Оглавление

Самые оригинальные способы отучить игроков жульничать

Удаление сохранений, взрывающиеся персонажи и другие способы наказать за обман в одиночных играх

Мы уже рассказывали, на какие хитрости идут создатели, чтобы наказать игровых пиратов и жуликов (дезертиров и читеров из мультиплеерных матчей). Настало время поговорить о тех, кто прибегает к обману в одиночных играх, — пользуется чит-кодами и ищет другие возможности облегчить себе жизнь. Далеко не все разработчики смотрят на это спокойно. Некоторые заранее продумывают изощренные наказания. О них — наш материал.

Нравоучения, отключение достижений и удаление сохранений





Наверное, нет такого игрока, который хотя бы раз в жизни не пользовался чит-кодами. В современных хитах их почти не увидишь, зато раньше они были у всех на слуху. Почему же тогда за их применение наказывали? Все потому, что любой чит — обман. Они упрощают прохождение или получение достижений, а это уничтожает всю суть игры, в которой ты должен приложить усилия, чтобы добиться успеха.

Тогда можно услышать другой вопрос: зачем вообще оставлять читы в игре, если их запрещают использовать? Тут достаточно знать, для чего они нужны самим разработчикам. Читы — отладочные коды, которые незаменимы при тестировании игры. Вбивая разные комбинации, авторы могли проверить билд со всех сторон. Когда наступало время релиза, читы оставляли внутри. Во-первых, они могли еще понадобиться авторам. Во-вторых, они были так глубоко вшиты в код, что никто не хотел их оттуда вытаскивать и создавать новые ошибки. Поэтому для простых игроков, решивших добраться до читов, разработчики нередко готовили ловушки и наказания.



Самый простой способ — надавить на совесть или самолюбие. При нечестном завершении уровней в Blood, Portal и «Героях Меча и Магии 3» геймера обвиняют в жульничестве. В «Космических рейнджерах» раньше и вовсе существовала отдельная таблица рекордов для читеров. Авторы Perfect Dark подавали издевку с выдумкой: у жуликов статус завершенной миссии менялся на «Обманута», а статус агента — на «Опозорен».
Другие авторы стыдят жуликов прямо в процессе. Если в стратегии Metal Fatigue геймер вбивает код на быстрое получение ресурсов, всем остальным игрокам приходит сообщение, что он «жульничает, как скользкая крыса». В Theme Hospital игрока по громкой связи называют читером, а в Star Wars: Dark Forces намек прячется прямо в названии кода — IAMLAME (буквально «Я — отстой»). В Postal 2 режим читов активируется словом Sissy (с англ. — слабак, неженка), а при введении каждого нового кода Чувак осыпает игрока ругательствами. Похожим образом жулика отчитывает рассказчик в The Stanley Parable: стоит лишь попытаться активировать читы, как игрока перемещают в Серьезную Комнату, в которой долго ругают.

The Stanley Parable


Впрочем, простые нравоучения редко когда действуют, поэтому разработчики прибегают к куда более радикальным методам. Например, покушаются на игровые достижения. В Duke Nukem 3D: Megaton Edition жулик получает ачивку «Стыд», а в Superman Returns — «Не такой уж Супер». Авторы Spore поступили еще жестче: нечестным игрокам выдают знак отличия «Шулер», после чего те больше не могут получать достижения в текущей игре.

Как стыдят в Duke Nukem 3D


Другие разработчики стараются посильнее испортить жуликам праздник. В Saints Row: The Third при введении кодов отключаются не только достижения, но и функция автосохранений (записывать прогресс вручную все еще можно). Valkyrie Profile 2: Silmeria намертво зависает на битвах, причем эта проблема поражает файлы сохранения, так что жулику приходится начинать игру заново. Куда жестче наказывали создатели Donkey Kong 64. Если жулик использовал устройство Gameshark для взлома кодов, игра попросту «ломалась»: герой не мог поднимать предметы и умирал от одного удара. Стоило читеру после этого еще и сохраниться, картридж оказывался поврежден навсегда.

Не менее суровой была кара в Banjo-Kazooie. Читы можно было вбивать в песчаном замке на одной из локаций, например, коды для открытия дверей и уровней в обход головоломок. Но если игрок вводил их более двух раз кряду, игра просто удаляла все сохранения. По сравнению с этим, ловушка в The Lion King кажется цветочками: жулика отбрасывали на второй уровень платформера — один из самых сложных в игре.

Тормозили прогресс жуликов и в серии SimCity. Если в первой части слишком налегать на код для дополнительных денег, город игрока пострадает от землетрясения. А в SimCity 2000 код выдает деньги не за просто так, а в кредит под 25%, фактически вгоняя жулика в долги.

Часто разработчики оставляют читерам довольно забавные ловушки. Например, в симуляторе бога Afterlife можно, как и в SimCity, злоупотреблять кодом на дармовые деньги. Но в этом случае игрока прилетит карать Звезда Смерти. Объясняется это просто: игру создала компания LucasArts, основанная Джорджем Лукасом. Авторы The Suffering тоже решили подшутить над жуликами: если ввести больше двух читов, страшные картинки, периодически мелькающие на экране, будут пугать игрока вдвое чаще обычного.

Звезда Смерти в Afterlife


Особенно разработчики любят издеваться над самым известным читом — кодом Konami. Как правило, он приносит пользу, но в некоторых играх — наоборот. Стоит его ввести в Gradius 3, как звездолет игрока внезапно взрывается, в Pop'n TwinBee корабль падает на землю, в Scott Pilgrim vs. the World герой умирает, в Manx TT SuperBike мотоциклы превращаются в овец, а в Silent Hill 3 у детектива Дугласа пропадают штаны и рубашка (так и стоит в трусах и в пальто).

Manx TT SuperBike


Случается, что игроки пытаются вбить коды одних игр в других, и порой это тоже не остается безнаказанным. Например, если применить читы из первой Descent в Descent 2, космолет игрока лишится энергощитов. Если в Tomb Raider 2 ввести чит на оружие из первой части, Лара Крофт просто взорвется. То же самое и с Crusader: No Regret. Если попробовать активировать режим читов тем же кодом, что и в Crusader: No Remorse, героя телепортируют на секретный уровень, где нет укрытий, зато есть сразу 8 копий финального босса, преследующих жулика под рождественскую музыку. Но даже если одолеть их всех, персонаж все равно разлетится на куски.

Crusader: No Regret


Авторы игр любят подшучивать и над известными кодами из Doom. Если в Mechwarrior 2 ввести IDKFA, герой автоматически катапультируется из кабины меха, миссия будет проиграна, а на экране появится сообщение: «Это не Doom, пацан». Посмеялись и создатели Heretic: в ней культовые читы приносят совершенно обратный эффект. Так, IDDQD не наделяет героя бессмертием, а убивает его. А IDKFA не дает все оружие, а отбирает, оставляя игрока с убогой палкой наперевес. Кстати, настоящий код на неуязвимость из Heretic убивает уже героя ее сиквела — Hexen.

Heretic


Наказания за воровство, махинации и жульничество по жизни



Далеко не всегда геймеры соглашаются играть по правилам, поэтому пользуются эксплойтами — лазейками, позволяющими сократить путь там, где не положено, или прикарманить то, что нельзя.

Paper Mario



Явные примеры такого жульничества — перезагрузки и перевод системных часов. В Paper Mario: The Thousand-Year Door есть лотерея. Билет со случайным номером стоит сперва 10, а затем 100 монет. Попытать счастья во второй раз можно лишь на следующий день. Логично, что в случае проигрыша возникает искушение перемотать часы консоли Gamecube на день назад. Но оказалось все не так просто. Мало того, что с лотерейщиком случится истерика, так он еще в качестве наказания задерет цену на билеты до 500 монет. Не позволяет жульничать и автор The Longing — игры, которую можно завершить, лишь прождав 400 дней реального времени. Стоит похимичить с часами, и герой окажется в темнице с гирей на ноге. И чтобы выйти оттуда, игроку придется 400 раз щелкнуть по кнопке «Раскаяться».

The Longing


Есть лазейка и в серии Animal Crossing (за исключением Animal Crossing: New Horizons): если перезапускать игру и переводить часы, можно, например, обновить каталог товаров в магазине, пока не выпадет нужный предмет. Но когда игрок выключает игру без сохранения, а потом запускает снова, на экране появляется недовольный крот Мистер Ресетти (от англ. reset — сброс, перезагрузка), который, разрушая «четвертую стену», разражается лекцией о пользе сохранений. Чем больше сбрасывать игру, тем злее будет крот и тем длиннее окажутся его нотации.

Часто перезагрузки используют, чтобы добиться победы в мини-играх. В квесте Codename: Iceman нужно сыграть в кости с одним из персонажей. Но стоит перезапустить игру более двух раз, как тот откажется продолжать, обвинив героя в жульничестве. В Jade Empire кара еще хуже: если победить соперника в кости Даошэня 20 раз подряд, постоянно загружая сохранения, он просто взорвется.

Jade Empire


Читеры также часто прибегают к нечестному обогащению в играх. В «Ведьмаке 3» есть способ быстро набить карманы золотом в начальной локации. Для этого нужно убивать коров в Белом Саду, собирать с них шкуры, медитировать и повторять весь процесс. Однако за шкурой самого жулика тут же прибежит огромный черт — высокоуровневый монстр, который пока еще не по силам игроку. Даже если получится одолеть чудище, его место займет новый черт. В дополнении «Каменные сердца» авторы еще и пошутили на эту тему. К Геральту приходит сборщик налогов, который спрашивает с героя о нечестных способах заработка, включая добычу коровьих шкур. В зависимости от ответов игрок получит либо диплом законопослушного налогоплательщика (даже если жульничал), либо счет на оплату налога.

Сборщик налогов в «Ведьмак 3»


В The Legend of Zelda: Link's Awakening в одном из магазинов можно обхитрить продавца и украсть товар прямо с полки. Из-за этого до самого конца игры имя героя поменяется на «ВОР», а если вновь вернуться к торговцу, тот поджарит Линка магией. Причем наказание работает как в оригинале 1993 года, так и в ремейке 2019-го.

Разработчики не дают хитрить даже в амурных делах. В Persona 5 можно попробовать встречаться хоть с десятком девушек одновременно, но на день святого Валентина все они просто побьют героя за измену. Точно так же и в «Ведьмаке 3»: если крутить роман сразу и с Йеннифер, и с Трисс, они предложат Геральту провести ночь втроем. Вот только все закончится совсем не так, как хочется игроку: девушки прикуют к кровати горе-любовника и просто уйдут.

Persona 5 Royal


Случается, что геймеры норовят обойти отдельный отрезок игры, не желая напрягаться. В The Legend of Zelda: Ocarina of Time герой должен доставить предметы из одной локации в другую за отведенное время. Если попытаться при помощи песен телепортироваться в нужное место, таймер тут же сбросится до нуля, и придется начинать заново.

В South Park: Fractured But Whole одна из дверей закрыта на кодовый замок. Если ввести верную комбинацию сразу, не заглядывая в дневник, Картман назовет игрока Томом Брэди (герой громкого скандала о мошенничестве в американском футболе). Точно так же обстоят дела в задании «Охота за сокровищами» в Prey, в котором нужно отыскать карты, а затем и цифры кода к тайнику с наградой. Если следовать правилам, игрок получит чип, повышающий характеристики костюма. Но стоит полениться и ввести цифры сразу (к примеру, узнав код в интернете), геймер получит другой чип, который уже понижает свойства скафандра.

South Park: Fractured But Whole


В Slender: The Arrival можно выйти за пределы карты, чтобы попробовать избежать встречи со Слендерменом. Все зря: со словами «Даже баг не спасет тебя от меня» монстр пугает жулика, и игра заканчивается.

Если в квесте An Inside Job в World of Warcraft попытаться проникнуть в лагерь врага не скрытно, а на летающем маунте или при помощи артефактов, маг Кадгар телепортирует игрока к себе, накричит и заставит начать заново.
В Crash Bandicoot: Warped во время битвы с Тигром Тайни игроки могут не уворачиваться от голодных львов, а встать в левый верхний угол арены, и звери даже не заденут героя. Но если попытаться повторить этот трюк в Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, зрители закидают Крэша сыром. Это намек на выражение cheese strategy (буквально — «сырная стратегия»): манера проходить сложные места в играх, используя разные эксплойты.

N. Sane Trilogy


Напоследок еще несколько наказаний для жуликов.





Ultima 7


Конечно, использование чит-кодов в одиночных игр — детские проделки по сравнению с читерами в мультиплеере. И хотя такие хитрецы никому не вредят, они нарушают принципы честной игры. Поэтому разработчики стараются направить начинающих жуликов на истинный путь, пускай порой и очень суровым способом.

Обсудить