Оглавление

«Сокол и Зимний солдат»: впечатления от сериала

Необязательное дополнение к фильмам про Капитана Америку

Летом 2019 года фильм «Человек-паук: Вдали от дома» завершил третью фазу киновселенной Marvel. Старта четвертой из-за начавшейся пандемии пришлось ждать куда дольше, чем планировали Кевин Файги сотоварищи. Открыть четвертую фазу изначально должна была «Черная вдова», но дата ее премьеры уже не раз переносилась, и сейчас фильм ожидается в середине лета.

В итоге, пока кинопрокат только начинает понемногу восстанавливаться после 2020 года, локомотивами четвертой фазы пришлось стать телесериалам. Такому решению, вероятно, способствовало и то, что у Disney уже был перед глазами положительный опыт «Звездных войн»: сериал «Мандалорец» удостоился куда более теплого приема, чем последние полнометражные фильмы о далекой галактике, и подстегнул интерес к стриминговому сервису компании.

Первым сериалом по Marvel в Disney+ стал «ВандаВижн». Экспериментальный проект, в значительной степени вдохновленный классическими американскими ситкомами, значительно отличался по духу и стилю от всего, что студия Marvel выпустила прежде. Авторы сериала, с одной стороны, делали оммаж комедийным шоу прошлого, а с другой — показывали трагическую историю о последствиях «Войны бесконечности» для одного конкретного очень могущественного персонажа.

Следом за «ВандаВижн» подоспел сериал «Сокол и Зимний солдат», который, на контрасте с предшественником, лишен всякого намека на экспериментальность и близок по стилю и видеоряду к полнометражным фильмам Marvel про Капитана Америку. Последнее вполне естественно, учитывая, кто выступает главными героями сериала.



Впрочем, кое-что общее у двух первых марвеловских сериалов Disney+ все-таки есть — в основе сюжетов обоих лежат последствия противостояния Мстителей и Таноса. В «ВандеВижн» речь шла, прежде всего, о личной трагедии Ванды и том, как героиня пытается ее пережить. В «Соколе и Зимнем солдате» нам показывают более масштабную и комплексную картину.

Основной конфликта сериала служит отмена результатов «щелчка Таноса». Возвращение к жизни миллионов людей, уничтоженных в конце «Войны бесконечности», становится серьезным вызовом для человечества и мировых правительств. Возникающие социальные и экономические проблемы порождают множество недовольных и, в частности, приводят к появлению в Европе террористической группы «Разрушители флагов», которая борется против правительств, считая, что те не служат интересам простых людей. Причем в руки этих борцов с режимом попадает сыворотка супересолдата — аналог той, что превратила доходягу Стива Роджерса в Капитана Америку, — и это делает их крайне опасными, и заставляет заинтересоваться ими Сокола и Зимнего солдата.

Правда, авторы заявляют, что мир после «отката щелчка» стал иным, но толком это не показывают. Если в первой половине «Мстителей: Финала» Земля после истребления половины населения и сами люди выглядели тоскливыми и лишенными надежды, то мир «Сокола и Зимнего солдата» по сути ничем не отличается от того, что был до всей эпопеи с Таносом. И этот пример наглядно демонстрирует главную, пожалуй, проблему сериала, затрагивающую почти все его составляющие, — идея вроде бы интересная, но реализация хромает.

Еще до анонса сериала исполнители заглавных ролей Энтони Макки и Себастьян Стэн говорили, что были бы рады вместе сняться в спин-оффе «Мстителей» в духе buddy movie. И авторы «Сокола и Зимнего солдата» вроде бы вдохновлялись именно этим поджанром — благо тандем персонажей действительно колоритный, а в фильмах между актерами была «химия». Проявляется она и в сериале… но буквально в нескольких сценах. Между главными героями есть несколько забавных пикировок и эмоциональных диалогов, но и только. Более того, в отношениях персонажей нет никакого развития, без которого сложно представить полноценный buddy movie, где обычно персонажи-противоположности сначала сталкиваются, а затем, проходя через испытания, становятся друзьями. Вот только Сокол и Зимний солдат после событий фильмов уже стали друзьями. И пусть даже в начале сериала они проявляют ершистость и говорят, что не хотят работать в команде, все их действия демонстрируют обратное.



Сами заглавные герои тоже на удивление статичны на протяжении всех шести эпизодов сезона. У Зимнего солдата еще в фильмах завершилась история с его искуплением за грехи, которые он совершал, когда был марионеткой «Гидры». Новой же личной сюжетной арки сценаристы ему попросту не придумали — не считать же за таковую стремление избавиться от кошмаров о совершенных прежде преступлениях. Недалеко ушел и Сокол, получивший от Стива Роджерса щит Капитана Америки, но не ставший принимать на себя эту роль. Формально сериал вроде бы показывает, как Сэм Уилсон приходит к тому, чтобы стать наследником Стива Роджерса и заменить его в качестве Капитана Америки. Но на деле он с самого начала проявляет те качества, которые ассоциируются с этим героем — самоотверженность, идеалистичность, способность вдохновлять и вести за собой. Когда он облачается в новый костюм и берет в руки щит, это все тот же герой, что и в начале сериала, просто с новым именем и костюмом.



Удивительно, но самым интересным и проработанным персонажем «Сокола и Зимнего солдата» оказался Джон Уокер — заслуженный солдат, которого правительство выбирает на роль нового Капитана Америки. Джон посвятил всю свою жизнь служению родине и очень хочет быть достойным новой роли, но ноша оказывается слишком тяжела для него и заставляет проявить не лучшие, а худшие черты. Персонаж получился не очень приятным, но трагическим, и он по сути единственный из действующих лиц «Сокола и Зимнего солдата», кто полноценно раскрывается по ходу сюжета.

Пожалуй, единственная составляющая сериала, которая не вызывает никаких нареканий, — постановка боевых сцен. Их не слишком много, но каждая очень зрелищна и динамична — во время драк легко забыть, что смотришь телевизионный проект, а не очередной полнометражный фильм Marvel.

«Сокол и Зимний солдат» походит на необязательное DLC, выпущенное чтобы чем-то наполнить сезонный пропуск (читай — подписку Disney+). Дополнение, которое несколько расширяет уже знакомый мир, но не привносит в него ничего нового и значимого. Более того, если «Мандалорец» был отдельной историей в популярном мире, то «Сокол и Зимний солдат» самостоятельной ценностью похвастаться не может и кажется просто вымученным придатком к фильмам. Это чисто фанатский проект, который можно порекомендовать только самым преданным поклонникам киновселенной Marvel, которые не пропускают ни одной ее новой части, или любителям заглавных героев.

Обсудить