Пять стратегий в реальном времени, которые пора воскресить
Пески Арракиса, просторы Средиземья и другие миры, отлично воспроизведенные в RTS
Жанр стратегий в реальном времени пережил стремительный рассвет и закат в период с середины 90-х по конец 2000-х. Всенародной любовью тогда пользовалось решительно все: однотипные рескины, смелые и не до конца понятые (и все же ставшие культовыми) эксперименты, совсем простые игры (чья судьба в России — оказаться в пиратском сборнике на одном «джевелке») и чересчур переусложненные. В жанре можно выделить несколько легендарных сериалов, чьи выпуски неизменно поражали воображение аудитории. Некоторые игры живы и по сей день, в основном, благодаря киберспорту и успеху в какой-то отдельно взятой стране — привет StarCraft и Южной Корее. Другие видоизменились так сильно, что корни теперь совсем не узнать — добро пожаловать в волшебный мир DotA. К выходу полноценного ремейка третьей части Warcraft наша редакция вспоминает другие знаковые RTS, в которые тоже не помешало бы вдохнуть вторую жизнь. Мы постарались сделать акцент на не самых очевидных вариантах. Конечно, фанаты мечтают увидеть новый StarCraft, Warcraft и прочее, но и есть другие сериалы, достойные внимания.
Некоторые игры из списка доступны, например, на GOG. Другие не исчезают благодаря фанатам. Есть и те, которые по условиям лицензионного соглашения не достать легальным способом. Но каждая сохранила теплую память о себе у игроков — и их продолжение или перезапуск (не в формате мобильной игры) вызовет не меньший ажиотаж, чем Warcraft 3: Reforged.
Dune 2: Battle for Arrakis
Что бы вам ни рассказывали на школьном дворе в 90-е, Dune 2 — вовсе не сиквел. Первая стратегия в реальном времени на ПК называлась Dune 2 исключительно потому, что производством игр по мотивам произведения Фрэнка Герберта занимались две студии — независимо друг от друга. Вышедшая первой игра получила название Dune, и Battle for Arrakis с ней никак не связана — она попросту вышла второй. Позднее студия Westwood выпустила другие игры по мотивам «Дюны»: Dune 2000 (уже в свойственном компании жанре «сюжетная стратегия с заставками с актерами») и Emperor: Battle for Dune. Однако всенародное признание и обожание получил именно оригинал — не в последнюю очередь благодаря удачному сочетанию уже присутствующих на рынке решений.
В Dune 2 игрок брал на себя роль покорителя планеты Арракис (собственно, «Дюны») от лица одного из великих домов: Атрейдесов, Харконненов и Ордосов. Ордосы конкретно в романах Герберта не упоминаются, но есть в энциклопедии по вселенной (ее писал другой автор). Покорение Дюны занимает девять миссий, в которых предстоит отстраивать базы, производить юниты и уничтожать вражеские армии, часто — несколько параллельно. И, конечно, добывать спайс с помощью харвестеров (спайс конвертировался в валюту) и опасаться встреч с гигантскими червями Шаи-Хулудами. Если запустить Dune 2 сегодня, то игрок, скорее всего, не найдет в ней ничего новаторского. Вместе с тем, именно Dune 2 простыми (и не всегда своими) идеями сформировала шаблон RTS, которым на протяжении многих лет пользовались и в самой Westwood (что ей не забывали припоминать критики), и в других студиях (в том числе, ею вдохновлялись авторы первой Warcraft).
Command & Conquer: Generals
Для многих C&C — классика детства и юности, ассоциирующаяся в первую очередь с китчевым Red Alert и куда более серьезным Tiberian Sun. Неудивительно, что когда Electronic Arts взялась переосмыслять жанр, то начала именно с них. Полноценные третьи выпуски этих сериалов смогли выбить слезу ностальгии у старичков, привлечь внимание новой аудитории, и даже получили собственные дополнения. Но ушла эпоха, ушел и интерес к поднимаемым в них темам. Зато появилась возможность вспомнить о незаслуженно забытой C&C Generals, которая первой перевела сериал в полное 3D, отказалась от характерных вещей (ролики с актерами, например), забыла полностью лор остальных частей и перенесла действие в относительно реалистичный мир. Так, в игре были три противоборствующие стороны: ультрасовременные технологии достались армии США, ядерные ракеты и хакеры — Китаю, а террористические методы ведения войны — Глобальной Армии Освобождения. Когда Generals вышла, на нее обрушился шквал критики из-за маркировки C&C, так как ничего общего с известными выпусками — кроме, вероятно, возможности наштамповать много танков и отправить их на вражескую базу, — не было. Однако по прошествии времени именно новое изложение Generals хочется увидеть сильнее всего: злободневное, смелое и в то же время не слишком сложное.
Warhammer 40000: Dawn of War
Игр по обширной вселенной Warhammer 40000 сегодня выходит много и все они очень разные. Есть и вполне интересные, вроде Martyr, но есть и несколько совсем нишевых, которые понравятся исключительно прожженным фанатам. Dawn of War в этом отношении была прорывной игрой — качественной стратегией, которая правильно показывала первоисточник и, что самое ценное, открывала его для широкой аудитории.
Всего в серии вышли три игры. Оригинальная Dawn of War вторила заветам классических RTS: строительство и развитие базы, производство юнитов. Фокус при этом сохранялся на управлении малочисленными разнотипными отрядами с дополнительными способностями. Требовалось не просто бросить в бой подходящий тип войск, но и грамотно использовать их умения. Сиквел сделал акцент именно на менеджмент взводов, полностью отказавшись от строительных механик. Частично строительство и производство юнитов вернули в третьей части, однако игроками она была воспринята строго негативно: вместо традиционной RTS они увидели пародию на MOBA. Ограниченное содержание игры (и как следствие ее провала — отсутствие дополнений) и излишне красочный визуальный стиль вбили последний гвоздь в крышку гроба некогда одной из самых популярных RTS своего времени. После провала Dawn of War 3 сериал прекратил существование, но в сердцах фанатов еще теплится надежда на его воскрешение — причем четвертая часть явно должна быть ближе к первой.
The Lord of the Rings: Battle for Middle-earth
Для многих франшиз жанр «стратегия в реальном времени» стал понятным форматом, который почти всегда гарантирует успех и любовь фанатов. Сейчас так скорее скажут про шутеры от первого лица, но вплоть до конца нулевых для игр «по мотивам» зачастую выбирали именно жанр RTS, и поклонникам фантастических вселенных это очень нравилось. Во-первых, в них показывали знакомые миры — люди проходили кампании и радовались возможности увидеть если не героев, то события и юниты. Во-вторых, к игре можно было возвращаться снова и снова — проходить разные карты или сценарии.
«Властелин Колец» (интерес к которому как раз подняла трилогия Питера Джексона) тоже получил свою стратегию (от Electronic Arts) — и Battle for Middle-earth стала настоящим сокровищем для поклонников творчества Толкина. Конечно, она была верна канонам RTS: играть можно было как за силы света (Рохан и Гондор), так и за силы тьмы (Изенгард и Мордор), на поле боя предстояло строить собственную базу, производить юниты, захватывать точки производства ресурсов, уничтожать логова чудовищ ради дополнительного заработка, прокачивать войска, управлять героями из книги (с иконками актеров из фильма) с уникальными способностями. Настоящий аттракцион толкинистов.
Вплоть до конца нулевых разработчики зачастую выбирали для игр «по мотивам» именно жанр RTS, и поклонникам фантастических вселенных это очень нравилось
Игра получила продолжение, которое в свою очередь вскоре обзавелось дополнением и версией для Xbox 360. Обе части страдали от одной проблемы: несбалансированного сетевого режима, который еще и работал абы как. Так или иначе, если под релиз сериала по мотивам «Властелина Колец» и нужно готовить видеоигру по мотивам, варианта лучше RTS найти сложно — уже проверено на опыте Electronic Arts.
KKnD
Странное название KKnD расшифровывается непривычно просто и вызывающе: Krush, Kill n Destroy. Всего было выпущено три игры: оригинал, улучшенная и дополненная версия и полноценный сиквел. По сюжету, после ядерного апокалипсиса на поверхности истерзанной планеты сражаются выжившие люди и зараженные вирусом мутанты. Первые используют в бою традиционную армейскую технику, включая танки, тогда как вторые пускают в дело мутировавших насекомых и животных огромных размеров. В сиквеле появляется третья сторона конфликта — роботы «девятой серии», которые пережили ядерную бомбардировку и чей искусственный интеллект под воздействием радиации (sic!) и после переосмысления трагических событий решил возненавидеть человечество в любой форме.
Оригинал предлагал классическую для RTS систему строительства базы и штамповки юнитов. Сиквел привнес многообразие: появились воздушные войска и юниты, способные перемещаться по воде и по земле. Сегодня это звучит как стандартный набор, но в 90-е похожесть на братьев по жанру не особенно пугала. KKnD обращала на себя внимание за счет пестрящей деталями графики и взрывного азарта происходящего. Игра разошлась тиражом в 600 000 копий и для многих разработчиков это стало доказательством того, что жанр RTS продает игры сам по себе, — даже, вспоминая слова основателя The Creative Assembly Тима Анселла, если они «полный отстой». «Полный отстой», тем не менее, до сих пор будоражит сердца поклонников, собирающих собственный ремейк KKnD.
А какие стратегии, кроме сверхпопулярных StarCraft и Warcraft нравились вам? Делитесь вашим мнением в комментариях!