей, локации, интерфейсы, работать в 2D и 3D, анимировать. Впрочем, быть дженералистом — не значит «уметь все». Это значит — иметь несколько хорошо развитых специализаций.

Такой путь самореализации лучше всего подходит тем художникам, которым всегда интересно изучать что-то новое и скучно останавливаться долго на одном. Можно работать в самых разных стилях, изучать разные техники, разные программы, специфику разных задач. Эта специализация охватывает такой спектр возможностей, который захочет сам художник. В каком-то смысле она одна из самых гибких и свободных. Имея такую палитру навыков, в дальнейшем человек может выбирать, какие из них использовать и когда.



Востребованы дженералисты в нескольких случаях:





В общем и целом, качественная полиспециализация — огромное конкурентное преимущество на рынке. Она дает возможность выполнять самые разные задачи, делать проекты целиком (в том числе и свои), выдвигаться на руководящие позиции. Поэтому если вам трудно отдать предпочтение чему-то одному, а хочется изучить все и сразу — не мучайте себя выбором. Изучайте все, что вам интересно.

Но чтобы это получилось, очень важна системность подхода. «Все и сразу» придется преобразовать во «многое по порядку». Чтобы ваша полиспециализация не превратилась в поверхностные хаотические знания — важно прорабатывать каждую из своих специализаций до устойчивого результата, определяя для себя приоритетность тех или иных направлений.

Расставьте интересующие вас направления (стили, техники, виды задач) в порядке убывания, по двум критериям: насколько вам это интересно, и насколько легко вам это дается. У вас должно получиться два списка. Сравните их.



Первый приоритет должны получить направления, которые вам даются легче всего и при этом вызывают наибольший интерес. Не бойтесь начинать с того, что дается легче: как мы строим дом, начиная с фундамента, так и специализация дженералиста строится на базовых навыках. Когда у вас уже есть какие-то достижения и портфолио, пусть даже в вашей зоне комфорта — становится легче изучать что-то более сложное.

Далее двигайтесь постепенно, изучая все более сложные для вас темы. Старайтесь в каждой из них ставить себе определенную цель и продолжать обучение до тех пор, пока не увидите, что цель выполнена. Можно совмещать несколько направлений обучения, но следите за качеством своих работ: если оно начинает падать от большого количества слишком разных задач, стоит сузить количество изучаемых направлений.

А самое главное — верьте в себя. Все, что вам интересно, может найти свое применение.

Моушн-дизайнер


Александр Карташов, RPG Gardariki, партнеры конкурса «Начни игру»

Для работы моушн-дизайнером полезны навыки анимации, вёрстки видео, работы с 3D-графикой (текстурирование, моделирование и т.д.), программирование, создание визуальных эффектов. Профессия подойдет людям, которые готовы учиться новому и которые комфортно ощущают себя с информационными технологиями.

Необходимый софт — любые 3D пакеты (Blender, Maya, Zbrush, C4D, UE), программа для верстки и обработки видео (Adobe After Effects, Photoshop). Я, например, работаю на движке Unreal Engine 5 + Blender и Adobe After Effects.

Gardariki


Креативный директор/Гейм-директор



Денис Поздняков, Cheef Product Officer студии IThub games

В отличие от программиста или художника, креативный директор — не профессия, а должность и/или роль, размер задач которой может сильно отличаться от студии к студии, от проекта к проекту.

Вне геймдева (в рекламном бизнесе, в разработке неигровых приложений) креативный директор обычно отвечает за визуальные составляющие конечного продукта. В геймдеве же креативный директор, как правило, верхнеуровнево курирует различные направления гейм-дизайна, в том числе левелдизайн и нарративный дизайн.



Сейчас термин креативный директор уже не используется. Ему на смену пришел термин гейм-директор (game director).

Обычно, в вакансиях креативного директора указываются следующие основные обязанности:


  1. Контроль разработки игрового продукта и его дальнейшего развития;
  2. Организация работы команды геймдизайна;
  3. Выстраивание процессов взаимодействия команд разработки и оперирования продукта;
  4. Проработка позиционирования игры на рынке;
  5. Анализ игрового рынка и продуктов конкурентов.




Креативный/гейм-директор — управленческая должность, очень требовательная к опыту специалиста (5+ лет в геймдеве, гейм-дизайнерский бэкграунд, несколько успешных проектов на рынке), его хард и софт-скиллам.

Известные креативные/гейм-директоры: Ларалин Маквильямс, Сэм Лейк из Remedy Entertainment, Хидетаки Миядзаки из FromSoftware.

QA-тестировщик



Александр Торговкин, Bytex, партнеры конкурса «Начни игру»



Тестировщик занимается испытанием отдельных модулей или системы в целом, используя определенные наборы тестовых сценариев в искусственно созданных ситуациях использования ПО.

Хороший тестировщик должен обладать аналитическим складом ума, чтобы четко видеть причинно-следственные связи и делать выводы на основании полученных во время испытаний результатов. Он должен быть внимателен к мелочам и обладать большим терпением и усидчивостью, поскольку тестирование ПО — часто монотонный труд, многократное повторение тестовых сценариев для выявления дефектов.

Человек, стремящийся к тому, чтобы посвятить себя тестированию должен понимать, что это не хобби, а настоящая профессия, которая требует глубоких знаний и навыков. Если до старта он обладает знаниями о том, как создается ПО (разработка документации, использование модели разработки, роль и задачи специалистов-разработчиков и т.д.), освоится в профессии ему будет гораздо легче.

Продакт



Денис Поздняков, Cheef Product Officer студии IThub games

В геймдеве директор по продукту отвечает за 3 основных направления. Первое — финансовая составляющая игрового продукта:



Второе — непосредственная разработка проекта:



Третье — поведение продукта и его команды на рынке:



Фактически продакт отвечает за всю игру целиком, находясь на уровне стратегического управления, над игровым продуктом, а не внутри него (в отличие от того же креативного / гейм-директора).



Позиция обычно востребована на крупных игровых проектах или в студиях, которые одновременно разрабатывают несколько игр.

Продакт должен обладать не только управленческими/продюсерскими навыками, но также разбираться в финансах, гейм-дизайне, маркетинге, аналитике, монетизации, уметь договариваться с программистами и художниками, понимать, что значит CJM, MVP, OKR, PnL и т.д.

Менеджер сторов



Людмила Козловская, ASO Manager Black Caviar Games, партнер проекта «Начни игру»

ASO (App Store Optimization) — комплекс мер по оптимизации страницы мобильного приложения в целях увеличения поисковой видимости и повышении конверсии в установку. Простыми словами — это оптимизация текстовых метаданных (название, описание и т.д), ключевых слов и графики, чтобы ваше приложение увидело и скачало как можно больше пользователей.

Начинающему ASO-менеджеру необходимо владеть аналитическими навыками, soft skills, навыками работы с семантикой на целевых языках, а также базовым техническим инструментарием: Google Docs и Google Sheets, ASO-сервисы, трекеры задач, устройство консолей разработчиков.



Важно знать устройство консолей разработчиков: Google Play Console, App Store Connect, AppGallery Connect и т.п. А также знать ASO-сервисы с необходимым функционалом. Например: AppFollow, ASO Desk, Checkaso, ASOMobile. Для конкурентного анализа подойдут сервисы Sensor Tower, Appmagic, Data.ai и их аналоги.

Эта профессия подойдет людям с исследовательской жилкой и насмотренностью, а также выходцам из SEO, маркетологам, социологам, рекламщикам и филологам.
Все начинающие ASO-специалисты должны уметь собирать семантическое ядро (список слов-запросов для выдачи игры).

Подробнее о сборе семантического ядра вы можете прочитать в нашей статье.

Комьюнити-менеджер



Юлия Позова, Community manager Black Caviar Games, партнер проекта «Начни игру»

Задача комьюнити-менеджера — поддерживать связь между компанией и потребителями ее продукта, игроками. КМ поддерживает интерес сообщества к проектам студии, организовывает интерактивные мероприятия.

Главное поле реализации задач — группы и паблики в соцсетях (например, «Вконтакте», каналы в Telegram и на YouTube). У каждой площадки своя аудитория, а у нее свои потребности и любимые форматы. Комьюнити-менеджер также координирует команду создателей контента: видеографов, фотографов, копирайтеров.



КМ должен уметь общаться и договариваться с разными людьми: коллегами, партнерами, игроками. Знать основы психологии, понимать потребности и мотивацию. Важна стрессоустойчивость и умение разрешать конфликты.

Хороший комьюнити-менеджер знает возможности социальных сетей и логику их работы. Ему необходимы базовые знания маркетинга, чтобы понимать рынок, на котором работает компания. Конечно, нужно пользоваться ее продуктами и хорошо их знать — играть в игры. Пригодятся знания менеджмента, так как нужно координировать работу других сотрудников и, конечно, развитые soft skills: коммуникабельность, креативность, гибкость. Кстати, чувство юмора тоже очень важно!

Для старта здорово владеть приложениями для управления аккаунтами: например, HootSuite. Также программами и платформами для работы в команде: Slack, Confluence, Google Docs. Другие полезные инструменты и сервисы: Flipboard (собирает контент из разных ресурсов и социальных сетей), IQbuzz (мониторинг и аналитика аккаунтов в социальных сетях) Figma (создание иллюстраций, коллажей).



Профессия подойдет тем, кто умеет и любит общаться, а также делать яркий интересный контент. Хорошо, если человек экстраверт, но не обязательно. Здорово, если есть аналитические способности. Ведь комьюнити-менеджер не просто создает контент, но и оценивает его эффективность, влияние на аудиторию.

Начинающим специалистам будет полезно собирать портфолио с примерами созданного ими контента и сообществ, которые они вели. Если вы управляли фанатским сообществом игры и делали это хорошо, то справитесь с работой комьюнити-менеджера. Теперь вы будете представителем компании и бренда, а члены группы или подписчики аккаунта — клиентами.

Бизнес-девелопер



Александр Кищинский, CEO, IThub games

Бизнес девелопер или биздев занимается развитием бизнеса. В рамках игровой индустрии это предполагает работу над расширением клиентской и партнерской базы. Работа биздева обычно строится вокруг посещения конференций, работы с запросами с сайта, организации поиска партнеров — через социальные медиа, рекламу и другие каналы. Биздев приводит проекты и деньги в компанию.

От хорошего биздева ожидают коммуникабельности, организованности, ответственности, понимания специфики бизнеса и рынка (в большей мере), понимания процесса разработки игр (в несколько меньшей мере) и лояльности. Лояльность играет ключевую роль, поскольку биздев напрямую влияет на результаты бизнеса.



Специалист должен владеть стандартным набором средств проджект менеджмента, работы с информацией, средствами визуализации и коммуникации. Это таск-трекеры, программы для работы с таблицами и текстами, различное ПО для построения диаграмм и визуализации (draw.io, Miro), почтовые клиенты, CRM системы.

Профессия подойдет людям, направленным на бизнес, результат и коммуникацию. Если человек получает удовольствие, закрывая сделку, достигая выгодной договоренности, расширяя свой нетворк — это его.

Бизнес-девелопер — либо общается, либо работает с информацией. 60% общения, 40% работы с информацией, бумагами.

Юрист



Ирина Остапчук, руководитель практики Сопровождение IP и IT сделок юридической фирмы Semenov&Pevzner

Юрист – человек, который помогает людям и бизнесу. Хороший юрист должен уметь мыслить логически, выделять главное, оценивать риски, предлагать варианты решения, уметь излагать свои мысли четко и структурировано. Кроме того, юрист должен быть внимательным: иногда даже одно слово в документе может иметь решающие значение.

Юристу необходимо знание права. Причём я имею в виду не способность цитировать кодекс наизусть, а именно хорошее понимание теории и принципов права. Бизнес и технологии развиваются быстрее, чем законодательство. Если юрист работает в игровой индустрии у него точно будут возникать ситуации, которые ещё прямо не урегулированы законодательством. Например, определения лутбокса ни в одном российском законе вы не найдете, а лутбоксы тем не менее существуют.

Но если всё-таки говорить о конкретных сферах права, то особенно пригодится знание интеллектуальной собственности, законодательства о персональных данных, рекламного права, международного права, корпоративного права.



Также важно уметь общаться с бизнесом, программистами, менеджерами, понимать их нужды и объяснить им правовые тонкости.

Для юристов, конечно, главные программы — «Гарант», «Консультант» и другие подобные базы законодательства и судебной практики.

Среди юристов есть разногласие на тему того, должен ли такой юрист, который работает в IT или геймдеве, уметь программировать. Я лично считаю, что юристу не обязательно уметь это делать самому, но понимание того, как создаётся игра, как пишется код — несомненно важно.



В профессии юриста может быть несколько векторов развития. Юрист может заниматься представительством в суде, регистрацией товарных знаков и патентов, договорной и корпоративной работой и так далее. Все эти векторы могут быть востребованы в игровом бизнесе, и они подходят разным людям с разным складом характера и требуют немного разных качеств. Хотя есть и юристы, которые работают по всем направлениям. Объединяет их все то, что в конечном счёте юрист помогает бизнесу, помогает творческим людям, энтузиастам, которые создают свои игры и строят свои компании.

При выборе места работы самое главное — интересные задачи. Важно интересоваться работой всех подразделений компании, вникать в то, как работает бизнес, только так вы получите уникальные знания о геймдеве, которые ни в каком учебнике не найдешь. Без этих знаний невозможно оказать качественную юридическую помощь.

HR



Полина Салова, Creon Games, партнеры проекта «Начни игру»

HR занимается наймом или удержанием сотрудников и построением бренда работодателя прежде всего через выстраивание эффективной корпоративной культуры компании.

Какая основная задача у рекрутера? Попадать в ожидания отделов по найму классных людей, которые будут помогать функционально развиваться. Соответственно, для новичков достаточно понимание в целом игрового рынка и знание основных ролей, а также уметь пользоваться рекрутинговыми сайтами для поиска кандидатов. Очень важно — владение отличными коммуникативными навыками и умение презентабельно выглядеть для проведения интервью и продажи вакансии.



При работе с сотрудниками, их удержании, организации обучения, выстраивании бренда и т.д. — главное быть эмпатом и искренне любить людей, плюс быть проактивными и гибкими. Все остальное у новичков придет с практикой.

Профессия подойдет всем, кто любит работать с людьми и играть в игры.


Алина Курзанцева, HR Generalist Black Caviar Games, партнеры проекта «Начни игру»

HR — помощник сотрудников, советник руководителя, связной между разными полюсами мнений, человек, к которому идут в самых разных ситуациях.
Задача специалистов нашего направления — сделать все возможное, чтобы бизнес эффективно работал благодаря своей профессиональной и позитивной команде.



Существует множество специализированных профессиональных платформ и сайтов по поиску специалистов и проведению различных исследований. Для любой из них достаточно общего уровня технической грамотности. Но если вы планируете углубляться, например, в работу с показателями, то может понадобиться достаточно серьезное знание Excel. Некоторые HR- менеджеры даже кодят!

Начать свой путь в профессии можно с качественных собеседований. Старайтесь видеть особенности тех, с кем вы ведете диалог и то, как лучше с ними взаимодействовать. Изучайте менеджмент — это важно в нашей работе.

Обсудить