Resident Evil от Netflix: впечатления от первого сезона

Бестолковый сериал, в котором от «Резидента» почти ничего нет

Netflix-адаптации давно уже заслужили дурную репутацию своим наплевательским отношением к первоисточникам и глупейшими сценарными решениями. Сериал Resident Evil это правило подтверждает полностью: буквально каждая серия заставляет схватиться за голову с криком «О чём они только думали?!».



2022 год. Нью-Раккун-Сити — город в ЮАР, построенный и управляемый корпорацией «Амбрелла». Она перенесла в своё местное подразделение разработку «Радости» — антидепрессанта, на который возлагает большие надежды. Эвелин Маркус, глава «Амбреллы», спешит выпустить продукт на рынок, но есть одна загвоздка: в составе «Радости» есть слабая концентрация Т-вируса. Того самого, что превращает людей и животных в не чувствующих боли и крайне агрессивных берсерков.

Над стабилизацией «Радости» работает учёный «Амбреллы» Альберт Вескер, переехавший в Нью-Раккун-Сити вместе с дочерьми-подростками — Билли и Джейд. Заподозрив, что «Амбрелла» ставит эксперименты на животных, Билли решает прокрасться в лабораторию компании — и её кусает собака, заражённая Т-вирусом. Сможет ли отец спасти дочь от вируса — и от «Амбреллы»?

Параллельно событиям из 2022-го идёт другая сюжетная линия, про 2036 год. Через 14 лет после того, как зомби-апокалипсис уничтожил цивилизацию, люди выживают на клочках земли в окружении полчищ зомби, а выросшая Джейд Вескер (её играет Элла Балинска, которую мы скоро увидим в Forspoken от Square Enix) пытается изучать заражённых. Это несколько осложняется тем, что «Амбрелла» охотится на Джейд и преследует её, куда бы она ни подалась.



Можно было бы подумать, что сегмент из 2022 года будет небольшим вступлением, рассказывающим, как вирус вырвался на свободу, но на деле он занимает, пожалуй, даже большую часть хронометража. Нам показывают, как девочки хотят в школу, как они переживают из-за заражения Билли, как пытаются раскрыть тайны «Амбреллы» и своего отца… и всё это безумно скучно. Некоторые сравнивают эту часть сериала с Life is Strange, но в игре Dontnod героиня общалась с массой сверстников, налаживала отношения и влияла на чужие судьбы. В Resident Evil от Netflix есть фактически только две сестры (и еще один парень, выполняющий большую часть времени утилитарную функцию хакера, способного что угодно взломать), и их отношения за весь сериал никак не меняются.

Сравнения с Life is Strange, возможно, навеваются тем, как истошно Resident Evil пытается казаться современным и модным. Он не даёт ни на минуту забыть, что действие разворачивается в 2022-м, сыпля отсылочками к популярным нынче темам настолько обильно и неуместно, что остаётся только орать. «Fuck Zuckerberg!» — заявляет Эвелин Маркус. «Нет, это не как Covid» — успокаивает заражённую Т-вирусом дочку Вескер. Джейд представляется зрителям фразой: «Я в основном читаю порно-фанфики по “Зверополису”». Ну а в школе сверстницы ищут «редкое аниме», которое лежит на торрент-трекере «Ная» (актёрам, конечно, никто не сказал, как читается слово Nyaa). Кринж, да и только.



При этом в мире, который — смотрите, отсылочка! — подаётся как буквально наш с вами, никто слыхом не слыхивал про слово «зомби». Поэтому львиную долю времени сёстры проводят за попытками понять, что происходит с Билли и что творит «Амбрелла». И это мучительно скучно для любого, кто за последние 25 лет хотя бы проходил мимо серии, в честь которой этот сериал назван. То, что уже давно очевидно зрителю, мусолится на экране неприлично долго.

И непонятно, зачем. Чем пытается быть этот сериал про 2022 год в маленьком южноафриканском городке? Это не хоррор — кроме сцены с заражённой собакой, на ужастик тут ничего не похоже. Это не подростковая драма — тут толком и отношений нет. Это не детектив, не комедия, не боевик. Мы несколько часов смотрим, как карикатурно злая корпорация демонстрирует свою жадность, а две девочки страдают, совершают катастрофически глупые поступки, и снова страдают.

И ладно бы если это к чему-то вело, но нет. Спойлер: первый сезон Resident Evil так и не показывает нам начало зомби-апокалипсиса. Всё произошедшее в 2022-м практически никак не связано с событиями 2036-го, не предвосхищает, не объясняет их. Сериал не ставит точку ни в одной, ни в другой сюжетной ветке. Ждите следующего сезона.



Но что же в будущем, возможно, там нас ждёт что-то интересное? Вовсе нет: там в каждой серии происходит буквально одно и то же. «Амбрелла» прилетает за Джейд и, казалось бы, практически берёт её в плен, Джейд убегает, а затем «Амбрелла» снова её находит. Это повторяется снова и снова — что в первой серии, что в последней. Сюжет топчется на месте, и что-то более-менее интересное происходит лишь пару раз за сезон.

Но, что совсем удивительно, и эта половина истории не может определиться с настроением. Стоит Джейд оставить горестных мать с сыном умирать в сцене, которая явно пытается быть трогательной, как тут же она встречает комичного сотрудника «Амбреллы», который в ответ на сквозное ранение буквально говорит «ауч». Стоит этому амбрелловцу показать настоящий экшен-балет с огнестрелом и зрелищными добиваниями, как сериал целую серию уделяет сопливой семейной драме. Resident Evil пытается быть сразу всем, и в результате у него не получается толком ничего.

Завершает череду сценарных проблем сериала его невероятная непоследовательность. То нам говорят, что «Амбрелла» полностью контролирует город, то выясняется, что в главную лабораторию компании, в которой сидят заражённые Т-вирусом животные, спокойно заходят две глупые школьницы: там вообще нет охраны, ни единого человека. Покусанная Билли то проявляет симптомы, то забывает о них, то снова начинает их проявлять. Это выглядит максимально искусственно и нелепо.



Хочу обратить ваше внимание, что всё это время я ни слова не сказал о том, как сериал пересекается с игрой-первоисточником: я хотел подчеркнуть, что он бестолковый сам по себе, безотносительно того, как он называется и на чьё наследие пытается посягнуть. И на самом деле, на протяжении доброй половины хронометража легко вообще забыть, что перед нами Resident Evil, если абстрагироваться от знакомых имён. Практически ничего общего у сериала и игр нет.

Но вот беда: с середины сериал начинает стараться подмазаться к франшизе Capcom. Шоураннер Эндрю Дэбб вообще заявил, что его работа — часть канона: «Всё, что случилось в играх, случилось в этом мире». И если смотреть с этой точки зрения, то сериал — не просто скучная нелепица, а настоящая катастрофа.



Для тех, кто, как Эндрю Дэбб, не особо следил за хронологией событий в мире Resident Evil, напомню, что в нём с 2004 года регулярно происходят теракты с использованием биологического оружия. Мутанты участвуют в войнах, новые и новые вирусы распыляются над городами, и даже президент США погиб в результате одного из подобных инцидентов. Мир Resident Evil подходит к 2022 году не в состоянии блаженного неведения: в нём небось ни одного человека не осталось уже, кто не слышал о вирусах и мутантах. Уже один этот факт рушит всё повествование сериала.

Но давайте продолжим и посмотрим на судьбу корпорации «Амбрелла». Согласно сериалу, она убедила правительство США сбросить ядерную бомбу на оригинальный Раккун Сити, где случилась первая вспышка Т-вируса, а затем продолжила себе спокойно существовать, создавая лекарства. По канону видеоигр, однако, в 2003 году Альберт Вескер представил суду неопровержимые доказательства вины «Амбреллы», и компания была ликвидирована.

Да и до этого фармакология была лишь прикрытием для «Амбреллы»: многочисленные подразделения компании по всему миру трудились над всё более и более мощным биологическим оружием: взять того же «Немезиса», разработанного в Европе, вирусы G и T-Veronica и десятки разновидностей всевозможных мутантов: они никуда не исчезли бы после уничтожения Раккун Сити. Но всё это вообще не упоминается в сериале, никто из руководства «Амбреллы» ни словом не обмолвится даже о биологических разработках. Даже покусавшая Билли собака — просто собака, а не «Цербер».



И, наконец, давайте обратим внимание на слона в комнате — на Альберта Вескера. Многие заочно похоронили сериал, едва заслышав, что его будет играть темнокожий актёр Лэнс Реддик — и были в целом правы. Вескер — существующий персонаж с конкретной историей, характером и умениями: он надменный, бесстрашный и фактически бессмертный. А «Вескер» Реддика — любящий отец, который боится гнева «Амбреллы» и которым Эвелин Маркус помыкает весь сериал. Это полная противоположность первоисточника.

Сериал, конечно, даёт на это ответ: дескать, перед нами не тот самый Вескер, а его добрый клон. Но с этим есть сразу несколько проблем. Во-первых, зачем всё равно называть Вескером того, кто Вескером никоим образом не является? Во-вторых, по здешнему канону Вескер клонировал себя в середине нулевых, когда уже был суперменом, но никаких особых сил у героя сериала нет. И в-третьих, когда Реддик пытается играть роль оригинального Вескера, то больше похож на Блэйда, нежели на злодея из игр Capcom. Да и сил у него, опять же, нет: этот недо-Вескер позорно бежит от отряда «Амбреллы», который знакомый нам Альберт из RE5 или Umbrella Chronicles съел бы на завтрак и не поморщился.



Справедливости ради, в сериале иногда мелькают хорошие моменты, показывающие, каким он мог бы быть при толковом подходе авторов. Сцена, где Реддик играет нескольких «Вескеров», очень забавна — её можно было бы превратить в неплохой ситком. Паола Нуньез прекрасна в роли главы «Амбреллы» Эвелин Маркус: такая злодейка вполне в духе «Резидентов». Как и уже упоминавшаяся ранее экшен-сцена, в которой один харизматичный сотрудник «Амбреллы» в одиночку расправляется с толпой врагов и зомби.

Ведь Resident Evil никогда не славилась тонкостью и полутонами. В лучших своих проявлениях это был весёлый трэш, в худших — глупый и пытающийся в дурацкую драму, но всё же трэш. У сериала пару раз получается быть весёлым, но в сравнении с семью часами хронометража это можно списать на погрешность. В основном же это скучный, глупый, путающийся сам в себе и не понимающий, чего он хочет, гомункул, в котором неуместных отсылочек к актуальным в 2022 году вещам куда больше, чем вещей, напоминающих о Resident Evil.

Обсудить