Оглавление

Русский космос в играх

Как видеоигры показывают советскую и российскую космическую программу

Каждый год 12 апреля мир отмечает годовщину первого космического полета. А для нашего сайта это еще и отличный повод вспомнить, как игры отдавали дань уважения реальным или гипотетическим достижениям советской и российской космической программы. В этот раз мы будем меньше концентрироваться на широко известных блокбастерах. В списке — неочевидные, давно забытые и даже пока находящиеся в разработке игры, на которые стоит обратить внимание.

Soviet Space Engineers





Польская студия Pyramid Games работает сразу над несколькими необычными симуляторами. В Dinosaur Fossil Hunter они предложат игрокам побыть палеонтологом в поисках костей динозавров, а в Occupy Mars — возможность колонизировать Марс. А третий их проект посвящен будням инженера, который проводит рабочие дни в огромном ангаре, собирая, тестируя и ремонтируя двигатели и прочие агрегаты космических кораблей.

Soviet Space Engineers — тот случай, когда отсылкой является вся игра целиком. Это дань уважения советской космической программе и подарок всем увлеченным этой темой энтузиастам. Они наверняка оценят возможность поработать, пусть и виртуально, с ракетами семейства Р-7. Именно эти носители вывели в космос первый искусственный спутник ПС-1 в октябре 1957-го, а сегодня доставляют на МКС транспортные корабли. И к этому же семейству относится актуальный «Союз-2.1а».

Судить о качестве и глубине проработки этого симулятора пока сложно. Soviet Space Engineers должна была выйти в 2020 году, но релиз отложили на 2021-й. А теперь из-за разразившейся пандемии дату могут сдвинуть еще не раз. Но недавно Pyramid открыла ранний доступ к симулятору механика марсохода Rover Mechanic Simulator. И у игры очень положительные отзывы.

Lifeless Planet





Вышедшая еще в 2014-м Lifeless Planet — детище всего одного человека, Дэвида Борда. Автор просил на Kickstarter всего $8000 — на оборудование и программное обеспечение, необходимые для разработки. Публика пожертвовала на создание почти 18 тысяч долларов и осталась довольна результатом. Вдохновляясь фильмами времен Холодной войны и классическими играми The Dig и Another World, Борд создал историю об одиноком астронавте на пустынной планете.

В поисках коллег по экспедиции, чей корабль разбился при посадке, герой находит следы пребывания людей и даже заброшенное жилье. Судя по предметам быта и архитектуре — советский поселок. За время путешествия игрок соберет по кусочкам историю высадки советских космонавтов и даже повстречает странную русскую женщину, чудом выжившую на этой планете. Ее зовут Аэлита — в честь марсианки из одноименного романа Алексея Толстого.

Атмосферное приключение с несложными головоломками концентрируется на настроении и повествовании через окружение. В этом смысле Lifeless Planet отчасти близка творениям Фумито Уэды (Shadow of the Colossus, Ico) и Дженовы Чена (Journey, Flower). Сейчас Борд занят разработкой «идейного наследника» — игры Lifeless Moon. Деньги на ее разработку также собраны через Kickstarter — cнова около $18000. Релиз запланирован на 2020 год.

Breathedge





Если судить по социальным сетям и комментариям на игровых сайтах, все ненавидят жанр survivalcraft, он же «выживач». Но почему-то все в него играют. Исследуют открытые миры, собирают мусор, рубят деревья, роют землянки. Всячески выживают — сражаясь друг с другом или кооперируясь.

В игре Breathedge от маленькой российской студии Redruins многих элементов — вроде онлайна, зомби, динозавров и деревянных сараев — нет и в помине. Но есть собирательство, создание предметов, исследование и попытки понять происходящее вокруг. А главное — космос, советский колорит, музыка в стиле шлягеров СССР и своеобразный русский юмор.

Главный герой — простой русский мужик, бородатый и немного грустный. Его так и зовут — Мужик. Он летел на звездолете-катафалке, вез гроб с телом любимого дедушки на похороны, но попал в аварию. Теперь он болтается в космосе в компании семейной реликвии — бессмертной курицы. Задачи у Мужика простые — выжить, починить корабль, построить космическую станцию, раскрыть мировой заговор и спасти принцессу. При помощи кувалды, гаечного ключа и синей изоленты.

Breathedge находится в раннем доступе с осени 2018 года и регулярно получает как обновления, так и крайне положительные отзывы от игроков.

Завтра Война





В основе уже позабытого космического симулятора — одноименная фантастическая трилогия «Завтра Война» писателя Александра Зорича. За псевдонимом скрывается дуэт Дмитрия Гордевского и Яны Боцман, но нас интересует не это.

Нас интересует XXVII век по версии Зорича. Время, когда Российская Директория Объединенных Наций колонизировала множество миров и объединила множество более мелких государств и народов, строит самые совершенные космические корабли, воюет с инопланетными агрессорами и религиозными фанатиками-клонами. И при этом не забывает о культурном наследии — в кабинах иных звездолетов висят связки чеснока, а за штурвалами сидят новые муромские богатыри.

Важная особенность книжного первоисточника — детальное описание военной техники, в частности — флуггеров. Эти истребители способны вести бой как в открытом космосе, так и в атмосфере планеты, что стало одной из важных игровых механик. В остальном «Завтра война» опирается на геймдизайн Wing Commander.
К сожалению, ни сеттинг, ни придуманная писателями документация звездолетов не помогли разработчикам создать качественный симулятор с удобным управлением. Как и просто хорошую игру. Дополнение «Фактор К» не спасло ситуацию, а второй аддон — «Священный огонь» — и вовсе отменили.

Но в качестве окошка в фантастическое будущее России как космической державы игра все еще интересна. Отчаянные и смелые могут найти ее в Steam.

Outreach





Стоит упоминания и проект Outreach, новостей о котором нет уже два года. Студия Pixel Spill тизерила игру с 2015 года и должна была выпустить в 2018-м — эта дата до сих пор значится в Steam. Но релиз так и не случился.

Разработчики обещали детективный «симулятор ходьбы», качественную проработку невесомости и достоверный антураж советской космической станции 1980-х, воссозданный по архивным фотографиям. Интерьеры и технические особенности этого условного «Салюта» могли бы стать, по словам автором, одной из двух главных фишек игры.

Вторая фишка — расследование мистического исчезновения экипажа, которое и вел герой этого космотриллера. На станции он должен был отыскать множество данных, противоречащих предоставленной начальством информации и рассказывающих о неизвестных сторонах противостояния СССР и США в годы Холодной войны.
Но все, что у нас есть на апрель 2020-го — сожаления о нераскрытом потенциале так и не вышедшей игры. Хотя официального заявления об отмене проекта нам найти не удалось, сайты игры и разработчика давно отключены.



Это далеко не все упоминания России и СССР в научно-фантастических видеоиграх. В Mass Effect есть системы Гагарин и Терешкова. В StarCraft: BroodWar — вице-адмирал Алексей Стуков. В Vanquish русские террористы захватили власть в стране и угрожали США космическим микроволновым излучателем. В альтернативной реальности Prey не распавшийся СССР участвовал в создании нейромодов и станции «Талос-1». А в Dead Space 3 на орбите Тау Волантис дрейфует фрегат «Брусилов», названный в честь пропавшего без вести российского исследователя Арктики.

Наверняка в комментариях появятся и другие примеры, которые мы забыли, упустили или не включили в список по иным соображениям. Наша задача — напомнить о самом факте существования таких игр, отметить национальный праздник и, может быть, дать старт интересному обсуждению.

Читайте также:


Обсудить