Оглавление

Самые громкие скандалы в истории Steam

Порно, оскорбления чувств верующих, угрозы убийством и прочие неприятности в главном игровом онлайн-магазине

Компания Valve запустила Steam в сентябре 2003 года. Изначально функционал у него был очень бедный, а набор игр смехотворный, но постепенно контента и возможностей появлялось все больше, пока сервис не стал одной из главных игровых площадок, почти полностью подмяв под себя рынок PC-игр. Сейчас его библиотека насчитывает свыше 16 тысяч проектов, а число пользователей перевалило за 160 млн человек.

В целом у Steam довольно хорошая репутация, как среди игроков, так и среди тех, кто создает видеоигры. Но, как в любом крупном сообществе, здесь тоже случаются конфликты — иногда по вине геймеров, иногда — разработчиков, а бывает, что и сама Valve дает поводы для критики. Мы решили вспомнить самые громкие скандалы, которые произошли в Steam за последнее время.

Проблемы с законом





Владельцы Steam не любят ответственность и любят деньги. По сути, Valve много лет выступала посредницей между покупателями и продавцами, но сама практически ни за что не отвечала. Зато исправно получала причитающиеся ей барыши.

Но в последние годы ситуация стала меняться. В августе 2014-го Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты потребителей предъявила создателям сервиса иск, обвинив их в нарушении местных правил торговли. Согласно этим правилам, покупатель вправе вернуть товар, потребовать обменять его или отремонтировать, если попался брак. И для цифровых покупок австралийское законодательство в этом смысле никаких исключений не делает. А надо сказать, что человеческой системы возврата средств в Steam тогда не была — появилась она лишь почти через год.

Представители компании пытались договориться во внесудебном порядке — не получилось. Когда дошло до слушаний, они попытались убедить суд, что цифровые копии игр не попадают под определение «товара» — их доводы отвергли. В конце концов, федеральный суд удовлетворил иск, взыскав с Valve 3 млн австралийских долларов (около 2 млн долларов США). Три пункта из пользовательского соглашения Steam и два — из правил возврата средств были признаны незаконными.

Похожая история произошла в 2015 году во Франции. Ассоциативная группа UFC Que Choisir потребовала оштрафовать Valve за запрет на перепродажу игр и отсутствие способов возврата денег в случае блокировки аккаунта. В организации также посчитали незаконным, что ответчик не несет полной ответственности за кражу учетных записей. Ну и, наконец, французские активисты разгневались на иезуитскую хитрость Valve, которая так составила пользовательское соглашение, что пользователи только думают, будто покупают в Steam игры, а на самом деле берут их в аренду и в любой момент могут потерять.

Спустя полгода, в августе 2016-го, претензии компании предъявила уже британская телекоммуникационная BT Group. В ее исковом заявлении говорится, что Valve нарушила сразу четыре патента, использовав схожие технологии при создании некоторых элементов Steam. Решение по делу еще не вынесено.

Власти не всех стран ценят приверженность Valve принципам свободы слова


Но это все страны либеральные, с богатыми демократическими традициями. А в некоторых государствах, где не привыкли миндальничать с оппонентами, скандалы с участием Steam не доходят даже до суда, разрешаясь быстро и без лишних сантиментов. Никто, к примеру, не стал дожидаться судебного решения, когда в Малайзии видные представители общества оскорбились по поводу файтинга Fight of Gods. Едва ли не все духовные лидеры страны смертельно обиделись, узнав, что в игре бьют друг другу физиономии божества самых разных религиозных традиций — от Одина до Иисуса Христа. Возмездие настигло Steam очень быстро — его попросту заблокировали на территории Малайзии. А примерно через неделю после этого волна народного гнева докатилась и до Таиланда — с тем же результатом. Решив не дразнить судьбу, Valve просто изъяла Fight of Gods из региональных магазинов, и лишь после этого власти милостиво разрешили Steam возобновить работу.

Само собой, история Steam не могла обойтись без стычки с российскими надзорными ведомствами. В какой-то момент в реестре запрещенной информации оказался весь раздел «Сообщество», так как в одном из постов зоркие правоохранители обнаружили «распространение информации о наркотических средствах». Пост, автор которого перечислил доводы в пользу курения марихуаны, оперативно удалили, а глава Роскомнадзора Андрей Жаров заявил, что «с администрацией ресурса налажено рабочее взаимодействие».

Ссоры с разработчиками





В последние годы Steam стал очень доступной платформой, пользоваться которой могут не только крупные компании, но и начинающие разработчики. Некоторые из них не очень талантливы, а у других крайне странные вкусы. Чем больше в Steam появляется новичков, тем чаще случаются связанные с ними скандалы.

Один из наиболее показательных примеров — шутер Hatred, разработчики которого сделали ставку на жестокость и насилие. В СМИ игру упоминали только в этом контексте, да и сами ее авторы не стеснялись подогревать интерес к проекту при помощи кровавых видеороликов. Под давлением общественности Hatred даже удалили из Steam Greenlight. Но тут вмешался лично Гейб Ньюэлл. Он извинился перед разработчиками, пожелал им удачи, а саму игру вернули в Steam — конфликт был исчерпан.

Но когда пользователи выразили недовольство по поводу симулятора вечеринок House Party, хозяева Steam с ними согласились. Им тоже не понравилось, что важная роль в игре отводилась соблазнению девушек. Чтобы вернуть House Party в магазин, разработчикам пришлось подвергнуть ее незначительной цензуре. Того же, но в больших масштабах потребовали от авторов эротического триллера Strangers in a Strange Land. Им пришлось скрыть сцены секса, четче обозначить, что главный герой игры совершеннолетний, а также добавить предупреждение о наличии контента для взрослых.

Разработчики странных игр иногда и ведут себя странно


Иногда разработчики буквально сами провоцируют Valve на жесткие меры. Например, создатель шутера Paranautical Activity Майк Молбек, недовольный медлительностью техподдержки, написал в своем микроблоге, что хочет «убить Гейба Ньюэлла», сопроводив сообщение колкими замечаниями в адрес компании в целом. Довольно скоро Майк опомнился и удалил большинство сообщений, но было поздно — Paranautical Activity уже исчезла из каталога Steam. После публичного покаяния и уверений Молбека, что все это было шуткой, игру вернули в продажу.

А вот со студией Digital Homicide по-хорошему договориться так и не удалось. Ее основатели печально известны нападками на журналистов и игроков, которые плохо отзывались об их играх. Причем, тормозов у руководства Digital Homicide, кажется, не было вообще. Они угрожали оппонентам, отправляли некоторым из них посылки с экскрементами и выдвигали против них иски о возмещении морального вреда на десятки миллионов долларов.

Агрессивность и явная неадекватность представителей студии совсем не понравились Valve, и в сентябре 2016-го игры Digital Homicide пропали из Steam. Разработчики, видимо, решили, что терять им уже нечего, и ответили иском на $18 млн долларов, но довести его до стадии судебного разбирательства не смогли из-за нехватки денег. А уже спустя месяц после санкций Valve компания, лишившись основного источника дохода, и вовсе закрылась.

Но и сами владельцы Steam — далеко не всегда образец благоразумия. В этом убедился программист Томаш Дуда, один из авторов серии Euro Truck Simulator, обнаруживший уязвимость в магазине Valve. С ее помощью злоумышленники могли, к примеру, увести посетителя на фишинговый сайт и украсть у него деньги. Томаш утверждает, что неоднократно обращался к администрации Steam с просьбой закрыть брешь, но у компании все никак не доходили до этого руки. В итоге Дуда решил максимально наглядно продемонстрировать уязвимость всем пользователям сервиса. Для этого он внес изменения в код одной из страниц Steam. Когда посетитель открывал ее, у него в колонках включался «Гарлем-шейк», а изображение на экране принималось трястись. В Valve не оценили изобретательность Томаша и влепили ему бан на год. Правда, потом руководители компании разобрались в ситуации, Дуду разбанили, а уязвимость наконец-то ликвидировали.

Хитрые пользователи





С июня 2015 года пользователи Steam могут вернуть потраченные в сервисе деньги, если купленная игра не работает или даже просто пришлась им не по вкусу. Правда, потребовать компенсацию можно только в течение 14 дней после покупки, да и то — если пользователь успел провести в игре или приложении не больше двух часов. Казалось бы, ограничения вполне разумные, но выяснилось, что все не так просто.

По официальным данным за август, когда Valve хвасталась успехами Steam, в сервисе было 67 млн активных игроков. Ежедневно он обслуживает 33 млн человек, а в пике к нему одновременно подключены около 14 млн пользователей. Само собой, среди такого множества людей неминуемо найдется немало тех, кого мы дипломатично назовем жлобами. И особенно сильно их жлобство почувствовали на себе инди-разработчики, создающие небольшие игры, которые можно пройти за пару часов. Некоторые пользователи покупали такие игры, побыстрее добирались до финала, а затем с чистой совестью требовали вернуть им деньги. Valve, конечно же, не собиралась покрывать возвраты из собственного кармана, поэтому страдали в итоге авторы. Один из них, представитель студии Qwiboo рассказал, что 13 из 18 копий платформера Beyond Gravity, проданные за несколько дней после появления системы компенсаций, были возвращены покупателями. Для сравнения: до этого авторам игры удалось продать около 20 тыс копий, а деньги пришлось вернуть лишь за 50 из них. В похожей ситуации оказались десятки независимых студий. Поднялась шумиха, а от Valve требовали пересмотреть условия возврата денег за короткие игры, хотя находились и сторонники ограничений.

Спустя два года положение только усугубилось. О резком увеличении числа возвратов сообщали, например, в мае. Если раньше сотрудники Valve обрабатывали порядка 50 тысяч обращений в день, то теперь запросов на 10-20 тысяч больше.

Купленные обзоры





Ни в одном игровом онлайн-магазине нет такой бешеной борьбы за покупателя, как в Steam. И, если блокбастеры богатых издательств особо не нуждаются в рекламе, то что делать инди-проектам, как им выделиться среди тысяч конкурентов? Ведь не каждому дано повторить успех PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS.

Некоторым разработчикам кажется, что лучший способ решить эту проблему — купить положительные отзывы на игру. Схема была проста: всем заинтересованным раздавали цифровые ключи в обмен на обязательство написать на Steam хвалебную рецензию на игру. Если разработчики пытались продвинуть свой проект в магазин через Steam Greenlight, то наличие положительных отзывов увеличивало их шансы на успех. А в случае с играми, которым уже удалось проникнуть на витрину, накрученный рейтинг помогал привлечь внимание потенциальных покупателей. Интересно, что некоторые разработчики даже не особенно стеснялись своих махинаций. Так, авторы довольно посредственных Epic Quest of the 4 Crystal и Epic Cards Battle открыто признавались в подкупе пользователей. Как ни странно, Valve эта история совсем не понравилась. Не имея возможности выяснить, какие из отзывов были куплены, компания устроила на страницах игр миниатюрный апокалипсис, удалив вообще все рецензии. Кроме того, хозяева Steam прямым текстом предупредили пользователей: если за отзыв вы получили хоть что-то от разработчиков, лучше честно укажите это в тексте.

Чтобы полностью исключить возможность накрутки, Valve в итоге решила изменить алгоритм, по которому Steam вычислял среднюю оценку игры. Идея была проста: при подсчете перестали учитываться мнения игроков, которые не купили игру непосредственно в магазине, а активировали полученный где-то еще ключ. Заодно Valve решила припугнуть нечистоплотных разработчиков, пригрозив разрывать деловые отношения с теми, кто продолжит вести себя не по-джентльменски.
Естественно, это далеко не все трудности, с которыми пришлось столкнуться Valve. В прошлом году мы рассказывали, как компания оказалась в центре скандала с онлайн-казино, где ставки принимают не деньгами, а предметами из Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Незадолго до этого в Steam произошел крупной сбой, в результате которого пользователи по всему миру увидели данные чужих учетных записей, включая электронные адреса, историю покупок, номера телефонов и банковских карточек. Но, несмотря ни на что, сервис не теряет популярности. Кажется, никакие скандалы и интриги не способны поколебать его позиции. То ли дело в том, что все действительно любят Steam, то ли в том, что сейчас ему практически нет реальной альтернативы на PC, а создать ее крайне сложно — слишком это большая и дорогостоящая затея.

Обсудить