Сексизм, домогательства, дефицит железа и NFT: главные скандалы 2021 (18+)

За что ругали Activision Blizzard, фестиваль косплея «Старкон» и авторов S.T.A.L.K.E.R. 2

Мы часто слышим громкие (а иногда не очень) истории, в которых люди или целые компании поступают не очень красиво. Игровую индустрию эти проблемы тоже не обходят стороной. В этом материале — ключевые событие уходящего года, которые больше всего разозлили общественность.

Activision Blizzard





Последние два года Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (DFEH) вел расследование в отношении Activision Blizzard, которое показало, что ее сотрудницы подвергались домогательствам и дискриминации. Летом 2021 DFEH наконец подал официальный судебный иск, отметив, что девушкам отказывают в повышении из-за потенциальной беременности и критикуют за отсутствие в офисе из-за различных дел (например, когда они забирают ребенка из сада).

Однако карьерные препятствия — далеко не все. В расследовании говорится, что женщинам приходится терпеть пошлые шутки, домогательства и выполнять мужские обязанности, пока парни собираются в офисе и играют в игры. Одна сотрудница отправилась в командировку с начальником, переспала с ним, а потом узнала, что он хвастался ее обнаженными фотографиями перед другими мужчинами. Девушка покончила с собой.

После иска Activision Blizzard начали критиковать игроки и блогеры, которые призывали бойкотировать продукцию компании. Не остались в стороне и другие издатели — компанию публично осудили Sony, Microsoft и другие. Рабочие объявили забастовку, а в Blizzard прошли массовые увольнения. Компанию покинул гейм-директор Diablo 4 Луис Баррига, президент Blizzard Джей Аллен Брэк, руководитель отдела кадров Джесси Мешук, ведущий дизайнер уровней Diablo 4 Джесси Маккри, старший геймдизайнер World of Warcraft Джонатан Лекрафт, исполнительный продюсер серии Overwatch Чако Сонни и многие другие ключевые сотрудники.



Activision Blizzard пообещала провести внутренние расследование и исправить все свои ошибки, а главным направлением стали изменения в играх. В одной только World of Warcraft убрали фразу «черный список», зацензурили картину с полуобнаженной женщиной, удалили названия предметов с отсылкой на половой орган, убрали слово «зеленокожий», удалили отсылку к вокалисту Cannibal Corpse, которого обвиняли в гомофобных высказываниях, а также зацензурили множество фраз, где были намеки на флирт, отношения и секс. Из Overwatch удалили отсылку к бывшему вице-президенту Blizzard Джеффу Каплану. А еще переименовали ковбоя Маккри, который был назван в честь сотрудника, уволенного после иска о домогательствах.

Осенью Blizzard отменила BlizzConline 2022, а чуть позже перенесла Diablo 4 и Overwatch 2 на неопределенный срок. К концу года после всех этих событий акции компании упали почти на 40% от максимальных значений.

«Старкон» и «сексуальный» конкурс





Организаторы российского фестиваля фантастики и науки «Старкон» летом решили изменить программу. Вместо фитнес-конкурса, где учитывалась физическая подготовка косплееров, они анонсировали конкурс с говорящим названием Hot Coffee. Оно отсылало к расширению из GTA: San Andreas, которое позволяло главному герою заниматься сексом с девушками.

Формально, ничего не изменилось: в обоих случаях от косплееров требовался открытый костюм и «смелый зажигательный номер». Однако девушек оскорбило новое название соревнования. «Вдохновиться модом для вызова шлюх из игры и назвать так конкурс?», — писала Kamiko Zero.

Игроки отмечали, что Hot Coffee не связано с проститутками, а в соцсетях представители «Старкона» уверяли, что название даже не отсылает к скандальному моду. Но в уже удаленных постах намекали, что у недовольных косплееров есть каналы на Patreon и OnlyFans, где они делятся эротическим контентом. «Были бы рады видеть тебя, правда, не со всеми костюмами. Все-таки открытость костюма не предполагает больше 50% голого тела», — ответили той же Kamiko Zero.

В итоге в сети развернулся спор. Одни просили не смешивать косплееров в откровенных костюмах и секс, а другие заявляли, что именно секс большинство девушек и продает, поэтому странно обижаться на новое название конкурса. В сети появился хэштэг #янеидунастаркон, но в конечном счете на фестиваль не попал никто — мероприятие отменили из-за пандемии.

NFT от Ubisoft и авторов S.T.A.L.K.ER.





Одним из главных трендов этого года стали NFT-токены — уникальные цифровые сертификаты, которые хранятся в блокчейне, гарантируют оригинальность виртуального предмета и предоставляют на него эксклюзивные права. Например, с помощью NFT можно купить цифровую картину художника: даже если в сети будут ее копии и скриншоты, оригинал будет принадлежать вам. Технология блокчейна должна гарантировать аутентичность токенов, но на деле вопрос несколько сложнее.

В декабре 2021 Ubisoft анонсировала Digits — уникальные косметические предметы на NFT-технологии для Tom Clancy's Ghost Recon Breakpoint, которыми можно будет торговать в будущем. Идею приняли в штыки: игроки отмечали, что Ubisoft находит новые способы «доить» свои франшизы, а криптовалютные транзакции принесут деньги разве что издателю, но не игрокам.

Вскоре NFT анонсировали и авторы S.T.A.L.K.E.R. 2. Покупателям токенов обещали возможность стать частью игры — например, оцифровать свою внешность и подарить ее NPC. После массовой критики идеи и обещаний отменить предзаказы GSС от NFT отказалась.

К технологии NFT пока много вопросов. Во-первых, сфера криптовалют практически никак не регулируется, поэтому потерять в ней деньги проще простого — в том числе из-за действий мошенников. Во-вторых, возникает много споров об аутентичности предметов. Если реальная картина существует в физическом мире в одном экземпляре, то право владения теоретически можно продать разным людям на разных площадках. В-третьих, криптовалюты вредят экологии планеты — фермы потребляют огромное количество электроэнергии. В-четвертых, в NFT содержится не сам контент (например, изображение), а ссылка на него. А ссылки в сети имеют свойство протухать. И наконец, нет никакого механизма проверки, который бы удостоверял, что токен был сгенерирован автором контента (в Сети полно жалоб художников на то, что кто-то без из ведома скачал их картины с Deviantart и других сервисов и начал их продавать под своим именем).

Разработчиков за NFT сейчас ругают и игроки, и журналисты. Последние отмечают, что игры — это прежде всего развлечения, а не финансовая микросистема, поэтому добавлять в условную Assassin’s Creed непонятную большинству технологию покупки — опасный путь. Например, NFT означают, что новые скины перестают быть просто усладой для глаз. Их можно перепродать, а значит, игроку придется выбирать — получать удовольствие от игры или пытаться что-то в ней заработать.

PC-версия Ninja Gaiden





Летом на компьютерах вышла Ninja Gaiden: Master Collection — переиздание хардкорной серии с частями Sigma, Sigma 2 и Razor's Edge. Это была первая возможность сыграть в культовые игры на PC, однако к релизу издатель подошел максимально безответственно.

Оказалось, что Master Collection не позволяет игрокам менять разрешение в настройках. Для этого надо было выходить из игры и в параметры запуска Steam самому прописывать тип разрешения. Еще игра не реагировала на мышь и клавиатуру — играть можно было только на геймпаде.

Переиздание получило разгромные отзывы в Steam и соцсетях, но и это решению проблемы помогло не сразу. Переиздание Ninja Gaiden частично исправили лишь месяц спустя, добавив в меню настройки графики. А вот поддержку периферии так и не завезли — без геймпада не поиграть.

Патент на «Немезиду» от издателя Middle-earth





В начале 2021 Warner Bros. Interactive удалось запатентовать механику Nemesis из игр Middle-earth: Shadow of Mordor и Shadow of War. Это сложная система позволяет запоминать действия игрока и на их основании строить взаимоотношения между персонажами. В играх по «Властелину колец», например, враги могут убить главного героя и получить за это повышение. А когда персонаж воскреснет и вновь встретится со своими обидчиками, те его узнают и соответствующим образом отреагируют.

Выяснилось, что Warner Bros. пыталась заполучить этот патент целых пять лет. И на успех компании крайне негативно отреагировали разработчики других игр, назвав решение издателя «мерзким» и «отстойным». Геймдизайнеры писали, что подобные патенты сильно ограничивают творческую свободу и подают дурной пример. Мол, так можно запатентовать практически любую игровую систему.

Warner Bros. даже после критики не отказалась от патента. Известно, что сейчас компания работает над игрой про Чудо-женщину, где в каком-то формате вернется «Немезида».

Увольнения в Xsolla



Весной 2021 компания Xsolla, занимающаяся приемом платежей в онлайн-играх, одним письмом уволила сразу 147 сотрудников. В сообщении говорилось, что «команда big data проанализировала активности» в рабочих сервисах, почте, чатах, документах и отметила сотрудника как «невовлеченного и малоэффективного». Иначе говоря, решение об увольнении приняли не люди, а алгоритмы.

Разумеется, письмо быстро появилось в публичном доступе, и помимо способа увольнения многим показался неприемлемым тон обращения. Руководитель Xsolla Александр Агапитов хоть и пообещал помочь уволенным сотрудникам в дальнейшем трудоустройстве, но попросил не забыть «пожаловаться на несправедливость и поблагодарить» его. Когда письмо стали обсуждать в сети, он не отказался от своих слов, написав «Въ…те или у….те!» («трудитесь или уходите»).

Увольнения в Xsolla вызвали бурные обсуждения не только о профессиональной этике, но и об «эффективности» сотрудников. Критике подверглись и указанные в письме Агапитова метрики. Например, часть комментаторов отметила, что «активность в чатах» — странный способ оценки вовлеченности в рабочие процессы.

Продажи консолей и видеокарт





Еще одна проблема 2021 года — массовый дефицит железа. Начался он еще в 2020 году, когда из-за пандемии возник транспортный коллапс. Все это привело к тому, что производители техники столкнулись с дефицитом материалов, необходимых для производства, а доставка новой продукции существенно подорожала. Потом вверх полетели цены на криптовалюты.

В итоге купить в магазинах новые видеокарты и консоли практически невозможно. Магазины привозят новые партии редко, а раскупают их мгновенно — обычно этим занимаются перекупщики с помощью торговых ботов. Спустя несколько минут после очередной акции товар заканчивается, а на Avito и других площадках тут же появляются десятки предложений купить новую NVIDIA 30xx или PS5 по цене в 2-3 раза дороже РЦЦ.

DNS, OZON и «М.Видео» постоянно обещают решить проблему с перекупщиками, но пока безуспешно. После каждой распродажи соцсети магазинов наполняются отзывами недовольных покупателей, которые в очередной раз остались без консоли или видеокарты. Не обходится и без конспирологических теорий: многие винят в дефиците менеджеров магазинов, которые тайно отгружают партии железа друзьям-перекупщикам.

Инди в PlayStation Store





В июне основатель издательства Neon Doctrine Иэн Гарнер рассказал, как трудно продвигать игры в PlayStation Store. По его словам, Sony не дает разработчикам управлять продвижением игр на своей платформе, а чтобы новинка попала на главную страницу магазина, компанию буквально приходится «умолять».

Более того, даже сделать скидку на свою игру просто так нельзя. Сначала надо синхронизовать ее с распродажами на других платформами, причем и это можно сделать только по «специальному приглашению». Однако деньги решают любой вопрос: за 25 000 долларов Sony готова рекламировать любую игру.

Слова Гарнера подтвердили сотрудники других издательств, которые раскритиковали работу Sony. Они отметили, что работать с компанией сложно, даже если у вас есть возможность летать по всему миру и лично приходить на встречи. А вот авторам инди-игр со скромными бюджетами можно только посочувствовать.

GOG и Hitman





В сентябре 2021 в GOG появилась Hitman — первая часть из новейшей трилогии. Играть в нее теоретически можно без подключения к сети, но открытие новых возможностей, оружия и костюмов в оффлайне не предусмотрено.

Вскоре на странице игры стали публиковать огромное количество негативных отзывов. Игрокам не понравилось наличие DRM-защиты для получения бонусов и открытия новых стартовых точек. Они посчитали, что это требование противоречит правилам магазина. «Мы считаем, что без DRM жизнь станет гораздо проще, и поэтому в магазине GOG вы не найдёте ни игр, ни фильмов, отягощённых DRM или другими средствами защиты от копирования», — гласит официальный FAQ магазина.

GOG начал удалять негативные отзывы, чем только сильнее разозлил игроков. Количество плохих рецензий стало только расти, а магазин начали обвинять в обмане и грозить судом. В итоге игра пропала из GOG, а модераторы пообещали подумать над решением проблемы.

Избиение лесбиянки в Injustice





Летом 2021 разработчики мобильной версии Injustice 2 запустили акцию в честь празднования «Месяца Гордости», когда ЛГБТ-сообщества отмечают свободу и рассказывают, почему не стыдно испытывать сексуальное влечение к людям любого пола. В честь этого в игре запустили ивент, где главным противником становится героиня Ядовитый Плющ.

Правда, по канону комиксов она предпочитает девушек. И достаточно быстро стало понятно, что ивент про насилие над лесбиянкой — плохая идея. ЛГБТ-сообщество обрушилось на разработчиков с критикой, и те быстро отказались от события.

Запуск Battlefield 2042





После беты Battlefield 2042 у игроков возникли подозрения, что финальная версия шутера все же не будет такой красивой и увлекательной, как в дебютных трейлерах. Разработчики отказались от системы классов, таблицы рейтинга, а на огромной карте легко было остаться в одиночестве.

И финальная версия действительно не решила этих проблем. Формально, на релизе версия Battlefield 2042 вышла рабочей, пускай и с большим количеством багов. Однако уже спустя несколько дней веселья даже самые оптимистично настроенные игроки начали менять свое мнение. Фанаты пришли к выводу, что шутер стоило отложить: многие нововведения не работают, карты нормально не тестировали, а проблемы с балансом начинают быстро раздражать.

Итог предсказуем: меньше чем через месяц шутер получил первую скидку, причем сразу на 30%. Отзывы в Steam на основании почти 81 тыс. рецензий — «В основном отрицательные», а сама игра на 16 позиции в списке самых низкооценнных игр на площадке Valve. Количество игроков в Battlefield 2042 стремительно упало: сейчас в последнюю часть шутера играет меньше людей, чем в Battlefield V трехлетней давности.

Ошибки совершают все — главное уметь делать из них выводы и становиться лучше. Но большинство проблем в нашем материале не решаются за день, неделю или даже месяц. Они требуют изменений в ментальности людей, структурах компаний и бизнес-отношениях, и на это может уйти много времени.



Ещё по теме:


Обсудить