Оглавление

Разборки в лесу и ужасы космоса: лучшие настольные игры для большой компании

Сражаемся на полях Вестероса, выживаем на Дюне, пытаемся ограбить дракона и охотимся на монстров по всему миру

В марте мы рассказали, почему сейчас самое время обратить внимание на настольные игры. А еще поделились первой подборкой — лучшими играми для двоих, куда попали эпичные дуэли во вселенных «Звездных войн» и «Властелина колец», головоломки с Шерлоком Холмсом и ужасы из рассказов Лавкрафта.

В этом материале расскажем о лучших настольных играх, рассчитанных на компанию побольше, на 4-6 человек. В программе — крутая стратегия по «Дюне», захватывающее ограбление банка, меланхоличная жизнь в альтернативном постсоветском киберпанк-мире и атмосферная смесь Dead Space и «Чужих».

«Древний ужас»





Одна из самых популярных в России масштабных игр, хотя в чем кроется секрет этой популярности — сказать не так просто. Возможно, дело в большой красивой карте мира, по которой путешествуют герои, пытающиеся остановить конец света. Или в теме и атмосфере: «Древний ужас» сочетает хтонических монстров из произведений Лавкрафта и приключения в духе «Индианы Джонса». А может, дело в высокой сложности и хорошем нарративе, из-за чего победить тут очень непросто, но даже проигрыши превращаются в захватывающие истории.

В начале игроки выбирают себе сыщиков, а потом ищут способы предотвратить пришествие одного из Древних богов. Для этого надо искать улики, закрывать порталы, путешествовать в иные миры, искать полезные предметы, учить заклинания и сражаться с чудовищами и призраками. Чем больше игроков в одной партии, тем больше действий можно совершить, но количество проблем тоже растет в геометрической прогрессии.

«Древний ужас» — отличная кооперативная игра, которая легко собирает за одним столом людей самых разных вкусов. Из-за недавнего роста цен она стала выглядеть чуть менее привлекательно, а еще практически в обязательном порядке требует покупки дополнения «Забытые тайны», которое сильно расширяет количество контента. Однако куда большей проблемой могут стать хорошие впечатления после первой же партии, из-за чего захочется найти время для новых приключений и деньги на все оставшиеся расширения — всего их вышло аж восемь штук.

«Корни»





Ассимметричная стратегия Коула Верля быстро стала мировым хитом, при этом сумела ввести в заблуждение немало игроков. За обманчиво милыми артами с животными в нелепых доспехах скрывалась не детская семейная настолка, а жестокая и веселая игра о противостоянии в лесу, где игроки сражаются за контроль над тропинками и чащами, заключают союзы и предают друг друга.

В «Корнях» нет общих правил. У каждой фракции уникальные способы достижения победы, свой тип ресурсов и даже геймплейные особенности. Кошки строят лесопилки, собирают дерево и штампуют огромную армию. Птицы сооружают гнезда, решительно идут в бой, но при первых проблемах поднимают бунт. А енот — вообще одиночка, который скрывается в лесах и ведет хитрую игру, пытаясь поддерживать дружбу сразу со всеми. Играть вдвоем тут можно, но по-настоящему «Корни» раскрываются в больших компаниях, где каждый управляет своей фракцией.

Динамичные партии, отличный баланс, потрясающее визуальное оформление — придраться к «Корням» сложно. Стратегию стоит избегать разве что тем, кто не очень любит откровенно конфликтные игры, где без ножей в спину никак не обойтись.

«Кланк!»





Очень простая и увлекательная приключенческая игра о группе воришек, которые решают отправиться в подземные пещеры и обокрасть дракона. В основе «Кланка» построение колоды: игрокам необходимо выбрать стратегию и в ее рамках собирать карты. Например, можно сосредоточиться на мобильности, попытаться быстро схватить ценные призы и так же быстро сбежать. Или сфокусироваться на убийстве монстров, прокачаться и унести побольше золота.

В любом случае, всем планам помешает дракон — главная фишка этой игры. По задумке во время приключений герои шумят, чем постепенно будят спящего монстра. Задача игроков — понять, в какой момент в подземелье становится слишком опасно и унести ноги, а заодно утащить ценный приз.

«Кланк!» — одна из немногих игр, которая совсем плохо масштабируется под двоих. Чем больше людей, тем тут веселее: никогда не знаешь, кто испортит твои планы, привлечет дракона и заставит в спешке менять стратегию.

«Маленький мир»





Классическая игра о противостоянии фэнтэзийных народов, которые пытаются занять как можно больше регионов волшебного мира. Пускай эта стратегия не отличается чрезмерной глубиной и сложными правилами, но в нее интересно играть и новичкам, и опытным игрокам.

Работает «Маленький мир» просто. Игроки выбирают себе комбинацию народа и его умения (каждую партию они складываются случайным образом), потом берут себе фишки этого народа и по очереди выкладывают их на карту. Пустую местность занять просто, область с горой или крепостью — сложнее, а уж выбить с территории народ другого игрока — еще более хитрая задача. Со временем потенциал народа иссякнет, и его надо будет привести в упадок, выбрав себе новых персонажей.

Главное в «Маленьком мире» — понять, когда лучше защищать территории, когда — идти в наступление, и когда просто остановиться и дать народу дожить последние дни. Благодаря различным комбинациям у игры высокая реиграбельность, но целый вечер этой настолкой вряд ли получится занять, особенно если игроки хотят чего-то посерьезнее.

«Немезида»





Одна из самых дорогих игр в нашем списке, которую, впрочем, многие обожают, несмотря на высокий ценник. «Немезида» — смесь Dead Space и «Чужих», которую удачно портировали в виде настольной игры. По сюжету экипаж космического корабля выходит из гибернационного сна, а система оповещает о сбое, из-за которого судно остановилось. Теперь, чтобы продолжить путь на Землю, необходимо найти и устранить неисправность. Однако помимо проблем с техникой возникает другая опасность — пришельцы-паразиты, которые вылезли из члена команды.

Играть в «Немезиду» можно как в полный кооператив — пытаться вместе починить судно, отбиться от инопланетян и вернуться домой. Однако куда интереснее игра становится с тайными картами миссий: в таком случае игроки как бы работают на разные корпорации и преследуют свои цели. Чем больше игроков, тем сложнее и интереснее игра. Кому-то надо подменить координаты и отправить корабль по другому маршруту, кому-то — заразить члена экипажа личинкой и заморозить его, кому-то — доломать корабль и спастись самому.

Сразу надо сказать, что «Немезида» — игра на любителя. Ресурсов мало, на каждый шорох тут прибегают опасные твари, а из-за тайных целей атмосфера паранойи преследует всех до конца партии. Никогда не знаешь, хочет ли твой сосед справа спасти тебя или спрятать у тебя между легкими инопланетную тварь. Однако истории игра генерирует потрясающие: жуткие, атмосферные и полные неожиданных поворотов. Так что если вы фанат жанра, то бояться стоит разве что цен на базовую игру и дополнения — 18 000 и по 8000 рублей соответственно.

«Взломщики»





Обманчиво маленькая коробка скрывает увлекательную игру о грабителях, которые пытаются взломать несколько сейфов на разных этажах банка и скрыться с добычей. «Взломщиков» сложно не полюбить — за простые правила, оптимальные по продолжительности партии, вдумчивый, но не слишком занудный геймплей и высокую реиграбельность. Вдвоем она, кстати, играется хорошо, но кажется слишком простой. А вот при большем количестве участников сложность становится оптимальной.

В начале игроки перемешивают все тайлы комнат и вслепую составляют из них три этажа здания. После этого расставляют охранников, выбирают точку входа на первый этаж, открывают первый тайл и начинают исследовать помещения. Почти каждая комната таит опасность: например, включает тревогу или блокирует конкретный путь. Задача команды — не попадаться охранникам и пытаться как можно быстрее найти и взломать сейфы.

Чем больше игроков в одной партии, тем быстрее они продвигаются, но и охранники двигаются чаще. Случайных событий становится больше, а проигрывает команда даже при поимке одного игрока — поэтому свои действия надо планировать особенно осторожно.

«Серп»





У Scythe необычная история рождения: стратегия появилась после того, как геймдизайнер Джейми Стегмайер увидел киберпанк-арты Якуба Ружальского и решил во что бы то ни стало сделать вместе с ним игру. Так появился «Серп» — мир альтернативной Восточной Европы, где Первая мировая война прошла особенно жестоко. Человечество сосредоточилось на выживании, а в основу боевой мощи легли огромные роботы.

Стратегия привлекает шагоходами на артах и их красивыми миниатюрами в коробке, но надо понимать, что битвы — это совсем не про «Серп». Большую часть времени игроки, как говорится, «возятся в своем болоте»: занимаются оптимизацией ресурсов и захватывают новые земли. На конфликт тут идти приходится редко, и чаще ситуация напоминает холодную войну. Поэтому «Серп» лучше играется в компании 3-4 игроков: так свободного места на карте меньше, а обстановка — напряженнее.

У игры отличный, пускай и классический для стратегий геймплей с захватом территорий, менеджментом ресурсов и рабочих, а выделяет ее шикарное визуальное оформление. Любоваться на поле и карточки можно бесконечно, так что Scythe — не просто хорошая игра, но и первый претендент на подарок фанату настолок.

«Дюна: Империя»





Настольная игра Dire Wolf Digital поначалу казалась дешевой попыткой выехать на известном бренде: визуально «Дюна» оформлена очень просто, компоненты не впечатляют, а на обложке пестрят фото актеров из нового фильма. Хайп улегся, но игра не покидает высоких позиций в топе лучших настолок современности.

Все потому, что авторы «Империи» полностью сосредоточились на игровом процессе и предложили необычную смесь нескольких жанров. Тут и выставление рабочих, и контроль территорий, и создание колоды, и внушительное количество конфликтов. Чем больше участников, тем интереснее играть в «Дюну»: каждый берет на себя один из Великих домов и пытается привести его к победе в условиях жесткого дефицита ресурсов.

От «Дюны» может легко оттолкнуть бедное оформление, но к этому быстро привыкаешь: оно функционально и не отвлекает от игрового процесса. Еще обидно, что сейчас игры нет в свободной продаже, но в ближайшие месяцы обещают не только новый тираж базовой версии, но и первое большое дополнение.

«Игра Престолов. Второе издание»





Настолка по мотивам культовой «Песни Льда и Пламени» предлагает игрокам стать лидерами великих Домов Семи Королевств Вестероса и сразиться за Железный Трон. В ход пойдут все возможности, но главными станут дипломатия и военная мощь: у каждой фракции есть своя армия и колода карт Дома, которая используется в качестве лидеров в боях.

Отчасти «Игра Престолов» похожа на ту же «Дюну», но фанатам знаменитого сериала эта настольная игра, скорее всего, понравится намного больше. Тут не менее глубокий игровой процесс, а умение вести переговоры и распознавать предателей выходит на первый план.

Игра получила несколько дополнений, которые добавляют новые фракции и расширяют количество участников — при желании можно устроить эпичную политическую битву аж на 8 человек. А еще расширения включают сценарии, позволяющие воспроизвести самые знаменитые эпизоды из «Песни Льда и Пламени».

«Забытые моря»





Полукооперативное приключение от Plaid Hat Games предлагает игрокам вжиться в роль пиратов и отправиться в волшебный мир, который населяют скелеты, призраки и ведьмы. Цель — стать самым успешным охотником за сокровищами, работая сообща с напарниками: стоит увлечься погоней за своими целями, как вся команда пойдет ко дну.

В «Забытых морях» очень простой и понятный игровой процесс, а основную работу на себя берет мобильное приложение: из-за объемов текста и рандома один сюжетный сценарий (а всего их пять) займет 5-6 часов. Каждый раз игроков ждет большое и веселое приключение: команда посетит необычные места, будет общаться со всякими чудаками, выполнять их поручения и сражаться с другими пиратами.

В «Забытых морях», пожалуй, лучшие тексты среди всех настольных игр: пиратская тема тут постоянно и остроумно высмеивается. А благодаря структуре приключения герои регулярно попадают в нелепые ситуации, так что в большой шумной компании эта игра работает особенно хорошо.

«Сумерки Империи»





Без преувеличения самая эпичная и масштабная настольная космическая стратегия, в которой игроки выбирают себе уникальную расу и пытаются привести ее к процветанию. Вариантов стать королем галактики масса: военная сила, политические уловки, экономические переговоры и так далее. Карта тоже каждый раз создается случайным образом: тайлы содержат планеты, звезды и астероидные поля, которые для одних рас могут оказаться бесполезны, а для других — стать важнейшим стратегическим объектом.

Вдвоем в «Сумерки Империи» не сыграть: стратегия рассчитана на 4-6 игроков, партии тут длятся часами, а на изучение правил лучше выделить выходной. Однако альтернативы у игры, по большому счету, нет — это апофеоз сложных настольных игр, от которых бегут новички, но которые так привлекают хардкорных игроков.

За «Сумерки Империи» в нынешних условиях просят 18 000 рублей, а за дополнение (без которого легко можно обойтись, но с рисками скоро не найти в продаже) — 12 000 рублей. Однако если у вас есть сплоченная группа, которая готова повозиться с правилами и скинуться на огромную коробку, то уже после пары партий в «Сумерки» вы перестанете жалеть о потраченных деньгах.

Хороших игр для большой компании огромное количество — куда больше, чем игр для двоих. Но мы решили сосредоточиться на проектах «посолиднее»: они занимают больше времени, да и стоят дороже, но их приятно хранить в коллекции, да и вспоминать эпичные партии потом интереснее. У игр поменьше общая беда — они позволяют весело убить время, но надоедают уже за 1-2 вечера.

Впрочем, даже с таким подходом в нашу подборку не попало много отличных коробок. «Особняки безумия», «Колонизаторы», «Ром и кости», «Звездные Войны: Внешнее кольцо», «Руины острова Арнак» — эти и многие другие игры тоже достойны внимания. Надеемся на вашу помощь: делитесь фаворитами в комментариях и рассказывайте, почему их полюбили!



Ещё по теме:


Обсудить