Шедевр за шедевром: во что мы играли 10 лет назад

Вспоминаем лучшие игры 2011 года — Batman: Arkham City, Uncharted 3, Dead Space 2, Battlefield 3 и, конечно, Skyrim

Можете себе представить, что в один год вышли Skyrim, «Ведьмак 2», Dark Souls, Portal 2, Crysis 2, Batman: Arkham City, Dead Space 2, L.A. Noire, Deus Ex: Human Revolution, Gears of War 3, Battlefield 3, и это только половина списка громких релизов? Вот и мы удивляемся, но именно таким получился игровой 2011 год. Под конец 2021 в условиях продолжающейся пандемии и бесконечных переносов мы решили вспомнить, во что мы играли 10 лет назад.

Андрей Александров, главный редактор



The Elder Scrolls V: Skyrim





В TESV: Skyrim я играл по редакционному заданию — нужно было написать рецензию для уже закрывшегося сайта Gamebox. И отлично помню, что в рецензиях тогда было популярно искать ответ на вопрос «как вообще получилось, что в конце 2011-го мы все повально сошли с ума из-за столь старомодной игры, как Skyrim?» Ответов на этот вопрос было дано много, но меня тогда, пожалуй, не устроил ни один из них.

И только сегодня, 10 лет спустя, становится ясно, что это не Skyrim был старомодной игрой, а многие вещи, которые в 2011-м мы считали однозначным будущим видеоигр, оказались лишь мимолетной модой. В Bethesda же взяли на вооружение формулу, которая может работать годами и даже десятилетиями: запоминающийся сеттинг, эпический сюжет, большой мир со свободой выбора, красивая графика и отличная поддержка пользовательских модификаций. Результат мы видим до сих пор: 10 лет спустя Skyrim пережил два крупных переиздания и продолжает жить как за счет тех, кто в очередной раз перепроходит классический сюжет, так и благодаря энтузиастам — в игре уже несколько десятков тысяч различных пользовательских модов.

Deus Ex: Human Revolution





Human Revolution многие ждали с настороженным нетерпением. С одной стороны, это было долгожданное продолжение (вернее — приквел) игры, которая стала культовой в 2000 году. С другой — повторить успех оригинальной Deus Ex в свое время не удалось даже ее создателю Уоррену Спектору, который в 2003-м выпустил разгромленную фанатами Invisible War. А над Human Revolution Уоррен и вовсе не работал — игру передали в руки Eidos Montreal.

И эти самые руки выпустили настоящий шедевр. Deus Ex: Human Revolution оказалась практически идеально выверенной игрой: киберпанк-сеттинг, в который хотелось верить, захватывающий и философский сюжет, харизматичный главный герой, интересный геймплей с несколькими стилями прохождения и, конечно, отлично работавшая механика аугментаций. Можно сказать, что игра почти полностью повторила судьбу своей прародительницы — стала культовой, а в 2016-м получила продолжение Mankind Divided, вновь разгромленное прессой и фанатами.

Dragon Age 2





Ожидания от Dragon Age 2 были вполне понятными — нам хотелось такого же эпического приключения, как в первой игре, и ради этого приключения мы были готовы простить проекту многое, от устаревшей графики до багов и проблем с балансом.

Начало при этом было многообещающее: новый малознакомый город, где можно было освоиться с азами игры, чуточку прокачаться и найти боевых товарищей, обещание Большого Путешествия в недалеком будущем, с которого наверняка должны были начаться приключения в бесконечном игровом мире… Но на поверку Большое Путешествие заканчивалось чуть ли не через несколько часов игрового времени, после чего игрока возвращали во все тот же город, давали порезвиться еще немного времени и показывали финальные титры. В целом по меркам RPG-жанра Dragon Age 2 была не самой короткой игрой, но после эпичного оригинала такой подход выглядел плевком в лицо аудитории.

Обидно, что в проекте не работали и другие вещи, за которые многие полюбили Dragon Age 2. Нелинейность в большинстве случаев была показной: порой, даже если ты выбирал «нестандартный» вариант ответа, собеседники быстренько объясняли тебе, что нет, так мы делать не будем, после чего события развивались по единственной задуманной разработчиками линии. В команде героя почти не было харизматичных персонажей, а в романтической линии с самой привлекательной спутницей можно было особо и не стараться — девушка сама брала инициативу с первых минут знакомства.

inFamous 2





Продолжение inFamous — игры, авторы которой выдумали одну из самых удачных развлекательных формул в истории. Все очень просто: берем супергероя с крутыми способностями, помещаем его в объятый анархией город, который можно разнести почти до кирпичика, добавляем более или менее увлекательный сюжет и набор дополнительных развлечений — и все, несколько десятков часов увлекательного экшена гарантированы. Пожалуй, единственная проблема inFamous 2 заключалась в том, что “вау-эффект” был чуточку поменьше, чем от первой части — но это нормальная для продолжения вещь.

Наталья Одинцова, заместитель главного редактора



Tactics Ogre: Let Us Cling Together





Почувствовать себя полководцем можно, даже управляя небольшим отрядом, — нет того ощущения масштабности, как в Total War, где на поле боя сталкиваются огромные армии, зато каждый юнит — прямо как родной. Этим и славятся тактические RPG. 2011 год дал поклонникам жанра серьезный повод для радости — Square Enix выпустила в США и Европе PSP-ремейк Tactics Orge Ясуми Мацуно (в Японии он вышел в 2010-м). До этого на PSP уже вышла обновленная версия другой легендарной тактической RPG от Мацуно, Final Fantasy Tactics, — с очень стильно перерисованной графикой, добавленными катсценами, мультиплеером и свежим переводом (оригинал страдал от плохой локализации). Tactics Ogre, как выяснилось, переделали ничуть не менее основательно.

Сам Мацуно использовал термин «переосмысление», описывая игру. Перемены почти не затронули сюжет: Tactics Ogre по-прежнему рассказывает о гражданской войне в отдельно взятом псевдосредневековом островном королевстве. Если бы не вымышленные названия различных фракций, территорий и знатных родов, происходящее очень походило бы на серьезный исторический роман — с конфликтами между разными этническими группами, политическими интригами и личными драмами отдельных героев. Пошаговые бои с участием небольших отрядов все так же увлекательны, а новые особенности делают прохождение гораздо удобнее, чем раньше. Так, можно откатить произошедшее в схватке назад (вплоть до 50 ходов), чтобы исправить допущенную в бою ошибку (эту особенность сильно позднее позаимствуют авторы серии Fire Emblem). Легче стало и изучать альтернативные сценарии развития компании — после первого прохождения открывается доступ к развилкам, где можно поменять свой выбор (т.е. заново начинать игру с нуля не требуется).

L.A.Noire





Я настолько люблю игры про расследования, что для меня не проблема, если они будут чисто текстовыми вроде старых квестов о Шерлоке Холмсе (настолько старых, что команды нужно вводить словами). Однако L.A.Noire — это редкий пример детектива для тех, кто любит ААА-игры: местный Лос-Анджелес — открытый мир в духе GTA, и в жизни героя есть место не только размышлениям, но и погоням на автомобилях, и перестрелкам. Экшен-эпизоды, впрочем, нравятся мне гораздо меньше собственно расследования: изучения улик на местах преступлений и допроса свидетелей.

Как-то я уже писала, почему L.A. Noire всячески заслуживает внимания. Если вкратце, то это отличная возможность почувствовать себя следователем в Лос-Анджелесе конца 40-х и вдоволь проникнуться атмосферой. Роковые певицы, продажные полицейские, дьявольски хитрые криминальные схемы, одинокие детективы — все приметы нуарных триллеров на месте. А разговоры с очевидцами и подозреваемыми — так и вовсе одна из лучших особенностей происходящего, и у вас не раз будет повод вспомнить доктора Лайтмана из «Обмани меня» (тем более что в относительно свежем ремейке лучше обставлен выбор реплик).

Bulletstorm





Разработанный People Can Fly шутер от первого лица предлагает сюжет в духе боевиков категории «Б» и идеально подходит для того, чтобы спускать пар. Главные герои оказываются на совершенно дикой планете, где полно безумных отморозков, а природа такая, что Австралия с ее обилием ядовитых тварей позавидует. Как тут выжить? Конечно же, изобретательно расправляясь со всем, что пытается расправиться с тобой. Бросаешь электрохлыстом врага на кактус — получи дополнительные очки за находчивость, успеваешь застрелить противника, пока тот летит в воздухе, — держи еще очки. При желании одиночную кампанию можно пробежать за 5-6 часов, и это прекрасно (все-таки иногда хочется приключений не на 50+ часов). А для поклонников командного спорта есть кооперативный мультиплеер.

В 2011 году был еще один повод дать Bulletstorm шанс — Epic-издание для Xbox 360 шло в комплекте с пропуском в бета-версию мультиплеера Gears of War 3. Увы, все это тогда не помогло — игра считается коммерчески провальной. Ремастеру 2017 года повезло больше — глава People Can Fly заявил, что продажи были очень хорошими.

Gears of War 3





Одним из главных релизов 2011 года стала Gears of War 3 — научно-фантастический шутер о том, как в далеком будущем люди ведут по всем приметам безнадежную войну с Саранчой и чуть было не проигрывают ее окончательно. Суть Gears of War хорошо знакома всем, кто хоть раз ее запускал — стрелять тут предлагают от третьего лица, а во время схваток очень важно грамотно использовать укрытия. В истории хватает внезапных поворотов и ярких сцен, и хотя в 2011 году выпуск журили за нехватку инноваций, перестрелки здесь все равно приносили немало радости.

Knight’s Contract





Японский экшен с псевдосредневековым миром и необычной концепцией — управлять нужно то охотником на ведьм, то ведьмой, причем чтобы оба героя могли восстановить здоровье, охотник должен носить ведьму на руках. Другое дело, что сам геймплей подкачал — больше всего крови у меня попили частые QTE, во время которых требовалось не просто наклонять стик контроллера в нужную сторону, а наклонять его медленно (и вас об этом никто не предупреждал). Графика тоже не впечатляла, и в итоге Knight’s Contract заслуженно прошла практически незамеченной. До британской DmC оставалось еще два года (та вышла в 2013), а до Bayonetta 2 — еще больше.

Илья Маховиков, руководитель новостного раздела



Batman: Arkham City





Если Batman: Arkham Asylum возродила веру в крутые игры про супергероев, то ее сиквел развеял все сомнения о будущем франшизы и студии. Rocksteady отправила фанатов в мрачную, захваченную преступниками часть Готэма, где Бэтмену предстояло сразиться со своими злейшими врагами, а в конце столкнуться с самим Джокером. Большой открытый мир, зрелищные сражения, новые гаджеты, возможность играть за Женщину-кошку — Arkham City была не просто слегка улучшенной первой частью, а большой, прокачанной по всем параметрам игрой.

Сиквел вышел настолько хорошим, что чаще именно его называют лучшей частью франшизы. Экшен получил множество наград, в том числе как лучшая игра года, а Origins и Arkham Knight после нее воспринимались куда спокойнее. Отдельной похвалы заслуживает финал Arkham City — неожиданный, мрачный, оставляющий игрока с тяжелым чувством слишком дорогой победы.

Uncharted 3





Третья игра про Нэйтана Дрейка попала в ту же ловушку, что и Arkham Knight. Сиквел настолько круто смотрелся на фоне первой части, что Uncharted 3 при всех достоинствах выглядела менее революционно. Но это совсем не значит, что приключение получилось хуже. В триквеле герой с друзьями отправились на поиски «Атлантиды песков», а разработчики успели рассказать и про молодость Дрэйка на уровнях-флэшбэках.

В Uncharted 3 хватало зрелищных сцен, сюжетных поворотов, личных историй и интересных загадок. А еще именно в этой части был, пожалуй, самый зрелищный экшен-эпизод, в котором герой оказывался в разваливающемся в воздухе самолете. Именно эту сцену добавят и в экранизацию с Томом Холландом.

Dead Space 2





После успеха первой части Dead Space было очевидно, что Visceral Games обязана сделать продолжение. И в 2011 студия его выпустила, причем Dead Space 2 была во всем лучше оригинала. Не всем фанатам понравилась смена динамики в сторону экшена, но команда не хотела повторяться, да и напугать игроков старыми методами было сложно.

Dead Space 2 не церемонилась с игроком и сразу бросала его в гущу событий, а потом регулярно шокировала безумными эпизодами. Мертвые дети, самостоятельная хирургическая операция на глаз, новые монстры и десятки анимаций смертей главного героя — сложно было представить, что игра подкинет в следующей главе.

Star Wars: The Old Republic






В декабре 2011 свет увидела Star Wars: The Old Republic — ММО во вселенной «Звездных войн», события которой разворачивались во времена Старой республики. Многим фанатам вселенной нравится этот период даже больше основной эпохи, а еще игра была духовным наследником культовой дилогии Star Wars: Knights of the Old Republic. Онлайн-экшен рекламировали красивыми, дорогущими CGI-роликами (их сейчас перевыпустили в 4K), да и основной бюджет был внушительный: SW:TOR все еще входит в пятерку самых затратных в разработке игр в истории.

На релизе MMO получила преимущественно восторженные отзывы. Игру хвалили за разнообразие классов, интересный сюжетный контент (особенно за темную сторону) и гибкость в прохождении — играть в SW:TOR без проблем можно было даже одному. Однако критики сходились во мнении, что от других ММО новинка мало отличается, поэтому едва ли ей суждено «убить World of Warcraft» или других конкурентов.

Так и случилось: SW:TOR стала достаточно популярной игрой среди фанатов вселенной, однако совершить революцию в жанре у нее не получилось. Но пропасть в ней на несколько сотен часов можно без проблем.

Portal 2





После успешной, но по признанию самой Valve все же экспериментальной Portal компания начала работу над сиквелом. В апреле 2011 Portal 2 добралась до прилавков, завоевав как любовь критиков и игроков, так и множество престижных наград.

Сиквел получился заметно лучше оригинала. Во второй части было больше головоломок, сюжета, противников, юмора, однако главным нововведением стал кооперативный режим. По сути, игроки получили сразу две игры с разными историями: новую главу в жизни девушки Челл и приключение роботов Атласа и Пи-Боди.

Portal 2 даже спустя 10 лет остается одной из лучших кооперативных игр. Ей удается удачно балансировать сложность и постоянно подталкивать игроков к новым свершениям.

Battlefield 3





У серии Battlefield не было больших пауз с 2002 года, когда вышла Battlefield 1942, но именно в 2011 казалось, что серия вышла на совершенно новый уровень. DICE перешла на новый движок Frostbite 2, сделала большую сюжетную кампанию, улучшила систему освещения, разрушений, а еще постаралась добиться реалистичности в поведении различных видов оружия. Выглядела игра превосходно: после дебютных трейлеров многие даже не верили, что студия сможет добиться такой графики.

Главным украшением Battlefield 3 стал мультиплеер. Масштабные бои с использованием техники выгодно смотрелись на фоне Call of Duty: конкурент сильно отставал технологически, да и мог предложить ничего глобальнее камерных перестрелок на маленьких уровнях. Именно с Battlefield 3 появилось движение Only in Battlefield — серии пользовательских роликов, в которых фанаты показывали самые зрелищные моменты из сетевых баталий.

Assassin's Creed: Revelations





Сиквел Assassin's Creed получил так много восторженных отзывов, что Ubisoft не смогла распрощаться с главным героем после одной игры. Историю Эцио сначала продолжили в Assassin’s Creed: Brotherhood, а потом закончили в Assassin's Creed: Revelations. Эти игры не получили цифр в названии и скорее были частями одной большой трилогии. В Revelations постаревший герой по следам Альтаира из самой первой Assassin's Creed приезжает в Константинополь, столицу Османской империи, — искать утерянную библиотеку Ордена ассасинов.

Именно в этой игре появились бомбы, которые можно было крафтить, а количество их комбинаций по способу срабатывания, мощности и эффектам превышало 120 штук. Способность «Орлиное чутье» предсказывала путь персонажей, а «нож-крюк» позволял скользить по тросам и быстро перемещаться по городу — явный источник вдохновения для крюка-кошки в AC: Syndicate.

В целом Revelations была необязательной, но все же любопытной для фанатов франшизы игрой. Поклонники наконец узнавали, как закончилась жизнь Альтаира, раскрывали новые тайны Первой цивилизации и видели, как Эцио уходит на пенсию. Правда, и эта игра не завершила историю героя — смерть самого известного ассасина показали позже, в мультфильме Assassin's Creed: Embers.

Фазиль Джинджолия, редактор



Dark Souls





Хотя фундамент жанра Souls-like заложила еще Demon's Souls, вышедшая эксклюзивно для PS3 в 2009 году, именно «Темные души» смогли первыми ворваться в мейнстрим. Dark Souls стала успешной благодаря комбинации трех факторов: релизу сразу на нескольких платформах, хитрой маркетинговой кампании, акцентирующей внимание на зубодробительной сложности «Душ», а также за счет высокого уровня качества самой игры. Последняя причина — самая важная: вот уже десять лет Dark Souls остается примером образцового геймдизайна, с какой стороны на нее не взгляни. Тут и отличная боевая система с богатым арсеналом разнообразного оружия, запоминающиеся боссы, с которыми интересно сражаться, безупречный дизайн мира (уровни переплетаются друг с другом, словно нити паутины, причем часто — довольно неочевидным образом) и нестандартный способ подачи сюжета и лора, который мотивирует игрока по крупицам собирать любую информацию о вселенной и выдвигать собственные гипотезы, что же происходит на самом деле. А еще Dark Souls не стареет благодаря уникальному арт-стилю (европейское фэнтези глазами японских художников) и эпическому саундтреку, вместе создающими по-настоящему неповторимую атмосферу.

Total War: Shogun 2






Warhammer 2, может, и остается лучшей Total War в целом, но если говорить именно об исторических играх серии, то тут корона по-прежнему принадлежит Shogun 2. Цепляет она многим, начиная от сеттинга (S2 посвящена периоду феодальной раздробленности Японии) и заканчивая геймплеем. Практически каждая механика этой конкретной Total War была отполирована до блеска. Например, глобальная карта получилась идеального размера: не слишком большая, но и не слишком маленькая. Кроме того, «древо» технологий в Shogun 2 оказалось более проработанным, чем в других частях серии: его «ветки» существенно влияют на боеспособность юнитов, поэтому грамотному развитию необходимо уделять немало внимания. К тому же здесь куда интереснее осаждать замки или оборонять их, потому что ИИ ведет себя на удивление смышлено. Да и вообще в Shogun 2 веселее сражаться, чем в других Total War благодаря на удивление сбалансированным фракциям: тут практически нет «имбовых» юнитов, поэтому побеждать оппонентов приходится собственной смекалкой, а не какими-то супер-солдатами, доступными лишь твоему клану.

Mortal Kombat





Хотя в начале 90-х серия Mortal Kombat была на слуху во всем мире, с переходом на 3D графику ее слава постепенно начала угасать. Почти все игры франшизы, выпущенные после третьей MK, вызывали неоднозначную реакцию фанатов из-за спорных геймплейных изменений, неудобной камеры или добавления неинтересных новых бойцов. К счастью, девятая Mortal Kombat, выпущенная в апреле 2011, сумела вдохнуть в серию новую жизнь и вернуть ее к истокам.

Mortal Kombat 2011 стала своего рода перезапуском всей франшизы. В плане геймплея она получилась куда ближе к легким в освоении двухмерным частям, плюс авторы добавили в новую игру практически всех культовых бойцов старых MK и, что немаловажно, полноценный сюжетный режим, рассказывающий в новых подробностях знакомую, но столь увлекательную историю оригинальной трилогии. В итоге студия NetherRealm смогла сделать игру, интересную как новичкам, желающим с нуля познакомиться со вселенной Mortal Kombat, так и ветеранам франшизы, соскучившимся по Скорпиону, Саб-Зиро и другим персонажам своего детства.

«Ведьмак 2»





В какой-то степени именно «Ведьмака 2», а не «Дикую охоту», можно назвать пиком серии. По крайней мере, если в RPG вас в первую очередь интересуют нелинейность и отыгрыш роли. Да, во второй части нет открытого мира, нет поездок на лошадях, нет бесконечных секретов, раскиданных по гигантской карте, зато «Ведьмак 2» может похвастаться куда более комплексными квестами и гораздо более проработанной сюжетной линией с политическими интригами уровня «Игры престолов». Решения, принятые в первой половине сюжета, определят, про что будет вторая половина игры, а именно — в какую локацию занесет Геральта, и какие задания и персонажи будут его там ждать. Далеко не все разработчики решаются на столь смелый шаг, чтобы спрятать львиную долю контента за опциональным вторым прохождением.

2011 год вышел одним из самых богатых на игры. В этом материале мы обошли стороной Call of Duty: Modern Warfare 3, Crysis 2, Killzone 3, Dead Island, Saints Row: The Third, Warhammer 40,000: Space Marine, The Legend of Zelda: Skyward Sword и многие другие хиты калибром поменьше. Может, какая-то игра из той эпохи особенно запомнилась вам? Ждем ваши истории в комментариях!

Обсудить