Самые зрелищные старые игры
Gears of War, стратегия по «Властелину колец», тактический шутер с лучшим ИИ — и многое другое
Многие считают, что классические игры в лучшем случае могут похвастаться сюжетом или проработкой мира. А вот графика и геймплей в них давно устарели. Поэтому сегодня игра в какой-нибудь пиксельный Fallout 2 или угловатый Knights of the Old Republic попахивает некрофилией. Но еще в нулевых годах вышло немало экшенов, шутеров, гонок и даже стратегий, в которые приятно играть до сих пор. Все благодаря их кинематографичности (главный тренд тех лет) и плавному, отзывчивому геймплею. Мы отобрали 19 таких игр.
А еще наша подборка — лучший способ заполнить пробелы своего геймерского бэкграунда, пока на рынке игрового «железа» царят дефицит и кризис, ведь все эти игры пойдут даже на «калькуляторе» (или на старой консоли).
Halo: Combat Evolved (2001) — первый популярный консольный шутер
Halo: Combat Evolved — один из первых популярных консольных шутеров, разрушивший стереотип, будто стрелять с геймпада неудобно. Разработчики из Bungie смогли так филигранно спроектировать ганплей, что Halo 2001 года бодро играется до сих пор. Каждая пушка здесь имеет свои характер и предназначение: винтовки хороши на средних дистанциях, дробовик — на ближних, плазменный пистолет идеален против мини-боссов и так далее. При этом оружие землян проще в обращении, но значительно слабее смертоносных энергетических стволов пришельцев.
Вишенка на торте — транспорт. По просторным уровням можно было вдоволь кататься на багги, летать на инопланетных истребителях — и при этом брать на борт пару-тройку сослуживцев, которые садились за турели. Кроме компьютерных болванчиков, взять в поход разрешалось и живого человека: при помощи второго геймпада на одном устройстве через сплит-скрин или через Интернет.
Сюжет в Halo тоже отнюдь не самый банальный. В далеком будущем человечество заселило глубокий космос и однажды встретило враждебную цивилизацию инопланетян, развязавшую войну на истребление. Ситуация осложнилась, когда обнаружилась планета-кольцо, таящая в себе угрозу для всех биологических видов в Галактике. Нашему герою, Мастеру Чифу, приходится прорываться через толпы пришельцев, высадившихся на Кольце, чтобы предотвратить катастрофу.
Max Payne 2 (2003) — Джон Ву с элементами «Матрицы»
Около 20 лет назад мы узнали историю служителя закона, потерявшего жену с дочерью и убитого горем. Подача сюжета была необычна: перед игроками разыгрывалась нуарная драма со вставками в виде комиксов вместо кат-сцен. У героев боевиков часто мотивация не уходит дальше спасения мира, но если добавить личные переживания — получится шедевр.
К началу событий Max Payne 2 главный герой уже отомстил за гибель семьи, но в какой-то момент демоны прошлого всплыли на поверхность. Максу везде мерещится наемная убийца Мона Сакс, которая несколько раз переходила ему дорогу в первой части, но в которую он в итоге влюбился. В финале оригинальной игры Мону смертельно ранили, но в сиквеле выяснилось, что она жива — и находится в большой опасности.
Во второй игре замедление времени — одну из главных фишек боевой системы Max Payne — прокачали и сделали более зрелищным. Окружение стало интерактивным, благодаря новому физическому движку, а Макс научился красиво перезаряжать оружие прямо во время затяжных прыжков а-ля Нео из «Матрицы». В итоге получился еще более кинематографичный боевик, который до сих пор остается лучшей игрой от Remedy Entertainment.
Half-Life 2 (2004) — приключенческий шутер на все времена
События Half-Life 2 происходят спустя несколько лет после финала первой части. Гордон Фримен возвращается на Землю и обнаруживает, что человечество захватили пришельцы — и часть землян охотно им служит. Поэтому сражаться придется не только с инопланетными монстрами, но и с предателями-людьми из так называемой гражданской обороны Альянса.
Разнообразие врагов требует разнообразия тактик. Солдаты Альянса стараются окружать Гордона или обходить с фланга, муравьиные львы подходят на расстояние вытянутой руки и пытаются проткнуть конечностями, а хедкрабы норовят запрыгнуть на голову. Против первых хорошо помогают гранаты и скорострельное оружие, против вторых — дробовик, а для третьих есть старая добрая монтировка. А с грави-пушкой, позволяющей подтянуть и бросить во врага большинство предметов на уровнях, можно и вовсе не тратить патроны.
Даже визуально Half-Life 2 не особо устаревает. Возможно, дело в качественных текстурах, возможно — в детально проработанных персонажах с плавной лицевой анимацией, а может — в простой, но зрелищной физической модели. Или многие просто слишком полюбили это незабываемое приключение в антиутопическом мире, вдохновленном Оруэллом и Уэллсом.
F.E.A.R. (2005) — тактический шутер с лучшим ИИ в истории
Как и Max Payne, F.E.A.R. создавался под влиянием фильмов Джона Ву и «Матрицы» Вачовски. Игра не могла похвастаться цепляющим сюжетом, как Half-Life 2 (да и графика здесь была попроще), однако оторваться от нее все равно было невозможно из-за высокой динамики и непредсказуемых боевых ситуаций. За создание последних отвечал продвинутый искусственный интеллект врагов — одна из главных фишек F.E.A.R.
По сюжету главный герой противостоит элитному отряду спецназовцев-клонов, которыми командует свихнувшийся телепат, пожирающий людей. Разработчики называли F.E.A.R. хоррор-шутером, однако от хоррора здесь были лишь редкие скримеры, которые совсем не пугали. Зато клоны запросто могли добавить седых волос своей безжалостной эффективностью в бою.
Если в большинстве шутеров того времени враги могли разве что подставлять голову под прицел, периодически выглядывая из-за укрытия, то в F.E.A.R. клоны действовали слаженно и тактически. Они находили игрока в самых укромных местах, окружали, выкуривали гранатами и даже координировали действия между собой голосом. Из-за этого приходилось постоянно перемещаться и просчитывать действия наперед, чтобы устранять противников по одному.
Serious Sam 2 (2005) — лучшая часть «Серьезного Сэма»
Serious Sam 2 фактически — третья игра в серии. После Second Encounter, представлявшей набор новых уровней для оригинала, разработчики решили сделать полноценный сиквел. Движок пересобрали с нуля и принялись экспериментировать. Главный герой покинул Землю и отправился в другие миры, что позволило авторам придумать более разнообразное окружение и поменять визуальный стиль на несколько мультяшный. Тон игры тоже стал менее серьезным, а Сэм начал троллить врагов и разыгрывать комедию в кат-сценах, строя из себя мачо (хотя в следующих частях разработчики все же нашли некий баланс между глубиной диалогов и фарсом).
В остальном это был все тот же простой, как мыло, шутер с сотнями врагов на уровнях-аренах. Их искусственного интеллекта хватало только на то, чтобы всей кучей наваливаться на Серьезного Сэма Стоуна. Но этого было достаточно, чтобы отлично провести время, изрешетив несколько сотен монстров. Хотя некоторых от второй номерной части все же оттолкнули именно мультяшность и юмор на грани фола.
Battlefield 2 (2005) — «поле боя» в буквальном смысле
Первые выпуски Battlefield полностью соответствовали своему названию — они показывали массовые сражения с огромным количеством техники на просторном поле боя. И вторая номерная часть — лучшее воплощение этой концепции. Карты здесь были просто огромными, пехота вела позиционные перестрелки, но в основном все перемещались на танках или вертолетах. Кроме того, именно в Battlefield 2 дебютировал режим командира — когда один игрок мог следить за ходом сражения сверху и помечать важные точки или врагов.
В этой части еще не было полноценной разрушаемости, но появились ненадежные укрытия — фанерные или гипсовые стены легко прошивались даже из ручного огнестрела. Арсенал же был богат без всяких DLC или лутбоксов. В наличии имелось все популярное оружие конца XX века: от банальных M16 и AK47 до гранатометов, снайперских винтовок и стационарных пулеметов. И все они традиционно для серии убедительно не только стреляли, но и звучали.
После Battlefield 2 современную эпоху показывали третья и четвертая номерная части (если не считать камерную Hardline). Но обе они были посвящены битвам в условиях мегаполисов, а не на открытых территориях. А ближе всего к духу той самой масштабной «Баттлы» подобралась Battlefield 2042 в прошлом году, но все мы знаем, чем это закончилось.
Call of Duty 2 (2005) — ужасы войны с привкусом клюквы
Как и первая часть, Call of Duty 2 посвящена Второй мировой, однако театр военных действий стал куда масштабнее: мы побываем и в Западной Европе в роли американского десантника, и в СССР в качестве солдата Красной Армии, и даже в Северной Африке — как британский коммандо.
Бои тоже стали масштабнее и даже правдоподобнее: пули поражают окрестности, здания и некоторые объекты можно разрушить, на земле остаются следы от минометных или артиллерийских обстрелов, а дым после взрывов ограничивает видимость. Не говоря уже о большом арсенале оружия на основе реальных исторических образцов каждой из сторон конфликта.
Однако не обошлось в Call of Duty 2 без развесистой клюквы о Красной Армии, вроде картошки вместо учебных гранат или одной винтовки на троих солдат. В игре есть целый уровень, где главному герою вместо оружия выдают лишь патроны, и ему приходится как-то выживать до конца миссии.
Devil May Cry 3 (2005) — лучшая часть DMC
В первых двух Devil May Cry сюжет был максимально сюрреалистичным, хоть и с эффектными сценами. Чтобы хоть как-то привести лор в порядок, пришлось выкинуть из канона нелепую вторую часть и выпустить приквел к первой. И так как японцы не любят соблюдать хронологию, то приквел получил цифру 3 в названии.
В Devil May Cry 3 мы наконец узнаем, кто такой Данте и почему его недолюбливает родной брат-близнец. А также видим превращение персонажа из бессмертного пофигиста в чуть более ответственного мастера меча, который решает встать на защиту простых людей. Хотя постоянно дурачиться и троллить всех новых знакомых он после этого не перестает.
Если говорить об игровом процессе, то в Devil May Cry 3 боевая система из безумного количества зрелищных приемов наконец стала именно системой: цепочки ударов складывались в комбо и переплетались друг с другом, атаки мечом перемежались выстрелами из пистолетов, а подброшенные в воздух враги ловились, раскручивались каруселью и швырялись об землю. Каждый игрок пытался изобрести собственный стиль боя, и чем лучше у него получалось, тем более высокую награду выдавала игра по завершении уровня (вплоть до Smoking Sexy Style).
Need for Speed: Most Wanted (2005) — лучше, чем ремейк 2012 года
Need for Speed: Most Wanted — первая игра серии в открытом мире. Действие происходит в большом мегаполисе, состоящем из жилых районов, деловых центров, промзон и парков. На всей этой территории мы не только участвуем в нелегальных гонках, но и часто убегаем от полицейских. При этом в опасных ситуациях (например, внезапное появление грузовика) время замедляется, как в «Матрице» (и снова реверанс в сторону Вачовски), что помогает выполнять нужные маневры.
Ну а главная фишка серии Need for Speed — богатый автопарк из множества лицензированных машин (BMW, Mazda, Lamborghini, Ford и многие другие), которые можно не только разбивать в уличных гонках, но и модернизировать с помощью деталей реально существующих брендов.
Resident Evil 4 (2005) — эталонный шутер от 3-го лица; тогда еще без укрытий
К 2005 году серия Resident Evil задыхалась от собственного же геймплея. Фиксированная камера и «тракторное» управление основательно поднадоели, и даже ремейк первой части и Zero не добавили новизны. Но выход Resident Evil 4 в одночасье все изменил.
Камера за плечом главного героя, полное 3D и свобода передвижения вдохнули новую жизнь в серию, что сама уже походила на ходячего мертвеца. Традиционно в центре сюжета — новый вирус, но вместо опостылевшего Раккун-сити — испанское захолустье. Вкупе с этим новое управление и напряженные QTE-схватки вернули игрокам веру в Resident Evil.
К сожалению, RE4 застыла на лезвии бритвы: после нее серия ударилась в экшен и растеряла собственно хоррор, за который ее и любили. Впрочем, ужас достаточно успешно возродился в 2017 году — с релизом Resident Evil 7. Камера переехала на вид от первого лица, а атмосфера и игровой процесс первых частей вернулись — будто никуда и не исчезали.
The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II (2006) — лучшая игра по «Властелину колец»
На первый взгляд The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth II мало чем отличается от первой части, кроме графики, но это не так. Солдат в отрядах и армиях стало раза в два больше, что превратило столкновения в по-настоящему масштабные баталии. Появились морские битвы — корабли теперь служат не только для высадки армий, но и как полноценные боевые единицы. Среди них доступны для управления белые корабли эльфов, черные корабли орков, корсары, сражающиеся за Саурона, и многие другие.
Кроме того, в сиквеле появился новый режим — Война Кольца, который доступен в одиночной и многопользовательской игре и превращает RTS в практически в глобальную пошаговую стратегию. Игроки создают базы в регионах Средиземья и нанимают армии. А когда две армии встречаются на поле боя, то можно сделать авторасчет исхода битвы — либо вступить в бой в реальном времени. Прямо как в какой-нибудь Total War!
Dark Messiah of Might and Magic (2006) — лучший фэнтезийный immersive sim
Сюжетно Dark Messiah был условным приквелом Heroes of Might and Magic V (которую, кстати, сделали в России). У игр было несколько общих персонажей, а события происходили в Асхане, новом фэнтезийном мире, пришедшем на смену Энроту. Но в целом история была самодостаточной и довольно камерной — про древние тайны семьи главного героя и их связь с демонами.
Но играли в «Темного мессию» не из-за сюжета. В 2006 году это была без преувеличения лучшая игра на движке Source, которая использовала большинство его возможностей. И в первую очередь — интерактивность окружения. Врагов можно было не только хлестать мечом, но и сбрасывать на них бочки, проламывать под ними пол или даже создавать ледяную дорожку до камина или ближайшей ловушки с шипами. Различных магических заклинаний тоже было навалом.
А ближе к концу игры встречались орки, которые убивали с пары ударов и выдерживали много урона. Но, к счастью, обитали они в горах, а значит их можно было сталкивать в пропасть, хорошенько пнув или заставив поскользнуться на все той же ледяной луже.
FlatOut 2 (2006) — симфония разрушения в гонках
В оригинальной FlatOut разработчикам из Bugbear Entertainment удалось совместить обычные гонки с веселым уничтожением автомобилей соперников. В играх серии даже предусмотрены режимы, в которых вылетающему через лобовое стекло водителю нужно устанавливать рекорды высоты и дальности полета, играть собой в дартс, боулинг — и прочее в том же духе.
Во FlatOut 2 разрушений стало еще больше, а добраться до финиша в целости и сохранности стало еще сложнее. Были значительно доработаны графический и физический движки: теперь автомобили при столкновениях не только высекают искры и мнут кузова, но также теряют двери, колеса, крышки капота, бампера. На трассах появились сотни интерактивных объектов и препятствий, а также различные трамплины и опасные срезы пути, помогающие опередить соперников.
Играть интересно даже в одиночном режиме: семь соперников управляются искусственным интеллектом, у каждого из них индивидуальный стиль вождения и автомобиль, обладающий своими преимуществами и недостатками. Так, например, местный фаворит Джек Бентон ездит на самой быстрой, но и самой слабо защищенной «легковушке» — его можно догнать на втором-третьем круге и вывести из игры одним ударом в бок. А Фрэнк Малков предпочитает прорываться сквозь толпу соперников на своем бронированном джипе и очень живуч, но редко приходит первым к финишу (зато сильно досаждает в процессе).
Gears of War (2006) — эталонный шутер от третьего лица с укрытиями
До Gears of War шутеры считались не самым лучшим жанром для управления геймпадом. Частично эту проблему решила вышеупомянутая Halo со своей адаптивной помощью в прицеливании, но чего-то все же не хватало. И, получив однажды несколько болезненных попаданий при игре в пейнтбол, геймдизайнер Клифф Блежински понял, чего именно. Укрытий!
Технически в шутерах и раньше можно было прятаться за различными объектами, но всерьез дизайном укрытий никто не занимался. А в Gears of War все происходило максимально плавно и естественно. Герои не перли напролом через уровни, а вели позиционную борьбу, осторожно отстреливаясь, отчего процесс стал только правдоподобнее.
Согласно сюжету, люди веками эксплуатировали ресурсы планеты Сера, пока из недр не вылезли чудовища. Война с последними превратила когда-то прекрасные города в руины. Похоже, что дело можно было решить и мирным путем, но природа обоих видов всячески этому сопротивляется.
С тех пор в серии вышло еще пять продолжений, которые совершенствовали механики и развивали лор. Но начинать, разумеется, лучше с самой первой части.
Hitman: Blood Money (2006) — эталонный «Хитман»
К четвертой игре в серии Hitman уровни окончательно превратились в большие песочницы, из-за чего появилось множество способов устранения цели. Это не значило, что знаменитый лысый киллер мог размахивать струной от рояля направо и налево: на уровнях попадались камеры наблюдения, охранники реагировали на пятна крови и могли найти плохо спрятанное тело, а все улики потом описывали в газетах. И даже публиковали предполагаемый фоторобот убийцы.
Но самым впечатляющим нововведением стала возможность обставить убийство как несчастный случай, будь то замена бутафорского пистолета настоящим или добавление бензина в соус для барбекю. Все это позволяло Сорок Cедьмому уйти с миссии незапятнанным — и в газетах появлялся некто с густой шевелюрой.
Затем в Absolution студия IO Interactive отступила от классического для серии геймплея, но недавняя трилогия создана именно по формуле Blood Money.
Bioshock (2007) — атмосфера подводного мегаполиса, в которой можно утонуть
Первый BioShock — идеальный сплав арт-дизайна и технологий. Действие разворачивается в подводном мегаполисе Восторг, который проработан вручную. Здесь много разнообразных локаций, выдержанных в стиле ар-деко: рестораны, гостиницы, торговые центры, лаборатории, ботанический сад, жилые районы и даже морг. Правда, игрок застает город сразу после гражданской войны, когда одни сидят взаперти, а другие мародерствуют.
В первом BioShock самая густая атмосфера из всей трилогии — помимо визуальных решений за это отвечает музыка в стиле 50-х (включая лицензированные шлягеры), играющая из встречающихся на уровнях граммофонов. Отдельный плюс, отличающий первую часть о продолжений, в том, что здесь все спецспособности главного героя полезны и могут дополнять друг друга, а не просто наносят урон с разными спецэффектами, как в Infinite.
World in Conflict (2007) — идеальный баланс тактики и зрелищности
В World in Conflict представлена альтернативная реальность, в которой Холодная война так и не закончилась, а Советский Союз не распался. И все это в конечном итоге привело к Третьей мировой между капиталистическим («загнивающим») Западом и коммунистическим Востоком.
Больше всего в игре 2007 года поражает, насколько хорошо сохранилась графика: все эти детально проработанные натовские БТР и советские танки, ракетные залпы, оставляющие воронки и густой дым. А еще в World in Conflict впечатляющая разрушаемость окружения — наблюдать, как правдоподобно складываются большие здания, одно удовольствие.
Игра довольно проста в освоении и при этом позволяет игроку почувствовать себя настоящим командиром, который умело строит маршруты бронетехники по тесным улочкам городов и руководит разными родами войск, включая артиллерию и поддержку с воздуха.
Crysis (2007) — икона ПК-гейминга
В Crysis разработчики воплотили все свои задумки еще из первой Far Cry, хотя в первую очередь в глаза бросалась графика. Текстуры сверхвысокого разрешения, сложные шейдеры воды, объемный туман, световые шахты, пронизывающие ветви солнечные лучи, рассеянное затенение и другие прорывные технологии из арсенала так и не ставшего массовым API DirectX 10.
Но прежде всего игра подкупала не графикой, а интерактивным окружением. Можно было подобрать любой небольшой предмет, а хрупкую поверхность — сломать. Пулеметные очереди выкашивали пальмы так же легко, как траву (которой здесь было какое-то невероятное количество), шалаши корейцев складывались под колесами броневика, а сами корейцы отлетали от ударов усиленных перчаток нанокостюма.
Сюжет же в первой Crysis был линейным и заставлял игрока бежать навстречу главному боссу. Достаточно линейными были и локации — открытого мира здесь не было и в помине, лишь первая огромная локация, демонстрировавшаяся в трейлерах, давала некоторую иллюзию свободы.
Dead Space (2008) — эталонный космический хоррор
Согласно сюжету Dead Space, в далеком будущем на Земле истощились запасы большинства полезных ископаемых. Для противодействия кризису человечество создало гигантские космические корабли, которые вытягивали ресурсы из необитаемых планет и астероидов. Но однажды один из «планетарных потрошителей», USG «Ишимура», перестал выходить на связь. Небольшой отряд отправляется разобраться, в чем дело, и с ними главный герой — космический инженер Айзек Кларк. И как только участники отряда попадают на борт, на них нападают неизвестные чудовища, отдаленно напоминающие людей, а все системы корабля оказываются отключены.
Одна из главных особенностей Dead Space — пользовательский интерфейс, «вживленный» в игровое окружение: здоровье отображается на задней части скафандра главного героя, а количество патронов высвечивается прямо на оружии. Другая особенность — замысловатые бои. Чтобы убить большинство монстров, необходимо сначала отстрелить им конечности: ноги, руки и различные щупальца. Тех же, кто упал после потери ног и продолжает ползти, можно добить, хорошенько припечатав кованым сапогом скафандра.
Нередко по ходу прохождения приходится решать физические головоломки, чтобы пробраться через уровень. Некоторые уровни и вовсе проходят в невесомости открытого космоса, где большинство звуков пропадает, и сражения ведутся почти в полной тишине — слышно лишь дыхание Айзека.
На этом все. В какие из крутых игр нулевых продолжаете играть вы? Напишите об этом в комментариях!