Рецензия на Victoria III: как перестать беспокоиться и захватить весь мир
Победа в войне начинается со свинцовых шахт
Цикл стратегий Victoria от Paradox симулирует сто лет в истории Земли — с 1836 по 1936 годы. Это эпоха расцвета колониальных империй, бурного роста капитализма по всему миру, распространения самых диких политических и экономических идей, революций и бунтов, а также жестоких и унылых войн, где сражались миллионы мобилизованных граждан, но победу одерживали вовремя подвезенные вагоны с хлебом и снарядами. Романтика рыцарей и династических интриг осталась в Crusaders Kings, но и время для битв машин и моторов в духе Hearts of Iron еще не пришло.
Victoria III пытается повторить массовый успех Crusader Kings III — кажется, первой глобальной исторической стратегии Paradox, сумевшей привлечь людей, которые прежде боялись даже садиться за игры жанра. Сидеть в запутанном экселевском файле и разбираться в цифрах и формулах — довольно специфическое удовольствие, даже если успех сопровождается уведомлениями в духе «ура, Царьград наш». В Crusader Kings III таблицы спрятаны поглубже, а доступ к простым и понятным действиям — выдать дочь замуж, объявить войну соседу — вынесен на самое видное место. Просто следуй за советами ИИ, читай всплывающие подсказки — и все будет понятно и интересно (при этом вся глубина осталась для тех, кто хочет именно играть в таблицы).
В Victoria III подход похож, но результат другой: в советах часто рекомендуется какая-то ерунда, а если хочешь что-то сделать — можно убить час на то, чтобы понять, в чем проблема. Например, игра упорно рекомендует строить административные здания, чтобы улучшить налогообложение (и этот процесс, кажется, бесконечен), при этом расходы на эксплуатацию зданий выше, чем потенциальный рост сборов. А нанятого один раз генерала нельзя в мирное время переместить из одного военного округа в другой. Без войск (они привязаны к баракам), просто вот самого генерала, которого случайно нанял в регионе, где армию набирать не планирую. Я, кажется, час потратил на то, чтобы убедиться в том, что не ослеп и точно вижу все элементы интерфейса.
Еще в интерфейсе сразу же бросается в глаза, что в Victoria III вообще нет функции «объявить войну». Если глубже вникнуть в игру, то замысел ясен. Здесь война — это продолжение дипломатии другими средствами, поэтому сначала надо начать «дипломатическую игру» — объявить, что именно вы требуете от другого государства (например, можно заставить Японию открыть рынок для иностранных торговцев, или присоединить независимые в те годы Гавайи к Российской империи). Другие государства, у которых есть интересы в регионе, могут поддержать ту или иную сторону (даже без договора о военном союзе!), или же остаться в стороне. Переговоры об этом идут месяцы — так что есть время и уговорить колеблющихся, и провести мобилизацию. Только потом начинается (если противник не сдастся) собственно война.
Такой подход отлично отражает то, как на самом деле велись войны в XIX веке, и описывает, например, ход дипломатической игры в эпоху Крымской войны 1853—1856 годов, когда Россия пошла воевать с Турцией, а внезапно получила в числе противников Англию, Францию и даже Сардинское королевство. В первой Victoria такие ситуации могли случиться только по скрипту (а скрипты могли быть заготовлены лишь для небольшого количества реальных исторических событий), в Victoria III это рядовое событие. Например, играя за Россию, я объявил Германию зоной стратегических интересов, и следил за тем, чтобы ни Пруссия, ни Австрия не присоединили к себе малые независимые немецкие княжества и королевства (но при этом не вступал с ними в формальный союз). ИИ, управляющий другими великими державами, тоже хорошо натренирован сдерживать конкурентов — вести Большую игру, выражаясь языком авторов исторических романов. Это делает Victoria III реалистичнее, сложнее и интереснее: за каждого “маленького” могут внезапно для вас вступиться большие ребята.
Но и тут есть интерфейсный нюанс: очень часто дипломатическую игру просто нельзя начать, и игра никак не сигнализирует, в чем проблема. С некоторыми причинами вы разберетесь быстро (нужно сначала объявить регион зоной стратегических интересов, а сама страна-объект должна быть централизованным государством, а не кучкой диких племен), другие причины так и останутся загадкой, но в любом случае диковато открывать меню дипломатии, а там часть пунктов просто отсутствует и все (даже не сделаны неактивными!). Нет и подсказок об условиях их получения.
Victoria III уже успели раскритиковать за то, что во время боевых действий нельзя микроменеджерить армию — то есть, руками двигать туда-сюда дивизии. Игра позволяет отдавать только самые простые приказы генералам и подчиненным им войскам: например, Скобелеву — наступать на Туркестанском фронте, а Брусилову — держать оборону на Балканах. Непосредственно битвы и, главное, перемещение линии фронта (довольно затейливой линии, как в реальной жизни!) симулируется игрой автоматически, и на это можно только смотреть со стороны. Кто-то уже мечтает о модах, которые вернут все как было, но мне такой подход кажется единственно правильным. Кошки-мышки двух войск, марширующих по трактам, и генеральные битвы на одном конкретном поле закончились в эпоху Наполеона, хотя не все генералы в постнаполеоновскую эпоху это быстро поняли.
Месседж и историческая правда Victoria III в том, что мастерство генералов (и передвижение дивизий туда-сюда) перестало быть решающим фактором. Гораздо важнее то, как обучены и как экипированы солдаты, а также насколько хорошо налажено снабжение действующей армии и как общество относится к войне. Если в стране производится недостаточно ружей, пушек и боеприпасов, а ведущие производители не горят желанием вам это продавать, или же если война ведется на другом конце Земли, а вам не хватает транспортов для снабжения, то даже пятидесятикратное превосходство в живой силе может не обеспечить победу (из-за 99% штрафа к боеспособности). Другое дело, что… интерфейс Victoria III никак не предупредит вас про штраф, и вы, скорее всего, узнаете о нем только в момент высадки войск на далеком берегу. Так мой Японский сёгунат не смог завоевать маленький Бруней с армией в один батальон.
Так или иначе, но быстро становится ясно: главное в Victoria III — экономика, поэтому большую часть времени лучше сидеть в табличке производства и потребления товаров, отслеживать цены и тренды, искать для страны ниши на мировом рынке и решать, какие товары лучше производить локально, а какие проще и дешевле импортировать. Игра очень глубоко симулирует движение денег внутри страны, поэтому важно, чтобы товары, которые производят ваши жители, стоили дорого, а вот цены на то, что они потребляют, должны быть пониже (отсюда возникает конфликт интересов между аристократами, потребляющими люксовые товары, и ремесленниками, которые их делают). С рабочей силой все тоже сложно: поначалу можно переучивать крестьян на шахтеров и инженеров (что тоже занимает время), но распространение станков приводит к увольнениям и росту социального напряжения. А есть ведь еще и политика — баланс между интересами нескольких партий, каждая из которых по-своему смотрит на будущее страны. Даже авторитарные режимы и монархии не могут принимать законы просто так, по нажатию кнопки. Нужны время и политические маневры, чтобы отменить, например, крепостное право, или даже банально создать нормальную полицию.
Для экономического роста полезно заводить колонии (особенно с ресурсами, которые в метрополии не производятся). Например, Россия может занять острова в Тихом океане и выращивать там кофе и бананы, чтобы сделать жизнь петербургской интеллигенции чуточку лучше. Что очень понравилось — так это то, что колонии растут прямо у вас на глазах и динамично, от маленького клочка до целой провинции, с реалистичной неровной границей (как фронты во время войны), а не переключаются тупо из состояния свободной территории в колонию сразу всей областью (как это было раньше). Таким образом одну и ту же территорию могут одновременно осваивать сразу несколько держав, и условный Сахалин может в итоге быть поделен на “Русский Сахалин”, “Японский Сахалин” и “Британский Сахалин”. Иногда местные племена поднимают бунт и объявляют войну, но это только все делает лучше: победа позволяет мгновенно аннексировать остатки независимых территорией.
Интерфейсные косяки Victoria III и плохое введение в игровые механики бесят, но стоит пару раз начать кампанию за одну из стран (лучше взять что-то поменьше, вроде Бельгии и Швеции, но и не карлика), довести примерно до середины, бросить и попробовать еще раз с учетом накопленного опыта и неизбежных дурацких ошибок, как в целом все становится понятно, и игра становится по-настоящему кайфовой. Да, это все равно ковыряние в экселевской таблице, но очень умной, красивой и про события, о которых я не раз читал в исторических романах. Довольно поучительно, что игровые механики подводят к тому, что реальная история той или иной страны была неизбежной (например, нет смысла открывать Японию для внешней торговли слишком рано, но и невыгодно не открывать совсем), но тем интереснее попробовать пойти наперекор судьбе и перекроить ход истории по-своему.
Оценка: 8/10