Оглавление

«Серый человек» — впечатления от самого дорогого фильма Netflix

Кино с бюджетом в $200 млн, которое забудешь на следующий день

22 июля на Netflix вышел «Серый человек» — боевик от режиссеров последних «Мстителей» братьев Руссо. Картина получила самый большой бюджет в истории онлайн-кинотеатра и звезд первой величины: Ану де Армас, Райана Гослинга, Криса Эванса и Билли Торнтона. Эти же режиссеры сняли неплохой боевик «Первый мститель: Противостояние», поэтому шансы на хорошее кино все же были.



С самого начала «Серый человек» дает понять, что ничего интересного от сюжета ждать не стоит. Персонаж Гослинга сидит в тюрьме, к нему приходит хамоватый ЦРУшник и предлагает работать на разведку, чтобы «убивать плохих парней». Более клишированную завязку для боевика представить сложно, но авторы фильма не останавливаются и собирают в одном кино все клише жанра. Истеричный начальник-предатель, его более вменяемая заместитель, мрачный герой и девушка, которая сначала ему не доверяет, но потом решает помочь. И, конечно, неадекватный злодей, готовый убивать детей и при этом злобно хохотать.

Диалоги героев тоже поражают абсурдностью. Любимый прием сценаристов — повторять за собеседником фразу или отвечать на вопрос теми же словами, но с утвердительной интонацией. К счастью, диалогов в кино не очень много, поэтому слишком часто страдать не придется.

Но от «Серого человека» никто и не ждал увлекательной истории и проработанных персонажей. Братья Руссо специализируются на экшене, и именно на него хотелось посмотреть. Увы, но снят и смонтирован новый фильм преимущественно отвратительно: такой позор сейчас не найти даже в дешевых сериалах. Количество склеек во время драк заставляет вспомнить печально известную «Заложницу 3», где любое действие героя резали на три отдельных кадра, а через 10 минут от хаотичной картинки начинало тошнить.

Знаменитая сцена из «Заложницы 3» — целых 14 монтажных склеек на один прыжок через забор в 6 секунд


Беда не только в огромном количестве склеек. Сама структура боевых сцен не поддается никакому внятному объяснению: все в них будто специально сделано для того, чтобы замаскировать посредственность постановки. Например, первая же драка в фильме происходит под открытым небом, где взрываются фейерверки. Этот фон можно было использовать, например, для интересного освещения боя, но Руссо превращают сцену в набор несвязанных, быстро сменяющихся кадров. Удар, удар, крупный кадр салюта, удар, небо, салют, удар, пролет камеры, удар! В другом эпизоде герой дерется с фальшфейерами в руках, из-за чего происходящее на экране тоже не разобрать — зритель видит только рывки тел в дымке. Даже современное индийское кино, которое любит использовать уместный и неуместный абсурд в экшен-сценах, показывает экшен чище.

Дроны — еще одна беда фильмов последних двух лет. Режиссеры дорвались до новой технологии, но пока еще не понимают, как ее использовать, из-за чего съемки с ее применением выглядят печально. «Серый человек» не исключение: в фильме есть пара удачных моментов, снятых дронами, но в остальное время камера просто летит по прямой или разок петляет, превращая потенциально зрелищный для традиционной камеры момент в посредственный кадр. Руссо стоило посмотреть «Скорую» Майкла Бэя, где режиссер тоже не мог оторваться от новой технологии: получалось слишком головокружительно, но хотя бы необычно.

Сам экшен часто поставлен безвкусно: с огромным количеством посредственной графики и абсурдной физикой. Об уровнях серий «Миссия невыполнима» или «Бондианы» речи даже не идет. Драки выглядят плохо, герои лениво обмениваются ударами, в которых никакого импульса не чувствуется. Но чаще ставка в «Сером человеке» сделана на масштабные сцены: есть, например, эпизод с разваливающимся самолетом из Uncharted и большая перестрелка в Праге с участием нескольких десятков человек. Финальный штурм тоже напоминает видеоигру, где герой просто бежит на врагов и стреляет по ним из гранатомета.



Но не все в фильме плохо. Например, у Криса Эванса получился классный злодей: максимально вторичный, зато сыгран здорово. Психопат угрожает всем подряд, любит пытать людей, а любой контраргумент даже от союзников воспринимает как личную обиду и тут же тянется за пистолетом. Актеру не впервой играть подлецов, но после почти 10 лет в роли добряка Капитана Америки новый образ выглядит особенно ярко.

В экшен-сценах тоже бывают хорошие моменты. Стоит авторам перестать яростно рубить отснятый материал и сделать хотя бы несколько кадров дольше пары секунд, как смотреть на драки становится интересно. Есть в фильме и изобретательное использование в боях предметов: например, дефибриллятора и шнуров электропроводки. А в эпизоде с самолетом герой скачет по всему фюзеляжу, безуспешно пытаясь поймать парашют.

Темп у фильма тоже хорош. Авторы совсем плохих боевиков иногда пытаются неумело раскрывать персонажей, но создатели «Серого человека» явно понимали, какое кино делают. Диалогов — минимум, а от одной экшен-сцены тут быстро переходят к другой. Фильм идет два часа, но благодаря динамике пролетает незаметно.

Никто не ждет от каждого боевика драк уровня «Рейда», а от актеров — подготовки как у Тома Круза или Киану Ривза. Но в «Сером человеке» даже минимальные правила постановки экшена не соблюдены, хотя всем они давно известны. Получился очень хаотичный боевик с отвратительным монтажом и операторской работой. Даже если актеры и хореографы старались, этого в новом фильме Руссо часто не разглядеть.

Как одноразовое развлечение на один вечер «Серый человек» все же работает. Кино получилось насыщенным, масштабным и динамичным, да и не каждый день в онлайн-кинотеатрах выходят фильмы за $200 млн. Но забывается картина до обидного быстро: гораздо быстрее конкурентов, которых сняли 11 лет назад буквально в 200 раз дешевле.


Ещё на PLAYER ONE:


Обсудить