Самые оригинальные способы борьбы с игровыми хулиганами
Церковный вирус, стыдные ачивки, рукоприкладство и другие способы наказания за беспредел
Мы уже рассказывали, какие уловки придумывают разработчики, чтобы наказать пиратов, читеров и ливеров, а также хитрецов, жульничающих в одиночных играх. Теперь же поговорим о другой категории — игровых хулиганах. Как правило, любая виртуальная вселенная работает по тем же принципам, что и наша действительность, и разнообразные проступки тут рано или поздно замечают. Обычных игроков это никак не останавливает. Они постоянно испытывают игры на прочность, чтобы как следует пошалить. Рассказываем, как разработчики борются с проказниками всех мастей.
Брань
К ругани можно относиться по-разному, но сквернословие в обществе все еще считается неприличным поступком. Для матерщинников разработчики оставляют специальные наказания. Особенно это касается старых текстовых квестов 70-х и 80-х годов прошлого века. Чтобы продвинуться по сюжету, игрок набирал команды на клавиатуре. Иногда они звучали совсем не так, как задумывали авторы, а походили на откровенную брань.
Результат получался разным. Авторы A Tangled Tale в ответ брюзжали насчет скудного словарного запаса игрока и стыдили за отсутствие хороших манер, а создатели The Big Sleaze называли сквернословов прыщавыми подростками, дорвавшимися до компьютера. В Adventure F: The Eye of Bain героя едва не убивала молния. Very Big Adventure запирала игрока в Ругательной Коробке с умывальником и куском мыла и предлагала вымыть рот. В The Prisoner героя отправляли в больницу проходить реабилитацию из-за антисоциального поведения.
Некоторые геймдизайнеры подходили к наказаниям еще креативнее. Когда игрок матерился в Red Moon, на него выпрыгивала Мэри Уайтхаус и шлепала по ногам. Шутка в том, что Мэри Уайтхаус была известной общественной активисткой и фанатичной блюстительницей морали в Великобритании. В Valhalla к герою тоже выбегала некая Мэри (вероятно, все та же) и хорошенько била его. А в Earthbound после третьего по счету ругательства игрока разносила на куски целая шайка Уайтхаусов, тем самым завершая игру. Game Over за ругань был еще в нескольких квестах: в Caskird, Adventure и Mindbender. В Witches' Cauldron игрок сначала терял очки, а при повторной брани его убивал удар молнии. Но все это ерунда по сравнению с Madmox the Mad Axe Giant, Project X The Micro Man и Valkyrie. В отместку за грубые ругательства они отправляли компьютер на перезагрузку.
В серии игр-викторин You Don’t Know Jack наказания за мат — многолетняя традиция. Если вместо ответов на вопросы посылать ведущего, он оштрафует игрока на большую сумму денег. Если два других участника тоже начнут ругаться, игра попросту завершится досрочно.
Забавное наказание придумал один из авторов SimCity 2000, программист Джон Росс. Если во время игры часто вбивать Darn, Heck или Damn (разные вариации «черт побери»), все постройки в жилых районах начнут превращаться в церкви. Суть в том, что обычный пользователь не может строить храмы. Время от времени они появляются случайным образом и фактически лишь занимают место, не принося налогов. Если же игрок нарвался на церковный вирус, как его прозвали фанаты, весь город становится убыточным. Единственный выход — перезапускать игру.
Наконец, самый свежий пример наказаний за ругань — хоррор Phasmophobia, в котором группа игроков берет на себя роль охотников за привидениями. Их задача — собрать как можно больше информации про духа, обитающего в локации, и вовремя уйти. Проблема в том, что призраки реагируют на голоса игроков, и если их разозлить, то могут напасть. Особенно их раздражает ругань, что дополнительно усугубляет ситуацию для охотников, которые в тяжелой ситуации не могут удержаться от крепких выражений. Впрочем, есть те, кто намеренно распекает привидений, чтобы добавить эмоций.
Извращения
В играх часто встречаются туалеты. Мужской и женский, как и в жизни. Казалось бы, чего тут такого? Однако виртуальные миры работают по своим правилам и законам. И если в жизни за попытку заглянуть в дамскую комнату можно получить по физиономии, то в играх все не так. Чтобы остановить особо любознательных и напомнить о приличиях, разработчики придумывают разные способы. Если в Mass Effect 2 зайти в дамскую уборную, бортовой ИИ корабля «Нормандия» СУЗИ намекнет Шепарду, что ему надо в другую сторону.
В первой Deus Ex можно заглянуть в женский туалет и засмущать одну из сотрудниц. После этого шеф UNATCO пристыдит Джей-Си Дентона, а сама девушка еще долго будет припоминать ему это в диалогах. В Deus Ex: Human Revolution встречается похожий эпизод. Стоит Адаму Дженсену пошарить в дамских кабинках «Шариф Индастриз», как глава отдела информационной безопасности Притчард напомнит герою, что тот еще не стал женщиной и должен держаться подальше от чужого туалета.
Иногда авторы награждают хулиганов достижениями, чтобы и они сами, и другие игроки запомнили их выходки. Например, в Duke Nukem Forever можно вытащить из унитаза какашку и бросаться ей в стены. Мало того, что Дюк будет всячески выражать свое отвращение к игроку, — тот еще получит ачивку «Вор дерьма».
Шутить над подобными игроками очень любит геймдизайнер Хидео Кодзима. В Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty Райден может зайти в женский туалет, но с ним тут же свяжется Роуз и выскажет ему все, что думает. Если же постоянно пялиться на постеры с полуголыми девушками или пытаться сфотографировать, что у заложниц под юбкой, Роуз пригрозит, что не будет сохранять игру, пока Райден не извинится. В Death Stranding есть похожая ситуация: если долго смотреть на промежность Сэма, тот в какой-то момент покажет игроку средний палец, а затем ударит по камере.
Впрочем, гораздо чаще игроки норовят поглазеть на женское тело. Если в Resident Evil 4 пытаться заглянуть под юбку Эшли, она назовет героя извращенцем. Правда, тут доходит до смешного: Леон прослывет развратником, даже если упадет рядом с девушкой, проводя боевой прием. Игроки рассказывают, что то же самое произойдет, если под ноги Эшли закатится отрубленная голова персонажа.
Часто авторы наказывают игроков-вуайеристов так же, как и в Duke Nukem Forever — достижениями. «Ей-богу, я нечаянно!» в Lollipop Chainsaw выдают тем, кто заглянет под юбку героини Джульет Старлинг. Чтобы получить «Что ты делаешь?» в NieR: Automata, под юбку 2B нужно заглянуть уже 10 раз. Так что ни о каких «я случайно!» не может быть и речи.
В Metal Gear Solid HD Collection есть сразу три ачивки для бесстыдников: «Секстинг», если послать Отакону фотографию морпеха без штанов, «Будка для поцелуев», если в раздевалке залезть в шкафчик и чмокнуть постер с полуголой девицей, и Snake Beater (похабную игру слов оставим без перевода), если долго смотреть на другой постер, а затем позвонить Отакону.
В самом начале Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots можно заработать достижение «Обращаться с осторожностью», если в попытке слиться с окружением три раза подряд тронуть статую за причинное место (Снейк его попросту случайно отломит).
Достижение «Любовник» в Fable 2 можно получить, если 25 раз заняться любовью или подсмотреть, как это делает другой герой. Похожим образом ачивку «Извращенец» в South Park: The Stick of Truth дают игроку, который в течение минуты наблюдает, как родители главного героя занимаются сексом где-то на заднем плане. Другим «Извращенцем» награждают в Penny Arcade Adventures: Episode Two, если 5 раз щелкнуть на яички висящего на стене чучела.
Изредка нахальство приводит к досрочному game over. Например, если в Dishonored запрыгнуть в ванну к купающейся Каллисте, игра завершится уникальной фразой «заговор Лоялистов распущен из-за неразрешимых противоречий».
Игра на нервах
Мало кому нравится, когда ему или ей действуют на нервы. Разработчики это прекрасно знают, поэтому когда игроки начинают доставать персонажей, те могут неожиданно ответить, как в квесте Sam & Max Hit the Road. Если упорно пытаться подобрать предметы, которые нельзя поднять, Сэм обидится и заскулит, а Макс пообещает оторвать игроку руки.
Впрочем, редко когда пользователи отделываются так легко. В The Legend of Zelda: Breath of the Wild есть девушка Магда, которая выращивает целые поляны цветов. Она убедительно просит Линка не топтать растения и не причинять им вред. Если игрок три раза наступит на цветы или срежет их, Магда впадет в слепую ярость, вытопчет свои же посадки и изобьет героя, отняв у него три жизни.
Похожим образом Линк может вывести из себя мирного Хинокса в The Legend of Zelda: A Link Between Worlds. Циклоп прячется в пещере за одним из водопадов и просит героя оставить его в покое. За молчание он дает Линку 5 рупий. Если игроку этого покажется мало, и он откажется уходить, Хинокс будет с каждым разом повышать сумму и в итоге предложит 300 рупий. Но если продолжать упорствовать, циклопу надоест вымогательство: он назовет Линка монстром, потребует свои деньги назад и нападет на героя (из-за эффекта неуязвимости убить его не получится).
В Mother 3 можно разозлить не кого-нибудь, а Статую Короля. На самом деле это секретный босс, который нападает на команду, если три раза кряду осматривать его и в процессе проявить враждебность. Проблема в том, что Статуя — сильнейший враг в игре, у нее невероятные 100 млн очков здоровья. Победить босса можно лишь при помощи пары неочевидных трюков. Некоторые игроки умудряются справиться и без них, правда, такие битвы занимают очень много времени.
Иногда авторы любят наказывать тех, у кого чешется палец на спусковом крючке. Например, Белло, владелец главного магазина в Enter the Gungeon, очень не любит, когда кто-то начинает палить в лавке. После первого выстрела он делает герою предупреждение, после второго — удваивает цены, а на третьем — сам хватается за дробовик. Если игрок выживает, Белло телепортирует его прочь из магазина и больше не будет ничего продавать до конца прохождения.
В Blade Runner правила еще строже: стоит лишь вытащить пистолет в оружейном магазине Боба больше одного раза, как хозяин пристрелит Рэя на месте. Спящий Ирокез Плискин (он же Солид Снейк) в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty тоже не любит, когда на него наставляют пушку, но стрелять он начнет, если начать его пихать и мешать дремать.
В Grand Theft Auto 5 это тоже продумали: если стрелять по домам других главных героев из автомата или гранатомета, те позвонят и наорут на беспредельщика. А если отыскать их на просторах игрового мира и упорно преследовать, то они нокаутируют персонажа. С некоторыми прохожими в игре это тоже работает, только они не вырубают протагониста сразу, а либо нападают, либо звонят в полицию.
Наконец, того же результата можно добиться, если задирать товарищей в Red Dead Redemption 2. Стоит в лагере банды начать говорить всем гадости, то рано или поздно кто-то обязательно врежет Артуру по морде и оттащит его подальше от стоянки, чтобы тот охладил пыл.
Конечно, далеко не всегда в играх наказывают за плохое поведение. В конце концов, если бы в них нельзя было хорошенько повеселиться, они бы не были и вполовину так увлекательны. С другой стороны, те игры, где наказания все же есть, лишний раз напоминают, что за плохие поступки обычно приходится расплачиваться.