Оглавление

«Род мужской» — впечатления от фильма

Красивый, атмосферный, а под конец достаточно отвратительный триллер про мужские пороки и женские страхи

23 июня в российский прокат благодаря усилиям А24 и «Вольги» выходит «Род мужской» — новый фильм Алекса Гарланда. Режиссер сразу прославился своей дебютной научно-фантастической картиной «Из машины», а потом снял не менее впечатляющую фантастику «Аннигиляция» и сериал «Разрабы». Его новая работа, хоть и сохраняет фирменные приемы режиссера, но все же разительно отличается от прошлых. Наши впечатления от фильма — в этом материале.



События «Рода мужского» разворачиваются в английской глуши, куда приезжает недавно овдовевшая Харпер Марлоу. Девушка арендует на две недели дом, чтобы справиться со своими эмоциями, после приезда отправляется на прогулку, но отдохнуть ей не суждено. Героиня сталкивается со странными явлениями, и чем дальше развиваются события, тем сложнее их понимать. Сюжет разворачивается в двух временных линиях: в настоящем нам показывают злоключения девушки в деревне, а в прошлом объясняют, как умер ее муж.

Все фильмы Алекса Гарланда без исключения рассказывают о женщинах: красивых, коварных, печальных, иногда слабых, но потом обретающих силу и власть. Они же и главные героини его историй — пускай это не всегда понятно сразу, как в «Из машины». «Род мужской», несмотря на название (в оригинале просто Men, «Мужчины»), не исключение. Но в центре сюжета тут скорее не проблемы одной конкретной девушки, а женские переживания, боль и страхи в целом.

Практически все самые сильные стороны нового фильма связаны с его техническим исполнением. Например, тут потрясающая цветокоррекция: с ярко-зеленым лесом, кроваво-красными закатами, яркими солнечными сценами и так далее. У Голливуда с этим в последнее время просто беда: даже супергеройские фильмы Marvel зачем-то пропускают через отвратительные серые фильтры, убивая все цвета. «Род мужской» — приятное исключение, где даже скучные сцены экспозиции с сочной зеленью приятно рассматривать.

Хорошо поработали тут со звуком — и его дизайном, и монтажом. Атмосферная мелодия из трейлера, например, в кои-то веки звучит и в самом фильме, причем у нее тут целая история происхождения. Учитывая, что диалогов в фильме совсем мало, музыка перетягивает на себя все внимание. Приятной слуху ее назвать вряд ли получится, но со своей задачей погружения в атмосферу фильма она более чем справляется.



Операторская работа тоже на высоте: за нее отвечал Роберт Харди, который работал над прошлыми фильмами Гарланда, а также над шестой частью «Миссия невыполнима». Его фирменный стиль с необычной центровкой актеров в кадре и красивыми планами природы в духе «Аннигиляции» узнается сразу же. Во многом именно его заслуга в том, что фильм хочется смотреть даже в самые скучные моменты.

Наконец, отлично со своей задачей справились Джесси Бакли и Рори Киннер — два ведущих и, по сути, единственных актера в фильме. Оба не очень известны: у Бакли была заметная роль в нашумевшем сериале «Чернобыль», а Киннера широкая публика знает разве что по скромной роли помощника 007 в последних фильмах «Бондианы». И если следить за трансформацией главной героини в новом фильме просто интересно, то у роли Киннера все еще более интригующе, но спойлерить его фишку не будем.

Сценарий я специально оставил напоследок, потому что для многих это будет самая спорная часть фильма. В этом плане «Род мужской» хоть формально и похож на прошлые работы режиссера по смыслам и посылам, но повествование выстроено куда абстрактнее. Тут много метафор, да еще и не для всех понятных: во всяком случае, если вы не следите за общественными настроениями и не понимаете, за что именно сегодня сражаются сторонники феминизма.



Если говорить проще, то «Род мужской» — история про женское восприятие мужчин и их токсичное поведение. Гарланд собрал в одном фильме, кажется, все мужские пороки и женские страхи и обернул их в форму мистического триллера с очень необычным, можно даже смело сказать шокирующим финалом. Развязка картины при этом достаточно проста: все намеки складываются в одну картину, и общую идею фильма понять достаточно легко, несмотря на необычную форму повествования.

Из-за обилия новостей о радикальных взглядах на отношения между мужчинами и женщинами «Род мужской» легко возненавидеть. В первые минуты после финала легко решить, что Гарланд снял еще одно кино новой волны: все мужчины — обязательно плохие и мерзкие, женщины — прекрасные и добрые, а главная идея фильма в том, что представителям сильного пола надо почаще каяться. Однако это очень поверхностный взгляд на картину, и на деле новая работа режиссера исследует проблему отношений между полами глубже.

Например, в фильме много внимания уделено вопросу наследия — понятий, убеждений, ценностей и морали. В реальной жизни женщины продолжают отстаивать свои права, требуют повышения зарплат и более профессиональных отношений на работе. А Гарланд предлагает зрителю поразмышлять о том, что он сам думает о равноправии. Какую часть этого мировоззрения он сформировал для себя сам, а какую — просто повторяет за остальными, например, за родителями?



При этом режиссер не критикует мужчин как таковых. Зло в фильме — буквально собирательный образ, который преследует героиню, да и однозначным злом его назвать тоже сложно. Мнения американских зрителей, например (там кино вышло месяц назад), вообще разделяются в трактовке некоторых сцен, поэтому фильм как минимум оставляет простор для анализа некоторых элементов истории. И это не говоря об огромном количестве символизма: в фильме много кадров, которые можно использовать для своей интерпретации сюжета.

У «Рода мужского» и другие спорные моменты, из-за которых фильм сложно всем посоветовать всем подряд. Например, у картины серьезные проблемы с темпом: в первой половине тут не происходит ничего действительно интересного, а во второй происходит сразу все. Хоррор-составляющая раскрывается буквально в последних 15 минутах: до этого фильм в лучшем случае тянет на триллер, да и то не самый страшный. Зато те сцены, которые призваны напугать, сделаны максимально натуралистично и показаны во всех подробностях: в лучших традициях скандального Ларса фон Триера.

«Род мужской» вообще сложно назвать классическим фильмом. Скорее это «кино-опыт» — своеобразный поджанр с минимумом диалогов, экшена, резким монтажом и упором на визуал и звук. В таких картинах важнее форма, а не содержание, а сюжеты часто незатейливы. «Варяг», «Выживший», «Легенда о Зеленом рыцаре» — вот лишь несколько примеров, хотя количество событий в этих фильмах заметно выше. Но зато в картине Гарланда не такой рудиментарной ощущается история: после просмотра ее интересно обдумать и обсудить с другими.

«Род мужской» — тот редкий тип фильмов, который остается в голове как минимум на ближайшие сутки, а то и больше. Он не пытается развлечь зрителя, все ему объяснить или даже запугать. Режиссер лишь обращает внимание на современные вопросы, но не навязывает свое мнение, а предлагает зрителю самому подумать на различные темы.

Пожалуй, это не лучший фильм Гарланда, но как минимум бессмысленной жвачкой на один вечер его точно не назовешь. Часть проблем перекрывает качественное техническое исполнение, неплохая задумка и хорошие актеры — и этого, пожалуй, достаточно.


Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить