Оглавление

Самые впечатляющие спидраны: от 60 тысяч попыток до игры вслепую

Мы рассказываем о достижениях спидраннеров, в которые поначалу даже не верится

Что делать, когда в любимой игре уже изучен каждый пиксель, а счетчик игрового времени отображает четырехзначное число? Конечно же, попробовать пройти ее как можно быстрее. Многие преуспевают в этом настолько, что устанавливают рекорды, в которые просто трудно поверить. Именно такие впечатляющие спидраны мы и собрали для вас в этой подборке.

Doom





Doom — игра со старейшим спидраннерским сообществом. Во многом так получилось благодаря возможности записывать прохождение в особый файл, чтобы затем воспроизвести прямо в самой игре. Такие демки (их еще называют LMP) весили смешные килобайты и их можно было легко передать даже через медленный интернет середины 90-х. Программист Энди Кемплинг пошел еще дальше и модифицировал движок Doom так, что можно было не только записывать демки, но и замедлять геймплей. А спустя некоторое время появился сайт, давший название целому направлению спидранов, — Tool-Assisted Speedrun.

Именно благодаря LMP удалось зафиксировать рекордное время прохождения первого уровня Doom в 1998 году. Оно составляло 9 секунд. Этот рекорд продержался более 20 лет, пока в феврале 2019-го ютубер 4shockblast не улучшил результат ровно на секунду. Для человека не в теме это может показаться смешным. Чтобы полностью понять всю значимость произошедшего, нужно углубиться в детали.



Начнем с того, что для такого результата нужно использовать особую технику движения — так называемый straferunning. Его можно выполнить двумя разными способами: SR40 и SR50. Не вдаваясь в лишние подробности, сразу скажем, что SR50 — это техника движения в Doom, позволяющая набрать 141% нормальной скорости. Но выполнить ее крайне трудно: нужно зажимать сразу 5 клавиш, не забывая при этом открывать двери и менять направление движения.

Если бы на уровне не было противников, построить оптимальный маршрут и завершить его за 8 секунд было бы намного проще. Но оригинальный рекорд в 9 секунд был взят на сложности Ultra Violence, где любое касание сбивает скорость персонажа. Поэтому игроку 4shockblast требовалось не просто пройти уровень по оптимальному маршруту, но и не зацепить ни одного врага.
Кроме того, в оригинальном пробеге при открытии дверей тоже терялись фреймы (минимальная неделимая единица измерения времени спидрана). Чтобы уложиться в 8 секунд, нужно было открывать двери на несколько фреймов раньше.

В общем, неудивительно, что ютуберу в итоге пришлось предпринять около 50 тысяч попыток, прежде чем побить рекорд.

Mirror’s Edge





Игра про паркур и скорость как будто специально создана для спидранов. В качестве примера мы выбрали одно из ранних видео от известного в сообществе игрока Ovendonkey, в котором он завершил первую ME за 55 минут и 37 секунд. Да, это уже далеко не самое быстрое прохождение Mirror's Edge, и некоторые приемы из использованных уже успели устареть. Зато здесь можно спокойно посмотреть на по-настоящему профессиональный спидран без провалов в текстуры и других глитчей.

Любопытно, что в Mirror's Edge: Catalyst один из забегов на время разработчики явно назвали в честь Overdonkey.

Half-Life 2





В отличие от упомянутого выше спидрана Mirror's Edge, в этом скоростном прохождении Half-Life 2 игрок под ником waezone максимально использует ошибки и другие особенности движка. В HL2 есть огромное количество трюков для сокращения времени прохождения, и на видео спидраннер постоянно перезагружает и удаляет сейвы, двигается спиной вперед и летает через весь уровень, чтобы «пробежать» всю игру меньше, чем за час.

Two Worlds





Игры с открытым миром оставляют больше возможностей для спидраннеров, ведь зачастую до финальной цели можно дойти сразу же после начала игры. На этом, например, основаны спидраны Morrowind и Oblivion. В случае с Two Worlds получилось еще веселее: финального босса можно встретить уже спустя минуту после начала игры, но из-за низкого уровня героя его нереально победить. Поэтому раннеры идут на хитрость — если враг ударит по герою фаерболом и рядом окажется кто-то из NPC, его тоже зацепит заклинанием. Провокация удается — разозленные NPC из поселения по соседству вступаются за пострадавшего собрата, толпой атакуют и убивают противника. Благодаря глитчу, герою остается только встать рядом с трупом, чтобы запустилась финальная катсцена.

Battletoads





Если ваше детство пришлось на 90-е, вы не можете не знать Battletoads — одну из самых сложных игр на NES (да и не только). Многим так и не удалось пройти тот злосчастный турбо-тоннель.

А вот на видео выше игрок из Мексики проходит Battletoads всего за 12 минут. Чтобы достичь такого результата, он пользуется варпами (так называются любые действия, которые позволяют пропускать большие куски уровней) и багами игры, однако в спидране полно моментов, где спасает только мастерство. На деле глитчей больше, чем показано в видео, но на уровнях полно триггеров и без их активации путь не считается пройденным. Поэтому раннерам приходится справляться с многими испытаниями честно. Но и тут есть свои хитрости. Например, у подводных шипов фактически нет нижней половины. Под ними можно свободно плавать и не получать урона. Это хорошо видно на 06:00. Рекомендуем также посмотреть полноценное идеальное прохождение: без урона, варпов и читов.

На момент публикации этой статьи мировой рекорд принадлежит другому топовому спидраннеру с ником Jay Cee. Смотреть можно любой спидран, ведь техника прохождения уже, можно сказать, доведена до совершенства. Для сравнения посмотрите спидран на 16 минут. Чтобы показать даже такое время нужно месяцами упорно тренироваться, однако разница в темпе заметна сразу. Особенно на ледяном уровне.

Tetris The Grand Master 3: Terror-Instinct





«Тетрис» занимает не последнее место на сайте speedrun.com, а особой популярностью пользуется его аркадная версия под названием Tetris The Grand Master 3. Игра сама по себе ничем не примечательна, но вы только посмотрите с какой скоростью спидраннер складывает фигуры. Комментарии тут излишни.

Pokemon Blue и Pokemon Yellow





Вы когда-нибудь пробовали играть в одиночку в кооперативную игру, одновременно управляя сразу двумя персонажами? Или в два окна в какую-нибудь MMORPG? Спидраннер MeGotsThis пошел еще дальше: он решил пройти сразу две игры параллельно на одном геймпаде.

Спидран на видео осложняется рассинхроном. Дело в том, что Pokemon Yellow — это специальное издание, которое немного отличается от оригинальных версий Blue. В первую очередь, скоростью работы: желтое издание медленнее из-за более продвинутой графикой. MeGotsThis использовал одну половину своего геймпада от Xbox в качестве контроллера для версии Blue, а вторую — как контроллер для Yellow. По причине существенной задержки «желтой» версии ему пришлось следить одновременно за двумя экранами, на которых происходили разные события: например, он ходил по городу в Blue и параллельно на соседнем экране сражался с покемонами в Yellow.

Castlevania: Aria of Sorrow





Каким бы талантливым ни был спидраннер, у человеческих возможностей есть свой предел и порой для исполнения некоторых трюков их оказывается недостаточно. Кроме того, при спидранах нередки ошибки, которые отнимают критически важные фреймы. По этой причине некоторые рекорды на деле принадлежат не людям, а программам-эмуляторам. Самая известная такая программа — TASBot, созданная Аланом Сесилом. TASBot подключается непосредственно к игровой консоли и имитирует нажатия кнопок контроллера. На видео программа проходит Castlevania: Aria of Sorrow. Тут сложно даже просто уследить за действиями персонажа, не говоря уже о том, чтобы повторить их самостоятельно, — обратите внимание на индикацию нажатия кнопок в углу экрана.

Castlevania: Symphony of the Night





Когда хочется еще усложнить задачу, ничего лучше не придумать, как пройти игру вслепую. Заучивание уровней и расположения противников здесь не просто помогает пробежать игру быстрее — без него добраться до финала невозможно. Игроку приходится ориентироваться по звукам и тщательно отсчитывать шаги.

В случае с Symphony of the Night пользователь romscout решился пройти ее вслепую, имея за плечами почти семь лет опыта спидранов этой игры. Но даже у него возникли трудности с покупкой и продажей предметов, ведь невозможно понять по звукам, в каком меню ты находишься.

В самом начале забега romscout проворачивает сложный трюк, который непросто повторить и при обычном спидране. Зато он позволяет сохранить все мощные стартовые предметы, которые по сюжету отбирают. Суть в том, чтобы начать игру в так называемом Luck Mode. В нем удача персонажа становится максимальной, а остальные характеристики существенно снижаются. Таким образом, у Алукарда остается 25 всего хитпоинтов, что и нужно для успеха. Когда герой получает урон более половины здоровья, его может подбросить в воздух. В самом начале игры, если подставиться под удар в определенной точке, можно пролететь через локацию, где отбирают снаряжение и тем самым сохранить его. В противном случае пришлось бы проходить большую часть кампании без этих крутых предметов, а затем еще и искать их в довольно запутанной секретной локации.

Baten Kaitos: Eternal Wings and the Lost Ocean





Наиболее продолжительные спидраны можно найти в категории 100%, когда нужно не просто пройти игру, но и выполнить все возможные основные и побочные активности. Что именно нужно сделать, для каждой игры определяется индивидуально.

Так, чтобы полностью просто пробежать Final Fantasy X, нужно потратить 9-10 часов, а в случае с Grand Theft Auto: San Andreas13 часов. Довольно большие цифры для спидранов, однако это ничто по сравнению с Baten Kaitos: Eternal Wings and the Lost Ocean. На полное прохождение малоизвестного в нашей стране эксклюзива для Nintendo GameCube уйдет 341 час. А все из-за того, что коллекционные карточки в Baten Kaitos «эволюционируют» в реальном времени, и чтобы получить особую карту «Роскошные Волосы» придется ждать две реальные недели, пока трансформируется карточка шампуня. Время, проведенное в меню или во время паузы, не засчитывается.

С ростом популярности YouTube и Twitch, растет и популярность спидранов. Разумеется, они не настолько востребованы как турниры по Dota 2 или Fortnite, но марафоны по скоростным прохождениям вроде Games Done Quick и Awesome Games Done Quick все же привлекают сотни тысяч зрителей и собирают миллионы долларов на благотворительность. Кто знает, может, в будущем этот киберспорт для фанатов одиночных игр станет не менее прибыльным делом, чем виртуальные состязания по сети?

Читайте также



Обсудить