Сериал «Ведьмак» без игровых сюжетов: за и против

Что приобретет и что потеряет экранизация Netflix из-за решения следовать только романам Анджея Сапковского

Если в родной Польше, в России и некоторых других европейских странах ведьмака Геральта знали и любили задолго до выхода игр о его приключениях, то в США он прославился именно благодаря CD Projekt RED. Если бы не успех игр этой компании, то не факт, что Netflix взялась бы за создание экранизации, которую уже давно называют одним из самых ожидаемых телесериалов этого года. Тем не менее, шоураннер «Ведьмака» Лорен Хиссрич заявила, что не собирается использовать в сериале сюжеты из игр. Мы решили разобраться в плюсах и минусах такого решения.



Почему сериалу не нужны игровые сюжеты



Начнем с аргументов в пользу позиции Лорен Хиссрич. Приобретя права на экранизацию книг Сапковского, Netflix получил в свое распоряжение сильный и богатый материал, которого, в случае успеха, хватит на много сезонов. Первые две книги пана Анджея вообще идеально подходят для адаптации в формате телесериала. «Последнее желание» и «Меч Предназначения» состоят из повестей, которые связаны между собой персонажами, но при этом почти всегда обладают самостоятельными и завершенными сюжетами. То есть, более удачную основу для эпизодов или небольших сюжетных арок сериала сложно и представить.




За двумя сборниками повестей следуют пять полноценных романов, которые связаны масштабным общим сюжетом, и написанный позднее спин-офф «Сезон гроз». Противостояния государств и народов, войны и интриги, далекие путешествия и опасные приключения — всего этого в книгах Сапковского в избытке. Если тщательно переносить его сюжеты на экран, может оказаться мало даже тех семи сезонов, о которых сейчас говорит Хиссрич. Где уж тут добраться до событий игр? Чтобы сделать это за несколько сезонов, авторам пришлось бы нещадно торопить события и комкать сюжеты оригинальных романов. А это вряд ли понравилось бы как поклонникам «Ведьмака», так и обычным зрителям.

Добавить еще сезонов? Это вполне реальный вариант, но пока в истории Netflix есть лишь два сериала, продержавшихся по семь сезонов: «Карточный домик» и «Оранжевый – хит сезона». Так что о подобных планах говорить пока просто рано.

Конечно, создатели сериала наверняка в чем-то отклонятся от первоисточника. Другое дело, что в такой ситуации интереснее привнести в произведение что-то свое, чем просто воспроизвести наработки авторов другой адаптации. И действительно, судя по первому трейлеру «Ведьмака» от Netflix, в сериале куда больше внимания, чем в книгах, будет посвящено истории чародейки Йеннифер. В свое время разработчики из CD Projekt RED, оттолкнувшись от историй Сапковского, смогли создать собственные оригинальные и запоминающиеся сюжеты. И почему бы авторам сериала тоже этим не заняться?



Есть и другая важная причина, которая могла повлиять на решение Netflix не копировать творчество CD Projekt, — дурная репутация игровых экранизаций. Игры уже не раз доказывали, что с их помощью можно рассказывать не менее выдающиеся, глубокие и эмоциональные истории, чем посредством кино или книг. Однако рассказывают они их с помощью приемов, которые сложно перенести в формат кино или литературы. Отчасти поэтому среди многочисленных экранизаций игр по-настоящему удачных — считанные единицы.

В случае с «Ведьмаком» при экранизации неизбежно потерялась бы возможность выбора. Вспомним, скажем, один из самых драматичных и ярких квестов из «Дикой охоты» — «Дела семейные», в котором Геральт берется отыскать пропавших жену и дочь барона. Львиная доля популярности этой истории кроется как раз в том, что очень многое в ней зависит от решений игрока — без этого сюжет получился бы куда менее интересным и запоминающимся.

Наконец, у Netflix, вероятно, есть и причины правового характера. Сервис купил права на экранизацию именно книг Сапковского, а с CD Projekt RED пришлось бы договариваться отдельно. Учитывая, что отношения между писателем и разработчиками игры далеки от идеальных, достичь соглашения было бы очень трудно, если вообще возможно.

Почему экранизации будет недоставать игровых историй





Главный минус отказа от использования игровых сюжетов связан с разницей в популярности книг и игр – все-таки «Ведьмак» превратился в международный культурный феномен именно благодаря серии от CD Projekt RED. Найдется немало поклонников, для которых знакомство с Геральтом не только началось с игр, но ими и ограничилось.

Другой важный момент – стилистика вселенной. Для миллионов герои цикла и сам мир «Ведьмака» выглядят именно так, как они выглядят в играх. Именно поэтому первый же трейлер телевизионного «Ведьмака» породил столько дискуссий – «игровых» зрителей удивило то, как мир Сапковского выглядит на экране. Темнокожие дриады, доспехи будто из кустарного косплея 90-х годов и общее впечатление «стандартного фэнтези» плохо подходят для проработанной до мелочей вселенной Сапковского. Окончательные выводы делать еще рано, но если сравнивать трейлер с игрой, то пока у CD Projekt получилось намного лучше.

Прекрасно удалось игровой серии и расширить вселенную, привнеся в нее новые конфликты, истории и действующих лиц. Что особенно примечательно, новые персонажи, вроде главы темерского спецназа Вернона Роше или сурового и таинственного ведьмака Лето, получились не хуже, чем герои оригинальных книг. И мы были не прочь увидеть в сериале хотя бы эпизодические сцены, связанные с этими персонажами — например, первую встречу Геральта и Лето.



Наконец, нельзя не отметить аспект, в котором игры, пожалуй, превзошли оригинальный цикл Анджея Сапковского. Заканчивать эпические саги всегда непросто, что недавно подтвердила «Игра престолов». Вот и Сапковскому финал «Ведьмака» явно давался тяжело: многие читатели считают, что завершение цикла получилось у автора смазанным (и я разделяю их мнение). А вот в трех играх серии сюжет почти не теряет динамику, да и развязку можно смело можно назвать более впечатляющей, чем в книжном первоисточнике.

Конечно, рассуждать о финале сериала, когда тот еще не начался, явно преждевременно, но это — важная составляющая любой истории. Игры в этом отношении могли бы стать для авторов сериала хорошим ориентиром.

Аргументов «за» и «против» позиции шоураннера «Ведьмака» в отношении наследия игровой серии набралось примерно поровну. Впрочем, даже без связи с играми экранизация книг Сапковского станет одним из самых примечательных телевизионных релизов года. И будем надеяться, она окажется таким же громким событием в мире сериалов, каким стал The Witcher 3 для жанра RPG.

Обсудить