Самые знаменитые игровые баги
Красный ниндзя в Mortal Kombat, гротескные лица Assassin's Creed Unity, длинные очереди в The Division и другие смешные и интересные баги в играх
Баги в играх появились, наверное, тогда же, когда появились сами игры. Некоторые из этих недочетов породили бесчисленное количество шуток и интернет-мемов. О таких знаменитых багах и пойдет наш рассказ.
Ермак (Mortal Kombat)
Первым делом, конечно же, стоит упомянуть классику начала 90-х — баг из оригинальный Mortal Kombat для аркадных автоматов. Когда игрок выбирал в ней Скорпиона или Саб-Зиро, костюмы ниндзя становились красными, а на экране выскакивало сообщение об ошибке с надписью ERMAC — сокращенное словосочетание error macro (ошибка макроса). В эпоху малодоступного интернета многие фанаты приняли обычный баг за пасхалку: они поверили, что в игре есть дополнительный боец, которого можно открыть каким-то секретным образом. После того как слухи добрались до самих разработчиков, они решили пойти навстречу поклонникам и добавить в Ultimate Mortal Kombat 3 красного ниндзя по имени Ермак: с тех пор грозный воин присутствует почти во всех основных играх франшизы.
Ганди и ядерный пепел (Civilization)
В оригинальной Civilization лидер каждой фракции заимствовал определенные качества исторического прототипа: Чингисхан, к примеру, развязывал войны чаще, чем кто-либо другой, тогда как Рамсес больше внимания уделял развитию городов. Разработчики предсказуемо сделали лидера Индии Махатму Ганди главным пацифистом игры — его «рейтинг агрессивности» составлял всего единицу. Баг же заключался в том, что этот параметр не мог равняться отрицательному числу. Если игрок становился приверженцем демократии (минус 2 балла к агрессивности лидеров), то Ганди автоматически присваивался наиболее высокий рейтинг агрессивности (255) вместо -1. Он превращался в самого воинственного предводителя в игре, массово производил ядерные ракеты и бомбил всех соседей.
Кровожадный Ганди стал популярным мемом в кругу поклонников Civilization, и с тех пор почти в каждой игре серии разработчики увеличивают его параметр, отвечающий за любовь к ядерному оружию, — в напоминание о знаменитом баге.
Неправильные драконы и полет мертвеца (Skyrim)
Знаменитых багов в The Elder Scrolls 5 — не счесть. Если вспоминать самые известные, то лидером станут, наверное, летающие хвостом вперед драконы, терроризировавшие многих игроков в первые месяцы после релиза. Хотя Bethesda в итоге исправила поведение гигантских рептилий, смешной баг перекочевал в Fallout 4, где изредка тоже можно было увидеть винтокрылы Братства Стали, летающие хвостом вперед.
Второй баг, знакомый всем, кто играл в Skyrim, связан с гигантами, которые пасут мамонтов посреди местных прерий. Если начать драку с одним из великанов, он может ударить героя здоровенной палицей с такой силой, что труп подлетит ввысь на несколько десятков метров. Баг настолько приглянулся фанатам, что разработчики решили оставить его в игре. Есть даже люди, которые отказываются устанавливать большой неофициальный патч к The Elder Scrolls 5, исправляющий сотни мелких ошибок, — а все потому, что моддеры-энтузиасты посмели убрать «полет мертвеца» из Skyrim.
Прозрачные лица (Assassin's Creed Unity)
Assassin's Creed Unity — первая игра серии, которая была разработана специально для PlayStation 4 и Xbox One. Хотя мощное железо новых консолей позволило Ubisoft сделать более амбициозную игру в сравнении с предыдущими выпусками, сразу после выхода Unity страдала от огромного количества багов. В интернете особую популярность получили изображения персонажей игры, у которых не загрузились текстуры лица: в заставках были видны лишь летающие в воздухе зубы, глаза и прически героев, что выглядело одновременно смешно и довольно жутко. Хотя этот баг попадался лишь владельцам определенных видеокарт и был исправлен уже в патче первого дня, гротескные лица Assassin's Creed Unity превратились в чрезвычайно популярный мем. Настолько популярный, что в сети можно даже найти косплей на эту тему.
Советские очереди (Tom Clancy's The Division)
Еще одна игра Ubisoft, которая подарила миру беспрецедентный баг,— The Division. В первые дни после релиза модельки персонажей не проходили друг через друга, поэтому взаимодействовать с квестовыми NPC, терминалами или торговцами мог лишь один пользователь за раз. В результате люди выстраивались в игре в самые настоящие вереницы: происходящее напоминало очередь за хлебом в советском магазине в 80-х годах. Цепочки игроков даже собирались прямо посреди сражений возле ящиков с боеприпасами. Большую часть времени процесс ожидания проходил цивилизованно, но иногда кто-то пытался пролезть без очереди, за что получал поток ругательств от пользователей с голосовой связью.
Массовая эпидемия (World of Warcraft)
Один из самых интересных и уникальных багов за всю историю игровой индустрии случился в оригинальной World of Warcraft. В рейде Зул’Гуруба игроки могли стать жертвой заклинания «Порченая кровь», которое за несколько секунд отнимало у персонажа огромное количество здоровья. Виртуальная инфекция была заразной, но лишь в пределах данного рейда. Однако, как потом выяснилось, заболеть могли не только персонажи, но и их питомцы: более того, из-за бага существа не могли избавиться от смертельного дебаффа, даже покинув рейд. В итоге некоторые чернокнижники стали вызывать прислужников, больных «Порченой кровью», вне инстанса, чтобы таким образом заразить как можно больше пользователей.
Целую неделю серверы World of Warcraft терроризировала жуткая чума, которую впоследствии даже изучали профессиональные эпидемиологи, рассматривая данное событие в качестве ролевой модели поведения людей в условиях массовой эпидемии. Улицы городов опустели и, по словам очевидцев, были усеяны трупами. Многие игроки старались держаться подальше от скоплений людей — они даже избегали контактов с квестовыми NPC, которые тоже превратились в разносчиков заразы. Отдельные волонтеры-жрецы пытались лечить пострадавших от «Порченой крови», тогда как другие пользователи, наоборот, стремились заразить как можно больше жертв. Blizzard Entertainment попыталась ввести добровольный карантин, но он провалился, так как многие не стали его придерживаться. В итоге эпидемию удалось остановить сбросом серверов и серией патчей, устранивших баг с болеющими питомцами.
ШОООН! (Heavy Rain)
В кульминационной сцене в конце Heavy Rain один из главных героев, Итан Марс, находит сына Шона. На экране появляется кнопка, чтобы окликнуть ребенка по имени, но в некоторых случаях она не исчезает, благодаря чему игрок может без остановки кричать «ШОООН!». Само собой, баг превращает развязку Heavy Rain в театр абсурда: словно какой-то маньяк, Итан орет «ШОООН!» в лицо подруге, подоспевшей на помощь, и без остановки выкрикивает это имя во время беседы с главным злодеем. Более того, когда Итана тяжело ранят, а игрок должен управлять девушкой, убегающей от преступника, на заднем фоне все равно слышны душераздирающие вопли «ШОООН!».
Баги — штука неприятная, но иногда ошибки в коде ведут к действительно веселым, непредсказуемым ситуациям. В отдельных случаях забавные технические проблемы даже улучшают общее впечатление от геймплея. Главное — не переборщить: так, недавняя Fallout 76 — хороший пример проекта, авторы которого пропустили так много ошибок, что хочется тут же удалить игру с жесткого диска и никогда больше о ней не вспоминать.