Оглавление

Снова Ж.Д.А.Л.К.Е.Р.? Почему перенесли S.T.A.L.K.E.R. 2 и чего ждать дальше

Вспоминаем основные вехи разработки второй части культовой для СНГ-региона игры — от анонса и первых скриншотов до попытки внедрения NFT и (почти) неожиданного переноса сразу на семь месяцев

15 мая 2018 года стало счастливой датой для миллионов игроков по всему миру — основатель GSC Game World и «отец» серии S.T.A.L.K.E.R. Сергей Григорович сообщил, что его студия работает над полноценным сиквелом. Спустя некоторое время в сети появилось несколько впечатляющих трейлеров и скриншотов (не только батона). А на Е3 2021 разработчики объявили, что проект, который ждут не меньше, чем GTA 6 или новую часть The Elder Scrolls, выйдет в конце апреля 2022 года. Однако 12 января разработчики сообщили, что релиз переносится аж на конец 2022 года. Сегодня мы решили вспомнить весь известный путь разработки S.T.A.L.K.E.R. 2, предположить, почему произошел перенос и чего ждать дальше.

Нынешняя разработка S.T.A.L.K.E.R. 2 — уже вторая по счету. В первый раз сиквел начали делать еще в августе 2010 года, когда после релиза крупного аддона «Зов Припяти» прошло 10 месяцев. Григорович тогда заявил, что его удовлетворили официальные продажи серии, которые перевалили за отметку в 4 млн экземпляров. Было заявлено, что вторая часть выйдет не только на PC, но и на Xbox 360 и PlayStation 3. Но, похоже, что-то тогда пошло не так — и в декабре 2011 года руководитель GSC свернул разработку и распрощался со всем трудовым коллективом.

Повод вновь поговорить о том, какой могла бы быть вторая часть образца 2010-2011 года, появился летом 2021 года — тогда в сети появилось немало материалов из отмененной игры. Вот, например, часть концепт-артов:



«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. 2» решила воссоздать группа энтузиастов— летом 2021-го они показали скриншоты проекта, названного S.T.A.L.K.E.R. 2: OId Concept, и рассказали, что делают его на движке X-Ray Engine v2.0. Однако на популярном фан-сайте Ap-pro отмечается, что судьба практически всех подобных фанатских затей одна — они, как правило, закрываются на ранней стадии разработки.



Во время работы над «вторым» S.T.A.L.K.E.R. 2 в GSC выбрали новую тактику — первые полтора года с момента анонса информация об игре поступала крайне скупо. В эксклюзивном для PLAYER ONE интервью, которое было взято в конце 2019 года, PR-менеджер компании Захар Бочаров лишь намекал, что 2020 год будет для команды разработчиков важнее, чем 2019-й. Тогда же он, к слову, вспомнил многочисленные переносы первого S.T.A.L.K.E.R. (из-за чего игру в народе прозвали «Ж.Д.А.Л.К.Е.Р.»): «В случае с первым S.T.A.L.K.E.R. были очевидные проблемы, переносы и так далее. Все это кристаллизовалось в опыт, и сейчас не хочется проходить это снова».

В феврале 2020 года авторы S.T.A.L.K.E.R. 2 ответили на частые вопросы фанатов. Когда поклонники поинтересовались, как долго ждать релиза игры, в компании заявили: «Точно не придется ждать столько же, сколько прождали с выхода «Зова Припяти». Тогда же стало известно, что S.T.A.L.K.E.R. 2 — новая игра, а не продолжение разработки, отмененной в 2011 году.

Вскоре пандемия коронавируса вынудила GSC перейти на «удаленку», и, по словам Бочарова, это даже в какой-то степени ускорило разработку. В марте 2020 года авторы показали первый полноценный скриншот S.T.A.L.K.E.R. 2. Любопытно, что впервые часть этого изображения засветилась на конференции Games Gathering четырьмя месяцами ранее.


Один из народных умельцев позже превратил скриншот в трехмерную сцену


С тех пор на несколько месяцев GSC замолкла. В условиях информационного голода энтузиасты стали делать атмосферные фанатские трейлеры.



А автора этого ролика под ником DKUD вскоре пригласили на работу в GSC, где он трудится до сих пор


В июле 2020 года разработчики показали на Xbox Games Show (в рамках E3 2020) первый полноценный ролик с кадрами из S.T.A.L.K.E.R. 2. Он, к слову, стал одним из самых просматриваемых по итогам конференции от Microsoft.



«С помощью нашего первого видео мы хотели дать вам почувствовать атмосферу, а также показать мир, в котором вы будете путешествовать», — отметили авторы. Они пообещали полностью открытый мир и переосмысление системы A-Life 2.0 — монстры, сталкеры и фракции будут постоянно взаимодействовать друг с другом, даже если игрока нет рядом и он этого не видит. В GSC Game World также пообещали, что каждое сложное решение игрока будет на что-то влиять, и все это создаст эпическую, разветвленную историю, кульминацией которой станет множество разных концовок. Также стало известно, что S.T.A.L.K.E.R. 2 будет временным эксклюзивом Xbox Series X и Windows и сразу на релизе попадет в Game Pass.

Дальше GSC Game World стала гораздо чаще демонстрировать игру, пусть и понемногу. Так, в сентябре 2020 года авторы опубликовали два новых изображения из S.T.A.L.K.E.R. 2. На них — локация АТП на Кордоне в двух вариациях: до аварии на Чернобыльской АЭС 1986 году и после. В комментариях некоторые игроки уже предположили, что фото намекают на флешбеки главного героя или временные аномалии.




Вскоре появились еще два новых арта с церковью до и после аварии на ЧАЭС. Локация встречалась игрокам в «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». «Мы слишком долго сидим в этой чёртовой трясине! Мне уже начинает казаться, что в мире больше ничего нет, кроме Болот. А кто-то говорил мне, что раньше топей здесь не было — так, равнина, на ней поля, сёла, хутора...», — гласило описание к артам.




В октябре пользователи увидели железнодорожные пути «Припять-1», которые идут от Припяти до завода «Юпитер» — впервые его можно было увидеть в «Зове Припяти».





А в конце декабря GSC Game World выпустила первый геймплейный тизер-трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2. На минутном видео под кавер-версию композиции «Линия жизни» группы «Сплин» можно увидеть несколько комнат. Авторы раскрыли и имя главного героя — в планшетном компьютере появляется имя «Скиф». В конце ролика персонаж сталкивается с Полтергейстом.



В 2021 году новостей про S.T.A.L.K.E.R. 2 стало в разы больше. Только за первые три месяца авторы показали новый скриншот, новые концепт-арты, модели оружия и впечатляющий ролик о процессе разработки игры.




Бочаров пообещал, что S.T.A.L.K.E.R. 2 «будет намного более стабильной игрой на релизе, чем проблемное «Чистое Небо». Он также еще раз напомнил, что в игре будет огромный бесшовный мир.

Позже в качестве первоапрельской шутки авторы представили «самое опасное оружие» из игры.



Через несколько недель украинский актер озвучки и диктор Александр Вилков сообщил в своем Instagram-аккаунте о начале работы над озвучкой S.T.A.L.K.E.R. 2. По его данным, релиз был предположительно намечен на зиму 2021-2022 года. Захар Бочаров вскоре прокомментировал информацию, призвав доверять лишь официальным данным от разработчиков и расценивать сведения от других источников как слухи.

Наконец, 13 июня на E3 в рамках Xbox & Bethesda Games Showcase был представлен геймплейный трейлер (правда, многие сцены в нем были явно постановочными, что заставило поклонников вновь переживать за игровой процесс). Долгожданная игра от GSC Game World получила подзаголовок Heart of Chernobyl. Релиз назначили на 28 апреля 2022 года на Xbox Series и PC. Тогда же открылись предзаказы в Steam, EGS и Microsoft Store и стало известно о мультиплеерном режиме, который появится после релиза в качестве бесплатного обновления. Предзаказ на игру начали продавать в трех изданиях: обычное (2499 рублей на PC), Deluxe (3199 рублей) и Ultimate (4499 рублей). Позже стал доступен предзаказ коллекционного издания за 29 990 рублей, куда помимо бонусов цифровых расширенных версий вошли стилбук со специальным артом, лампа-артефакт и рюкзак сталкера.





Вскоре были раскрыты и основные особенности S.T.A.L.K.E.R. 2. Стало известно, что размер Зоны составляет 64 км², мир будет полностью бесшовным, а игроков ждет эпичный нелинейный сюжет и несколько концовок. Были заявлены более сотни модификаций на более чем 30 видов вооружения, обещаны иммерсивные механики выживания (голод, сон, кровотечение, облучение), новые разрушительные архи-аномалии, в которых можно найти особо ценные артефакты, а также особо опасные локации, где мутанты охотятся группами.

Казалось, разработка игры наконец вышла на финишную прямую — до релиза каких-то десять месяцев. Однако некоторые фанаты все же сомневались в заявленной дате выхода и указывали, что настоящего геймплея без пререндера еще никто не видел.

Пожалуй, первый тревожный звоночек прозвенел в середине декабря 2021 года, когда GSC неожиданно для всех анонсировала свою метавселенную и пообещала выпускать NFT-токены, дающие права на определенные уникальные внутриигровые предметы и NPC-«металюдей».

Разработчики тогда заявили, что за счет токенов S.T.A.L.K.E.R. 2 станет первой игрой, частью которой владеют игроки. Право создать «первого в мире метачеловека» планировалось разыграть в январе 2022 года на специальном аукционе. По замыслу, победитель смог бы подарить свою внешность одному из NPC, приехав к разработчикам в офис и пройдя детальную процедуру сканирования.

Реакция соцсетей на это событие была бурной. Пользователи грозились отменить предзаказы и требовали удалить S.T.A.L.K.E.R. 2 из Steam за нарушение правил платформы, потому что в сервисе Valve запрещено размещать игры, в которых можно производить операции с NFT или криптовалютой.

В GSC пытались оправдаться, пообещали, что «никаких розовых пони» благодаря этой технологии в игре не появится. Но спустя два дня студия публично заявила об отказе от NFT, отметив, что интересы фанатов являются главным приоритетом для команды. Важная деталь — за некоторое время до этого GSC World опубликовала другой пост, который был удален через несколько минут. В нем говорилось, что с помощью NFT компания хочет заработать больше денег, которые пойдут на развитие проекта.



Из cтертого поста: «GSC Game World — независимая студия разработки. У нас нет издателя, но есть чудесные партнеры, невероятная команда и мечта создать игру, которую вы искренне полюбите. Как и всем остальным разработчикам, нам для этого нужны два основных ресурса — время и деньги».


Хотя отмену NFT и можно было назвать маленькой победой комьюнити, намек на необходимость дополнительного финансирования насторожил фанатов. Уже тогда поползли слухи, что если 28 апреля 2022 года игра все-таки выйдет, это будет сродни чуду.

9 января 2022 года автор YouTube-канала OLDboi сообщил, что S.T.A.L.K.E.R. 2 будет перенесена на осень 2022 года. Он сослался на доверенные источники. Сомневающихся ютубер попросил набраться терпения и дождаться официального анонса.

Комьюнити-менеджеры GSC, в свою очередь, сперва отвечали, что слухи в студии не комментируют. Но через три дня авторы S.T.A.L.K.E.R. 2 к разочарованию многих фанатов подтвердили информацию OLDboi. Только игру перенесли не на осень, а сразу на декабрь 2022 года. Разработчики поблагодарили игроков за терпение и пообещали в будущем больше рассказать об игре.

«Эти дополнительные семь месяцев необходимы, чтобы полностью реализовать наше видение и довести игру до нужного состояния. S.T.A.L.K.E.R. 2 — самая большая игра в истории GSC с соответствующими объемами работ по тестированию и полировке. Мы убеждены, что разработка должна идти столько, сколько потребуется: особенно в случае с таким проектом. Решение было непростым, но мы очень хотим подарить вам игру, которая будет соответствовать ожиданиям».


Позже комьюнити-менеджеры дополнительно прокомментировали перенос проекта:

«Перенос — это дополнительное время, а значит, и дополнительная возможность сделать игру качества, которого мы хотим добиться. Конечно, каждый игрок воспринимает эту информацию по-своему, но для команды — это дополнительная возможность реализовать всё, что было задумано».

«С игрой не плохо, а наоборот, всё хорошо — у нас большой проект, и мы хотим его довести до нужного нам состояния. Дополнительные семь месяцев на полишинг — это нормальная ситуация. Есть множество живых примеров, когда на полишинг уходит куда больше времени».

Однако бурю в соцсетях это уже не остановить не могло. Пользователи продолжают делать мемы и ругать разработчиков за такой шаг. Например, есть те, кто уже запланировал отпуск на конец апреля, планируя, что тогда погрузится в игру. Часть поклонников, тем не менее, поддерживает авторов, отмечая, что торопиться с таким проектом точно не стоит и лучше подождать, чем получить сырой продукт. Некоторые вовсе поблагодарили GSC — ведь они получат больше времени для теоретического апгрейда компьютера.

UPD. 16 января появилась инсайдерская информация о реальных причинах переноса игры. Главной проблемой мог стать «переезд» игры с Unreal Engine 4 на Unreal Engine 5.

Действительно ли игроки получат 8 декабря 2022 года S.T.A.L.K.E.R. 2 — вопрос теперь открытый. Геймплей до сих пор показывают по минимуму. Спорная ситуация с NFT и для многих неожиданный перенос также не добавляют оптимизма. Да и в целом об игре пока сложно судить на основе нескольких тизер-трейлеров и пререндеренных роликов.

Некоторые пользователи уже предполагают, что S.T.A.L.K.E.R. 2 может настигнуть проклятие первой части, когда первую часть игру переносили несколько раз, а из релизной версии вырезали немало заявленных механик и часть контента. И это несмотря на то, что пиар-менеджер GSC Game World Захар Бочаров ранее неоднократно намекал, что разработчики планируют все сделать так, чтобы игра вышла ровно в срок.

Обсудить