Растраченный потенциал: обзор на «Властелин колец: Кольца власти»
Дорогой и не слишком удачный сериал, авторы которого не смогли правильно распорядиться роскошным материалом
Подошел к концу первый сезон одного из самых амбициозных сериалов современности, «Властелин колец: Кольца власти». Говоря о первых эпизодах, мы отмечали, что хотя они давали поводы для критики, все-таки положительных сторон виделось больше, чем отрицательных. На тот момент сериал мог похвастаться и красивым видеорядом, и атмосферностью, и обилием сюжетных линий. Казалось, авторы «Колец власти» заложили неплохой фундамент для создания масштабной и увлекательной фэнтезийной телесаги. Однако то, что создатели выстроили на этой основе, совсем не впечатляет.
Вторая эпоха, в которую разворачивается действие сериала, в текстах Толкина прописана сравнительно поверхностно. Но, ознакомившись с ними, легко понять, что она была весьма богата на интересные и драматические события. Например, когда Саурон смог втереться в доверие к эльфам-кузнецам, чтобы вместе с ними создать Кольца власти, а затем обрушился войной на тех, кто еще недавно считал его своим другом и наставником. Очень показательно, какое отражение этот сюжет получает в сериале.
От знакомства Саурона, скрывающего до поры свою личность, с прославленным эльфийским мастером Келебримбором до начала совместной работы над магическими кольцами проходят считанные минуты экранного времени. То, что исходя из первоисточника должно быть многоходовой интригой хитроумного злодея — знаковые для истории Средиземья события — в сериале укладывается в пару совершенно проходных и лишенных всякого эмоционального накала сцен.
Схожим образом практически все то, что авторы «Колец власти» заимствуют из текстов Профессора, в сериале оказывается не в фокусе внимания, а служит лишь фоном для историй, которые придумали сами сценарист. Столь пренебрежительно отношение к первоисточнику — это еще полбеды. Его еще можно было бы простить, если бы собственные придумки шоураннеров и сценаристов оказались хороши. А это, увы, не так.
Основную часть экранного времени занимают две сюжетные линии. Центральным персонажем одной выступает Галадриэль, для которой авторы «Колец власти» придумали несколько неожиданный для фанатов книг, но любопытный образ. Можно сказать, нам показывают эльфийку с посттравматическим стрессовым расстройством. В то время как большинство других эльфов уверены, что в Средиземье наступил период мира и хотят им наслаждаться, война для Галадриэль не закончена. Поиски исчезнувшего Саурона и месть ему — весь смысл ее жизни. Задумка была любопытной, но сценаристы сериала не смогли выстроить вокруг нее захватывающую историю. В первых эпизодах мы видели как Галадриэль в своей одержимости совершали безрассудные поступки и отталкивала от себя даже ближайших друзей и соратников. Но затем, вместо того, чтобы развивать заявленную в первых сериях личную арку героини, сценаристы забрасывают ее в островное государство Нуменор. Здесь она проведет значительную часть сезона, уныло обивая пороги местных властей, пытаясь убедить их вмешаться в дела Средиземья. И в таких условиях вполне естественно, что образ Галадриэль не получает по ходу сезона никакого внятного раскрытия и развития.
Потуги создателей «Колец власти» показать фэнтезийную политическую драму разбились об их же неспособность придумать сколь-нибудь интересный дворцовый конфликт или придворные интриги. Практически все сцены в Нуменоре оставляют ощущение совершенно бездарно и напрасно потраченного экранного времени.
Вторая главенствующая линия посвящена так называемым Южным королевствам. И тут опять же задумка была неплоха. Некогда эти земли находились под властью Тьмы, и их обитатели — потомки тех, кто служил Саурону и его повелителю. Одержав победу в войне, эльфы еще долго держали под надзором людей, что прежде служили их врагам. Вполне естественно южане не испытывают особой любви к бессмертным. И вот, когда на их землях вновь появляются орки, люди оказываются перед дилеммой — сражаться против них или вновь встать под знамена Тьмы.
Казалось бы вокруг этого то и можно показать по-настоящему сложный и нетривиальный для Средиземья конфликт, в котором грань между добром и злом не столь очевидно. Но большинство обитателей Южных королевств показывают просто бандитского вида статистами, а все внимание авторы сосредотачивают на метаниях одного напрочь лишенного харизмы мальчишки, да геройствах эльфа, успевшего проникнуться к местным жителям симпатией. И тут интересную идею, которая явно могла послужить основной для драматичного повествования, сценаристы «Колец власти» умудряются развить только в банальные и даже не слишком увлекательные приключения.
На фоне двух основных историй выигрышно смотрятся пара побочных. Приятно наблюдать за путешествиями одного из племен хоббитов, душевных кочевников-мохноногов. Они живут простой и незатейливой жизнью и однажды сталкиваются с таинственным человеком, которого непоседливая и любопытная Нори Брендифут обнаруживает на дне свежего картера. Пожалуй, именно в сценах с Нори и Незнакомцем «Кольца власти» вызывают наиболее сильные ассоциации с произведениями Толкина — с теми главами, где Профессор рассказывал о безмятежной жизни хоббитов.
Неплохо показана и дружба между Элрондом и принцем гномов Дурином, которой приходится выдержать проверку на прочность, когда оба оказываются перед выбором между верностью по отношению к другу и долгом перед своим народом. Если какие эпизоды «Колец власти» и можно назвать по-настоящему эмоциональными, то именно те, когда Элронд и Дурин встают перед таким выбором и принимают свои решения. И, если кого из персонажей сериала и можно назвать по-настоящему живыми и колоритными, то именно этот тандем. Правда, жаль, что их крепкая и удивительная для окружающих дружба просто постулируется — и мы ничего не узнаем о том, почему столь непохожие личности стали близки, как братья.
Учитывая, что «Кольца власти» стали самым дорогим сериалом в истории, казалось бы уж зрелищным-то он точно должен быть. Но, на удивление, даже видеоряд нельзя однозначно занести в достоинства телевизионного «Властелина колец». С одной стороны, он выглядит безусловно дорого и по визуальной стилистике близок к фильмам Питера Джексона. С другой — последний баловал зрителя не только красивыми видами, но и нешуточным размахом и обилием здорово поставленных боевых сцен, а вот с этим у «Колец власти» серьезные проблемы.
Как ни странно, сериал совершенно не ощущается эпичным. Пресловутые Южные королевства, судьбе которых в сезоне уделяется столь много внимания, это несколько полуразрушенных деревень с населением в пару сотен оборванцев. А центром великой людской державы Нуменор, перед которой трепетали армии Мордора, судя по сериалу оказывается мелкий рынок, где происходит кажется все важное — от решения дипломатических вопросов до тренировок местной морской пехоты. Кроме этого мы увидим лишь несколько дворцовых покоев, да пару общих планов столицы Нуменора. Масштаб, прямо скажем, не тот, что ожидаешь от сериала по книгам Толкина. Да и более-менее крупная битва в первом сезоне «Колец власти» лишь одна — как раз за одну из вышеупомянутых деревенек Южных королевств. И даже это сражение получилось весьма неказистым по постановке и достаточно скоротечным — оно не идет ни в какое сравнение с тем, что мы видели в фильмах Джексона, хотя у тех и бюджеты были скромнее, и спецэффекты были не чета современным.
Нечасто за несколько серий впечатления от сериала настолько сильно меняются, как это произошло с «Кольцами власти». Стартовые эпизоды не были безупречными, но в них виделся потенциал. Последующий сезон вызывает лишь разочарование от того, как бездарно этот потенциал был разбазарен.