Оглавление

Самые (не)заслуженно требовательные ПК-игры. Часть 1

Cyberpunk 2077, Control, Crysis Remastered и другие графические скандалы последних лет

В последние несколько лет вышло немало блокбастеров, которые требуют мощные видеокарты и многоядерные процессоры с высокой частотой. Причем дело далеко не всегда в трассировке лучей — в той же Red Dead Redemption 2 ее нет, а в 4K с игрой на максимальных настойках едва справляется даже GeForce RTX 3080. Но в RDR 2 хотя бы с порога видно потрясающее качество картинки. В то же время какую-нибудь Control многие считают недостаточно красивой игрой, хотя требования у нее не самые маленькие. Ну а про технические проблемы Cyberpunk 2077 слышал, наверное, каждый.

В этом материале мы попробуем разобраться правда ли, что в последних блокбастерах не такая уж хорошая графика, а системные требования завышены. Но сначала определимся с тем, какие игры сегодня можно считать требовательными к «железу».

Требовательные игры — это какие?



Чтобы это выяснить, сначала обратимся к статистике по оборудованию пользователей Steam. Она поможет понять типичную конфигурацию большинства ПК-игроков. Статистика обновляется по истечении каждого календарного месяца и на момент написания этих строк была актуальна июньская:



Как видим, типичный пользователь Steam имеет:



Получается, что любые игры с минимальными системными требованиями, превышающими среднюю конфигурацию по Steam, можно назвать требовательными. Важно, что минимальными — они обычно означают производительность на средне-низких настройках со стабильными 30 FPS (или 60 FPS у онлайн-игр) в разрешении 1080p.

А если хочется комфортной игры на высоких настройках при частоте кадров не менее 60, то нужно обратиться к рекомендуемым требованиям. И здесь в новинках последних лет зачастую требуется хотя бы 6-ядерный процессор и видеокарта не хуже RTX 2060. Что интересно, доля таких процессоров и видеокарт среди пользователей Steam не такая уж маленькая:





Мы посчитали долю всех видеокарт не слабее GeForce GTX 1060, и получилось 69%. А вот графические адаптеры уровня RTX 2060 или выше имеют лишь 27%. Хотя у каждого 4-го есть сравнительно мощная видеокарта, зачастую с поддержкой трассировки лучей, три четверти игроков все же не могут себе позволить играть в блокбастеры последних лет на высоких настройках даже в разрешении 1920x1080.

Исходя из подобных требований к железу, мы отобрали 10 игр, которые многие считают незаслуженно ресурсоемкими для видеокарты и процессора. Попробуем понять, насколько хороша в них графика и оправданы ли системные требования.

Control



Мифы про качество графики в новинках обычно появляются уже в первый день релиза (а иногда и до). Игроки успевают изучить лишь пролог и скорее делятся наблюдениями в соцсетях, чтобы «набрать классы». Так получилось и с Control. В первые дни после выхода все говорили, что графика здесь «хуже, чем в Quantum Break». На первый взгляд, так и вправду может показаться.



В прошлой игре от Remedy были очень разнообразные локации и пререндеренные кинематографичные ролики с живой лицевой анимацией. В Control в первые часы мы бродим по серым коридорам и офисам, а большинство катсцен просто заскриптованы на движке. Однако в последних лицевая анимация стала на уровне той, что была в пререндеренных роликах Quantum Break (в заскриптованных катсценах при этом лицевой анимации толком не было)!



Что касается локаций, то разнообразие появляется ближе к середине игры, когда серые стены бюрократического аппарата сменяют замысловатые технические помещения, продвинутые лаборатории и различные сюрреалистичные места:



Но куда важнее поговорить о детализации моделей, качестве проработки поверхностей, об освещении и, конечно же, о физике. С первым уже в Quantum Break все было неплохо, но все же встречались угловатые объекты и мыльные текстуры:



К освещению в предыдущей игре от Remedy придраться сложно — оно отлично передавало настроение каждой локации и в то же время позволяло хорошо различать врагов даже в драматично темных помещениях. А в Control появилась трассировка лучей и сделала глобальное освещение честным, когда оно еще и отбрасывает максимальное количество достоверных теней даже от самых мелких объектов:



Но трассировка лучей повлияла не только на освещение и тени. С включенным рейтрейсингом в Control появляются отражения в стеклах, а также во всех полированных или глянцевых поверхностях:



Ну а физика в Control — это что-то с чем-то. В Quantum Break можно было перемещать в пространстве лишь небольшое количество объектов и для динамики часто использовались спецэффекты. А в Control во время сражений вместо банальной пиротехники в воздухе постоянно кружат множество предметов и осколков: взаимодействовать можно вообще с любыми предметами — вплоть до кружек или мониторов с офисных столов!



Как видим, графика в Control все же стала лучше. Если провести в игре побольше времени, это становится очевидно даже без трассировки лучей. Причем системные требования по сравнению с Quantum Break выросли не слишком сильно: если предыдущая игра Remedy хорошо работала на высоких настройках в разрешении 1920x1080 на какой-нибудь GeForce GTX 970, то для Control потребуется чуть более мощная GTX 1060. А трассировкой лучей можно насладиться уже на RTX 2060 (но лучше при этом включить DLSS).

Таким образом получается, что Control — заслуженно требовательная игра. Графика в ней высокотехнологичная и хорошо проработанная, хотя стиль, возможно, и на любителя. При этом системные требования не назовешь заоблачными — все же видеокарта уровня RTX 2060 или выше имеется у каждого четвертого пользователя Steam.

Metro Exodus (+Enhanced Edition)





К играм из СНГ у нас всегда особое отношение — обычно мы им прощаем технические проблемы и недоработки с графикой или анимацией. И хотелось бы сказать, что Metro Exodus оказалась исключением, и в ней все хорошо, но, к сожалению, это будет неправдой — игре есть что прощать.

В плане графики, как и у большинства относительно бюджетных блокбастеров из Восточной Европы, все неоднозначно. Если детализация моделей и окружения, а также качество текстур заслуживают самых высоких похвал, то с освещением и особенно анимациями есть проблемы.

В оригинальной версии 2019 года на выбор предлагалось два варианта освещения — классическое растеризованное и трассировка лучей. Первое сильно полагалось на фальшивые источники света, что имитировало непрямое освещение, но приводило к множеству проблем с тенями и подсвеченными предметами в темных помещениях:



Режим трассировки лучей выключал дополнительные фальшивые источники в помещениях и делал свет более честным, но в гибридном методе из оригинальной версии отсутствовало непрямое освещение, что приводило к кромешной тьме в помещениях:



В прошлом году вышла версия Enhanced Edition с полной трассировкой лучей для освещения и совсем без фальшивых источников. Это сделало новую версию Metro Exodus несовместимой со старыми видеокартами, зато графика в ней заиграла новыми красками. Вот, например, как выглядит то же самое помещение в Enhanced Edition:



За счет появления непрямого освещения, многие помещения в игре стали светлее, но именно так было бы и в реальной жизни. Кроме того, появился цветовой рефлекс — окрашивание соседних поверхностей в цвета друг друга.

Но хватит об освещении. Как уже было сказано выше, с детализацией и текстурами в Metro Exodus все более чем хорошо. Естественно выглядят все материалы: от земли и древесины до металла и кожи персонажей. Выглядят персонажи и вправду отлично, но у них есть проблемы с анимацией: плохо синхронизировано движение губ с речью, а многие жесты во время диалогов какие-то слишком театральные:



Теперь поговорим о системных требованиях игры. Чтобы хоть как-то поиграть в оригинальную версию Metro Exodus в классическом разрешении 1920x1080 без трассировки лучей, потребуется не такой уж мощный компьютер: достаточно старого 4-ядерного Intel Core i5 (или AMD FX) и видеокарты уровня GeForce GTX 1050. Для высоких настроек уже необходим восьмипоточный процессор (старый i7 или AMD FX 8000) и предтоповая видеокарта позапрошлого поколения (GTX 1070 или RX Vega 56). А для включения гибридной трассировки лучей без непрямого освещения потребуется хотя бы GeForce RTX 2060.

Однако, как говорилось выше, в оригинальной версии трассировка лучей не стоит того. Поэтому, если хотите максимально правдоподобную картинку, то лучше запустить Enhanced Edition. Для игры на средних настройках хватит все той же RTX 2060, а вот с максимальными может справиться лишь что-то не слабее RTX 3070.



Можно ли назвать оригинальную или улучшенную версии неоправданно требовательными? Скорее нет, и вот почему. Во-первых, в игре очень просторные локации с огромным количеством объектов. Каждое помещение при этом проработано вручную. Это и порождает значительную нагрузку на процессор, пускай в игре нет полноценного открытого мира. Во-вторых, улучшенная версия лишь немного выросла по системным требованиям по сравнению с оригинальной. Да, она не поддерживает старые видеокарты, но даже бюджетные на сегодняшний день RTX 2070 или RTX 3060 отлично тянут Metro Exodus Enhanced Edition с ее изумительным освещением на высоких настройках.

Кроме того, игра потрясающе выглядит даже с фальшивым освещением, даже на средних настройках графики. И в этом случае достичь 60 FPS в самом популярном разрешении 1920x1080 можно даже на народной GeForce GTX 1060 шестилетней давности.

Исходя из всего вышесказанного, Metro Exodus все-таки оправданно требовательная игра.

Red Dead Redemption 2





Игроки со слабыми ПК часто называют плохо оптимизированными любые новинки, которые медленно работают на их «железе». Однако высокотехнологичная графика, отвечающая последним стандартам качества, всегда была требовательной к видеокартам (а в последнее время — и к процессорам). Хороший пример — ПК-версия Red Dead Redemption 2.

Рассказывая про визуал RDR 2, сложно не начать петь дифирамбы. Картинка здесь соткана из мелочей, завязанных на имитации реальных физических законов. Пожалуй, нет другой игры, где каждая поверхность выглядит так натурально. Где в деревянных домах нет двух одинаковых досок. Где для одного только освещения используется больше технологий, чем в других играх на всю графику (и даже без трассировки лучей результат поражает). Кроме того, в RDR 2 самая правдоподобная анимация всего: от проминаемых снега и грязи до работы мышц у лошадей.



К картинке в игре невозможно придраться. Здесь попросту нет недоработок. Все отлично не только с анимациями, но и с физикой. Даже вода в водоемах ведет себя естественно. Да даже облачное небо и погодные эффекты сделаны почти на уровне последнего Microsoft Flight Simulator!

И какой же компьютер требует вся эта красота? Для разрешения 1920x1080 достаточно все той же несчастной GeForce RTX 2060 (а такая или более мощная видеокарта, напомним, сегодня имеется у каждого четвертого пользователя Steam). А для элитного 4K-разрешения хватит даже среднеуровневой видеокарты последнего поколения, вроде RTX 3060 Ti.



То есть, любой средний игровой ПК 2019 года (или бюджетный 2022) запросто «потянет» RDR 2 в Full HD на средних настройках (на которых игра выглядит не хуже, чем на консолях). И где же здесь, извините, «плохая оптимизация»?

Crysis Remastered





Первые три игры оказались заслуженно требовательными. А что же с ремастером первой Crysis? Спойлер: все очень плохо. Это как раз тот случай, когда системные требования неоправданно высокие. Доходит до того, что ремастер иногда выглядит даже хуже оригинала! Но — обо всем по порядку.

Начнем с хорошего. В ремастере первой Crysis появилась трассировка лучей, но не простая, а софтверная. Она может работать на любых видеокартах, при этом потребляет не слишком много. Благодаря ей затенение пришло в порядок и появились разные оттенки освещения внутри помещений:



Увеличилась и детализация. Например, костюмы персонажей стали более рельефными:



А также значительно улучшилась прорисовка ландшафта, особенно вдали:



Однако многие сцены из-за урезанных спецэффектов стали выглядеть заметно проще:





А переделанное освещение тоже иногда подводит:



Видимо, все дело в том, что за основу бралась консольная версия оригинальной игры.

Стала ли игра выглядеть лучше в целом? Определенно. Однако во время игры в динамичный шутер на многие улучшения вряд ли будешь обращать много внимания. Да и не всегда ремастер выглядит лучше оригинала. Стоит ли ради всего этого обзаводиться новой мощной видеокартой? Скорее нет.

Cyberpunk 2077





А с этой игрой самая интересная ситуация из всей подборки. Cyberpunk 2077 медленно работает даже на самых мощных ПК не потому, что здесь плохая оптимизация или слишком навороченная графика. На деле ситуация скорее где-то посередине — разработчики перестарались с детализацией многих даже самых незначительных объектов:



Да и фальшивых источников освещения расставили столько, что на первый взгляд растеризация кажется не хуже трассировки лучей (но только на первый взгляд):





Про освещение с трассировкой лучей можно говорить долго. Только с ней Cyberpunk 2077 по-настоящему расцветает: появляется глобальное освещение с рассеянным светом, полноценное затенение во всех самых укромных уголках, а небо ведет себя как огромный источник света, который с помощью диффузного освещения точно передает информацию о цвете материалов поверхностей. Хотя последние отлично выглядят и без рейтрейсинга:



К патчу 1.5, вышедшему в начале этого года, производительность несколько подросла, а также пропали фризы во время езды на транспорте. Но это в первую очередь касается современного «железа» и SSD, а владельцы медленных жестких дисков и устаревших 4-ядерных процессоров все еще испытывают проблемы.

Что в итоге? В Cyberpunk 2077 и правда передовая графика. По качеству проработки с ней может сравниться разве что Red Dead Redemption 2. Но там совсем другой сеттинг, и сравнивать напрямую сложно. Из похожего вспоминается разве что Watch Dogs: Legion, но там графика все же попроще:



Получается, что Cyberpunk 2077 самая красивая игра в своем сеттинге. Да и трассировка лучей в ней используется заметно эффективнее, чем в предшественницах. По этой причине мы все же не можем назвать Cyberpunk 2077 неоправданно требовательной, пускай для игры в 4K ей и нужна GeForce RTX 3080.

Напоследок скажем крамольную вещь. Разрешению 1920x1080 давно пора на пенсию. Насыщенность графики деталями в играх уже перешагнула возможности стандартных мониторов. Это особенно хорошо заметно в последних Total War — издалека в 1080p армии превращаются в мешанину разноцветных пикселей, а в 4K можно рассмотреть каждого солдата отдельно. Но и в приключенческих боевиках последних лет пейзажи можно хорошо рассмотреть только в 4K, а волосы у персонажей в Full HD часто становятся пиксельными.

Поэтому с приходом новых консолей, изначально заточенных под 4K, а также с новыми сверхмощными видеокартами и прорывными технологиями вроде DLSS пора уже переходить в дивный новый мир сверхвысоких разрешений.


Во второй части материала поговорим про Assassin’s Creed: Valhalla, Resident Evil: Village, Battlefield 2042, God of War и Dying Light 2.

Обсудить