Оглавление

Раз пятнадцать он тонул: удивительная история «Корсаров»

Пытаемся разобраться в нелегком жизненном пути российской игры про пиратов

Говорят, история повторяется дважды: один раз как трагедия, другой — как фарс. Но история «Корсаров» — это трагифарс длиной в 18 лет, который повторяется уже который раз и все никак не заканчивается.

В биографии «Корсаров» удивительно все. Это была, кажется, первая игра про пиратов, сделанная пиратами. Как свидетельствуют очевидцы, владельцы некогда знаменитой студии «Фаргус» вкладывали в проект (а заодно и в свое легальное подразделение — компанию «Акелла») значительную часть средств, заработанную на продаже левых дисков. Самое удивительное, что эта авантюра имела шумный успех — «Корсары» успели выйти вышли немного раньше легендарных Gothic и The Elder Scrolls 3: Morrowind. По тому времени масштаб поражал — тропические острова, роскошные закаты, морские битвы, множество занятий, открытый мир, йо-хо-хо и бутылка рома. Игра не только вышла в правильный момент, опередив конкурентов, но и заполнила пустовавшую «пиратскую» нишу.



А вот после триумфального дебюта начались мытарства. Игру, которая должна была стать «Корсарами 2», неожиданно перекупили Disney и назначили официальной адаптацией фильма «Пираты Карибского моря». От кино там остались, в основном, корабль «Черная жемчужина» и необходимость драться с бессмертными скелетами — сюжет и актеров добавить не получилось. Зато из первоначальной игры пришлось многое выкинуть — о том, что перед нами бывшие «Корсары 2», напоминала только наклейка, пришлепнутая на диск с игрой прямо поверх целлофана, будто бы в последний момент.

В «Акелле» взялись за «режиссерскую» версию второй части, которую в итоге делали так долго и трудно, что в итоге назвали третьей. Получилось плохо: из-за множества недоработок играть в «Корсары 3» было мучительно, а иногда и невозможно — в изначальных версиях баги просто не давали пройти игру. Что до второй части, то ее все-таки доделали, хоть и силами фанатов. Коллектив Seaward выпустил неофициальное дополнение «Возвращение морской легенды», которое фактически было отдельной игрой на том же движке. Проект настолько всем понравился, что авторов произвели в официальные разработчики. Вместе с «Акеллой» Seaward выпустила еще две части «Корсаров» («Возвращение легенды» и «Город потерянных кораблей»). «Корсаров 4» тоже поручили Seaward, но потом наступил 2008 год, у игровых издателей резко сократились бюджеты, а вместе с ними ушла на дно и четвертая часть.

Итак, еще раз. «Корсары 2» достались Disney. «Настоящие “Корсары 2”» превратились в «Корсаров 3», но по качеству исполнения получились так себе. Тем временем, фанаты выпустили «Настоящих-настоящих “Корсаров 2”», плюс еще два спин-оффа, плюс начали работу над несостоявшимися «Корсарами 4». Если эта мыльная опера еще не вызвала у вас приступ паники — читайте дальше. Это не все.

Последствий кризиса-2008 не пережила и сама «Акелла», но «Корсаров» потопить было не так-то просто! Еще в 2012 году то, что осталось от издательства, анонсировало проект «Каждому свое»: дополнение к «Городу потерянных кораблей», сделанное силами очередной фанатской команды (читайте нашу статью про игру).
Главный парадокс серии заключается в том, что все это время несколько коллективов разработчиков делали, по сути, все ту же игру 2000 года выпуска. Ролевая система то упрощалась, то усложнялась, но в итоге все равно принимала форму непобедимой армады таблиц и ползунков. Коммуникация с окружающим миром в основном велась при помощи окошек и текстовых диалогов. Не считая, конечно, драк и морских сражений. Но если поначалу их качество опередило время, то лет через десять у конкурентов все было уже куда лучше в плане физики и геймплея, а боевая система «Корсаров» так и болталась на уровне 2000 года.



Для фанатов, впрочем, «Корсары» стали больше чем серией игр. Это культ, сверхидея, и поэтому, когда очередная русскоязычная команда берется делать игру под знакомым названием, можно быть уверенным: они задумали не новую игру в рамках известного бренда, а именно тех самых «Корсаров». С годами это становится все заметнее. Взгляните хотя бы на анонсированных на днях (да, во второй раз и девять лет спустя) «Корсаров 4». «Известная и хорошо зарекомендовавшая себя ролевая система», «Максимально возможная персонализация вашего персонажа», «Древо развития корабля», «Возможность содержать борделей» (орфография авторская). Ну и, понятно, выбор профессии, система репутации, азартные игры, абордаж, штурм фортов — короче говоря, более или менее все, что было в «Корсарах» более или менее всегда. От себя авторы намерены добавить не так уж много: «Современный состязательный режим коллективной игры», а также пытки, казни и «сексуальную составляющую». Слово «секс» упоминается на странице проекта минимум трижды, а количество обнаженных и связанных женщин в тизере заставляет невольно задаться вопросом о том, все ли хорошо у авторов в личной жизни?



Но по-настоящему голова начинает кружиться, если вчитаться в описание потенциальной игры внимательнее. Во-первых, проекта пока нет даже на бумаге: чтобы «утвердить стек технологий» и написать дизайн-документ, авторам нужно собрать как минимум 2 000 000 рублей. Это — первый этап разработки (из семи). Нечто играбельное может появиться только на пятом: закрытая альфа-версия подразумевает один режим игры, дерево прокачки персонажа и экипажей, а также дерево развития кораблей и — все. На это нужно как минимум 60 000 000 рублей. По традициям краудфандинга, всем жертвователям обещаны награды, но есть нюанс: отдать за раз можно до 250 000 рублей, но полагающиеся награды игроки получат только в том случае, если разработчики соберут те самые 60 000 000 рублей. А если не получат, то меценатам в лучшем случае достанется набор концепт-артов и обои для рабочего стола в высоком разрешении. Чтобы гарантировать себе эту награду, достаточно занести 500 рублей.

Предполагать, чем и когда кончится эта история, даже не очень хочется: само появление «тех самых “Корсаров”» на информационных радарах — завораживающее явление, вроде встречи с редким животным. История, конечно, знает разные прецеденты: одна европейская компания так долго делала хардкорные занудные ролевые игры, что через полтора десятка лет сделала прекрасную Divinity: Original Sin. Однако здесь перед нами характерная история совсем другого, куда более знакомого порядка. Из жанра, в котором российские разработчики ищут гигантский бюджет, на который хотят создать игру мечты, где можно будет делать вообще все. С разветвленной ролевой системой, расчлененкой, работорговлей и «сексуальной составляющей». Никогда такого не было, и вот опять.



Но история только набирает обороты: вчера в Facebook появилось открытое письмо одного из основателей «Акеллы» Дмитрия Архипова, в котором тот заявил, что потенциальные разработчики не имеют прав на создание игр во вселенной «Корсаров». В ответ сами Black Sun Publishing заявили, что получили по суду права и на саму серию, и на торговую марку «Акелла», и обвинили Архипова в клевете. Ситуация там действительно непростая (все подробности мы изложили в отдельной статье), но если все это правда, то история выходит на новый круг: два десятка лет спустя игру про пиратов, сделанную на деньги пиратов, пытаются украсть пираты.

Обсудить