Оглавление

Просчеты Blizzard: как компания разочаровала фанатов

Три истории, которые еще долго будут аукаться легендарной студии

Компания Blizzard то и дело попадает в передряги. За последние пару лет она пережила три крупных скандала, последствия от которых до сих пор отзываются эхом. Рассказываем, что произошло и почему эти истории заставили многих геймеров недоумевать, все ли в порядке с компанией.

Перестали понимать аудиторию



На BlizzCon 2018 случилась самая настоящая пиар-катастрофа. К открытию выставки издательство традиционно приурочило серию анонсов. Многие фанаты ожидали, что Blizzard представит высокобюджетную игру для хардкорной аудитории. Например, Diablo 4, намеки на которую появлялись то тут, то там. Однако с анонсами не задалось — презентация запомнилась дебютом мобильной Diablo Immortal, которую встретили тишиной.

Во время сессии вопросов и ответов, последовавшей за выступлением, один из посетителей даже спросил: «Не шутка ли это?». Его настроение разделили многие другие геймеры. Они ожидали чего угодно, но только не игру для смартфонов. Кульминацией стала сцена, когда ведущий геймдизайнер Diablo Immortal Уайатт Чен в ответ на неодобрительный гул зрителей уточнил: «У вас что, нет мобильных телефонов?» Фразу, ставшую мемом, теперь используют даже конкуренты (например, Riot Games).



Сразу после выставки журналист Джейсон Шрайер опубликовал на сайте Kotaku материал о будущем франшизы Diablo, в котором заявил, что, согласно его источникам, четвертая часть находится в разработке (Blizzard не опровергла это утверждение). Шрайер также рассказал об отмене двух других проектов — второго дополнения для Diablo 3 и экшена Hades, похожего по духу на Dark Souls, — и росте влияния Activision. Партнеры стали активней вмешиваться в дела Blizzard, чего не происходило раньше. Они были довольны доходами от Overwatch, однако считали, что компания способна выпускать больше успешных игр. Последнее никак не вязалось с закрытыми проектами, которые ранее находились в разработке.

Это спровоцировало новую волну критики в адрес обеих компаний. После этого гендиректор Blizzard Джей Аллен Брэк дал несколько интервью. В них он неоднократно отмечал важность PC-аудитории, извинялся за неудачный анонс Diablo Immortal и уверял, что сейчас в разработке находится больше игр, чем когда-либо. Однако в искренность его слов поверили далеко не все.

Дурно обошлись с сотрудниками





В 2018 году Blizzard начала оптимизировать расходы и готовиться к сокращению штата ради увеличения команд разработки и прибыли от успешных франшиз. Однако то, как компания подошла к реализации плана, вызвало вопросы у сообщества. В последние годы культура переработок, харассмент и нечестные увольнения — одни из самых горячих тем в индустрии. Любые свидетельства, что компания плохо обходится с сотрудниками, больно бьют по имиджу бренда и снижают доверие аудитории.

Первыми от новой политики компании пострадали создатели Heroes of the Storm. 13 декабря Blizzard объявила о сокращении команды и переводе сотрудников на другие проекты. Другим сюрпризом стало закрытие киберспортивной программы HGC. Более 200 профессиональных геймеров по всему миру в один день остались без работы. К ним присоединились комментаторы и сотрудники студий вещания. Все они находились на контракте с Blizzard.

Никто из участников соревнований не предполагал, что подобное может произойти. Во время BlizzCon им обещали третий сезон лиги. С самими игрокам никто не разговаривал. О потери работы они узнали вместе со всеми 13 декабря. Однако увольнения в Blizzard на этом не закончились.



В феврале 2019-го Джей Аллен Брэк разослал письма сотрудникам компании. В нем сообщалось о сокращениях. По данным Variety, речь шла о 775 людях (8% от штата компании) из отделов, не имеющих непосредственного отношения к разработке игр.

Игровое сообщество очень болезненно встретило новость, поскольку в тот же день компания опубликовала квартальный отчет. Годовые финансовые показатели Activision Blizzard били все рекорды.



История получила продолжение в июле 2019-го. Бывший сотрудник Blizzard Кристина Микконен обратила внимание на список вакансий на сайте студии. Компания искала нового менеджера по работе с сообществом Hearthstone (раньше эту должность занимала Кристина). В этот период часть уволенных сотрудников по-прежнему находилась в активном поиске нового места, на что указала Микконен.

Вместе с другими пользователями твиттера девушка также изучила вакансию. Она не советовала подавать документы в Blizzard — по ее словам, из описания следовало, что кандидату придется в одиночку выполнять обязанности трех человек.

«Нет больше никакой Blizzard. Компания, что мы любили, мертва. Увольнение профессионалов ради юнцов — мерзкий поступок», — писал пользователь Nicolas под записью Микконен.


В каждом из трех случаев Blizzard допускала ошибки. И чем дальше заходила история, тем чаще фанаты критиковали компанию.

Вне политики





Blizzard всю жизнь старалась держаться вне политики и соблюдать законы стран, в которых она работает. Однако сейчас это возможно лишь до поры, поскольку политика проникла во все сферы влияния. Даже в игры и киберспорт. Жители Крыма знают не понаслышке, каково это лишиться аккаунта в Battle.net из-за санкций США и Евросоюза. Такая ситуация произошла в апреле 2015-го. Доступ вернули только спустя год.
«У вас что, нет прав человека?»: Крупнейший скандал Blizzard
В октябре 2019-го разыгралась драма, которая по масштабу перекрыла события четырехлетней давности. Blizzard наказала киберспортсмена за реплику в послематчевом интервью «Свободу Гонконгу! Революция сейчас!». Игрока на год отстранили от выступлений, лишили места в высшей лиге Grandmasters и призовых за сезон. Досталось и комментаторам, которые не помешали выходке в эфире — с ними вообще перестали работать. Кто-то в сообществе посчитал такое решение жестким, пусть и в рамках регламента, но большинство восприняли его как нарушение свободы слова ради сохранения присутствия на китайском рынке.

В истории Blizzard еще не было события, которое бы вызвало столько возмущения. На протяжении недели геймеры рисовали карикатуры, заваливали рейтинг Hearthstone в магазинах Apple и Google Play, призывали отменять подписки в World of Warcraft и грозились удалить аккаунт в Battle.net. Сколько учетных записей в итоге закрыли в октябре, неизвестно.



На конфликт обратили внимание политики из США и Норвегии. Американские конгрессмены даже отправили Бобби Котику — главе Activision Blizzard — письмо, в котором осудили действия компании. Рядовые сотрудники Blizzard тоже не остались в стороне. Они заклеили две надписи возле офиса в Ирвайне, которые гласят «Мысли глобально» и «Важен каждый голос», и устроили акцию протеста.

В результате киберспортсмену и комментаторам смягчили наказание. Но обсуждение ситуации так и не сошло на нет. В сообществе зацепились за пару абзацев из заявления Джея Аллена Брэка.

«В будущем мы продолжим применять правила турниров, обеспечивающие фокус на игре, чтобы трансляции не были площадкой для разногласий в социальных и политических взглядах. Одна из наших целей — сделать так, чтобы каждый игрок во всем мире, вне зависимости от политических и религиозных взглядов, расы, пола и других убеждений, чувствовал себя в безопасности и был радушно принят в наших играх». Из заявления Джея Аллена Брэка.

После этого в интернете стали появляться картинки, где компании припоминали случаи из прошлого, в том числе и заигрывания с ЛГБТ-сообществом:



В общем, совсем вне политики находиться невозможно, даже если у тебя есть справедливо составленный регламент.

BlizzCon 2019 — пожалуй, первый фестиваль компании за долгие годы (а возможно и за всю историю), который многими не воспринимается как праздник. Хотя по всем слухам на этот раз Blizzard запланировала просто рекордное количество анонсов и сюрпризов. Надеемся, это убедит игроков сменить гнев на милость, а в будущем компания перестанет позволять себе такие просчеты.

Обсудить