Оглавление

Российские игры про космос

Космические стратегии, симуляторы и ролевые игры от отечественных разработчиков

Со дня полета Юрия Гагарина в космос прошел 61 год. С публикации нашей статьи о том, как российская космическая программа прямо или косвенно упоминалась в видеоиграх, — два года. Ко Дню космонавтики — который уже больше десяти лет официально является не только праздником в СНГ, но и международной памятной датой — вспоминаем о видеоиграх, посвященных космосу и разработанных в России.

Серия Parkan





«Parkan: Хроники Империи» — одна из первых по-настоящему больших и амбициозных игр, разработанных на постсоветском пространстве. Детище легендарной студии Nikita вышло в 1997 году с пафосом — два диска в картонной коробке с красивой картинкой и обилие рекламы в печатных СМИ. В итоге — рекордные для зарождающейся российской индустрии 30 тысяч проданных копий.

Космический симулятор в традициях Elite — с исследованием процедурно сгенерированного сектора галактики — в Parkan органично сочетался с экшеном от первого лица. В этом режиме игрок исследовал космические станции и планеты, торговал и брал на абордаж вражеские корабли, захватывал базы и колонии — основу местной экономики.

В 2001-м появилась «Parkan: Железная стратегия». От космического симулятора отказались в пользу RTS с элементами прямого управления боевым роботом. Вместо открытого космоса — связанные сетью порталов планеты, подлежащие исследованию и захвату с целью накопить ресурсы и построить еще больше боевых роботов.

Кульминацией серии стала Parkan II, вышедшая в 2005 году и объединившая наработки обеих предшественниц — космический симулятор, шутер и сражения целых отрядов за базы и колонии. Отличная для своего времени графика, комплексный игровой процесс — но при этом высокие системные требования и нехватка разнообразия локаций.

История серии завершилась, хотя фанаты наверняка хотели бы увидеть продолжение — возможно, ему нашлось бы место рядом с достаточно успешной Elite Dangerous и попавшей в бесконечный цикл разработки Star Citizen.

Homeplanet





Московская студия Revolt Games собиралась сделать киберпанк-шутер Neuro. Но различные финансовые и организационные трудности помешали воплотить задумки, и проект отправился в анабиоз. Вместо него в 2003 году вышел космический боевик Homeplanet — с минималистичным интерфейсом, линейной структурой миссий и проработанным сеттингом далекого будущего с массой технических деталей. Сюжет повествует о клане Тройден, который изгнан с родной планеты и ищет новый дом, попутно отбиваясь от агрессоров из других фракций.

Авторы гордились «ньютоновской физикой» — инерции корабля при отсутствии гравитации и сопротивления воздуха. Играть в Homeplanet рекомендуется при помощи джойстика, хотя любители отбивать на клавиатурах сложные последовательности и сочетания тоже не будут обижены благодаря гибкой настройке управления.

Спустя год разработчики выпустили самостоятельный аддон «Игра с огнем», углубляющий лор и готовящий игроков к релизу Neuro. Да, в 2006 году шутер все-таки вышел и оказался приквелом космосима — его финал практически является началом первой Homeplanet.

В августе 2019 года Алексей Медведев, руководитель оригинальной команды разработчиков, объявил о создании ремейка с привлечением многих авторов первой игры. Увы, с тех пор новостей о проекте не было.

«Космические рейнджеры»





Не нуждающийся в представлении, обласканный критиками и игроками цикл «Космические рейнджеры» — детище студии Elemental Games из Владивостока, появившееся на свет в конце 2002 года. Симбиоз космической аркады с элементами симулятора, экономической стратегии, RPG — игра черпает вдохновение в Star Control и Sid Meier's Pirates!, но при этом обладает уникальным стилем.

Пять фракций под крылом единого Галактического Содружества торгуют, сражаются, объединяются, решают собственные проблемы и противостоят общему врагу на огромной галактической карте. Игроку дарована полная свобода действий — и, соответственно, различные варианты финала и итогового счета. И все это — в ярком и запоминающемся антураже и с полными юмора и аллюзий текстами. Во второй части, вышедшей в 2004 году, разработчики улучшили все составляющие оригинала и добавили элементы тактической стратегии с участием боевых роботов при захвате планет.

В 2012-м вышло переиздание под названием «Космические рейнджеры HD: Революция» — оно получало обновления вплоть до конца 2021 года, но о каком-либо полноценном продолжении никто до сих пор не заявлял. Специально для любителей текстовых квестов в 2016-м вышла Space Rangers: Quest, однако заметного успеха не снискала.

«Завтра война»





Космосим на основе трилогии «Завтра Война» Александра Зорича — литературного псевдонима дуэта Дмитрия Гордевского и Яны Боцман. За виртуальное воплощение детально проработанной научно-фантастической вселенной отвечала новосибирская студия CrioLand, при помощи 1С выпустившая игру в 2006 году.

В XXVII веке Российская Директория Объединенных Наций колонизировала множество миров и строит самые совершенные космические корабли, попутно сражаясь с инопланетными агрессорами и религиозными фанатиками. И при этом не забывает о традициях — в кабинах звездолетов из отдельных регионов России висят связки чеснока, а за штурвалами сидят муромские богатыри далекого будущего.

В книгах детально описана военная техника, в частности — истребители, способные вести бой и в открытом космосе, и в атмосфере планеты. Это нашло отражение в игровом процессе, но, увы, не помогло разработчикам создать качественный симулятор с удобным управлением. Тем не менее, как взгляд на фантастическое далекое будущее России и пример игры по русскоязычной книге «Завтра война» достаточно интересна.

Трилогия «Звездные волки»





Еще один любимец российских СМИ и гость журнальных обложек — занятный гибрид ролевой игры и тактики. В XXIII веке за влияние в космосе схлестнутся император людей, торговые корпорации, инопланетяне и взбесившийся искусственный разум. Игрок — простой наемник, а «Звездные волки» — его отряд. Все они — бойцы и пилоты, их надо прокачивать, а корабли — модернизировать при помощи оружия и модулей. Выполняем заказы, получаем опыт и деньги, отдыхаем в хабе, тратим гонорары на экипировку. И так сектор за сектором зачищаем космос от неблагонадежных элементов.

Большая часть игры пройдет в космических сражениях, напоминающих стратегию Homeworld, известную продуманной навигацией в звездном пространстве. Проработанная тактика и интересная система развития сделали игру достаточно популярной, чтобы спустя два с половиной года вышло продолжение, а еще через пару лет — аддон с подзаголовком «Гражданская война».
В США и Европе дополнение вышло как полноценная третья часть, что может вызвать путаницу сегодня. Разработкой занимались выходцы из сообщества моддеров — Elite Games, ранее отметившиеся фанатским дополнением «Наследие империи». В 2010 году та же студия анонсировала «Звездные волки 3: Пепел победы», но до релиза проект не дожил.

Star Conflict





Не самая культовая, но точно самая живая на данный момент отечественная игра о космосе и боевых звездолетах. Star Conflict — условно-бесплатный многопользовательский космобоевик от студии Targem Games и издателя Gaijin Entertainment. Первая известна ролевой игрой «Магия Крови», боевыми автогонками Ex Machina и 3D-экшеном «Симбионт». Второй сегодня ассоциируется в первую очередь с War Thunder.

Как и в других подобных играх, в основе — сессионные бои между игроками и кооперативные миссии против компьютерных противников. PvP-сражения делятся на обычные арены и на войну фракций за сектора глобальной карты. Но по-настоящему уникальный для жанра — режим открытого космоса, в котором игрок волен исследовать связанные порталами звездные системы, сражаться с пиратами и пришельцам, а также добывать ресурсы для строительства новых кораблей.

Вместо классов — продвинутая кастомизация кораблей с тонкой настройкой множества модулей, оружия и брони. Ради наиболее эффективных улучшений придется попотеть в игре или заплатить реальные деньги в игровом магазине. Но учитывая, как прекрасен местный космос и как комфортно управление кораблем, поклонникам жанра и сеттинга вряд ли будет скучно проводить в боях долгие часы.

Во времена расцвета российской игровой индустрии игр про космос было не так уж много — чаще в поле зрения попадали стратегии и авиасимуляторы о Второй мировой войне. Но наверняка мы что-то упустили, забыли или сочли недостаточно интересным. Если вы знаете то, чего не знаем мы, или считаете какую-то игру о космосе несправедливо забытой — пишите в комментариях.

Обсудить